По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 26.12.2014 N 2.60-2014 "О результатах комплексной проверки исполнения бюджета и оценки социально-экономического развития городского округа город Нововоронеж за 2012 - 2013 годы и текущий период 2014 года"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 26.12.2014 № 23 (138)

ОТЧЕТ № 2.60-2014
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
И ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ГОРОД НОВОВОРОНЕЖ ЗА 2012 - 2013 ГОДЫ И ТЕКУЩИЙ ПЕРИОД
2014 ГОДА

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.60 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2014 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 11.11.2014 № 79.

Цель(и) контрольного мероприятия: оценка социально-экономической ситуации в городском округе; анализ полноты и эффективности исполнения местными органами власти закрепленных полномочий; анализ организации бюджетного процесса и результативность исполнения бюджета городского округа, в том числе по увеличению собственных доходов и оптимизации расходов местного бюджета; анализ эффективности использования муниципальной собственности и земельных ресурсов; проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, направленных на муниципальное управление, культуру, дорожное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство и другие расходы.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Администрация городского округа - акт № 2.60/1-2014 от 05.12.2014.
2. Нововоронежская городская Дума - акт № 2.60/2-2014 от 05.12.2014.
3. Финансовый отдел администрации - акт № 2.60/3-2014 от 05.12.2014.
4. Отдел образования администрации - акт № 2.60/4-2014 от 05.12.2014.
5. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1 - акт № 2.60/4/1-2014 от 28.11.2014.

Срок проведения мероприятия: 12 ноября 2014 года по 18 декабря 2014 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Оценка социально-экономического положения городского округа, его инвестиционной и программной деятельности, перспектив развития.
2. Оценка эффективности развития городского округа в соответствии с Соглашением между правительством Воронежской области и администрацией городского округа о достижении значений региональных показателей эффективности.
3. Анализ и оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления города Нововоронежа.
4. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных из местного бюджета на содержание и деятельность органов местного самоуправления. Проведение аудита закупок для общегосударственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Оценка численности и оплаты труда работников органов местного самоуправления, ее динамика.
5. Организация и исполнение бюджетного процесса в городском округе, его соответствие действующему законодательству, выполнение полномочий участников процесса. Анализ исполнения доходной части бюджета городского округа. Анализ источников финансирования дефицита бюджета. Оценка размера дефицита местного бюджета, его соответствия нормам Бюджетного кодекса РФ. Анализ динамики остатков средств на счетах бюджета, в том числе имеющих целевое назначение. Оценка своевременности освоения целевых бюджетных средств. Оценка долговой политики, проводимой в городском округе. Объем, структура и динамика муниципального долга. Анализ и оценка эффективности исполнения расходной части бюджета городского округа.
6. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств в сфере дорожного и жилищно-коммунального хозяйства. Проведение аудита закупок в сфере дорожного и жилищно-коммунального хозяйства. Оценка результативности участия в государственных программах области в вышеуказанных отраслях.
7. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных из местного бюджета на образование, физическую культуру и спорт. Проведение аудита закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Проверка организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа. Оценка проводимых мероприятий по оптимизации расходов с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств.
8. Проверка целевого использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета, в том числе на реализацию государственного стандарта общего образования, субвенций и субсидий на модернизацию системы образования. Итоги работы по реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 и 599 в сфере образования.
9. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств в сфере культуры. Проведение аудита закупок в сфере культуры в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Итоги работы по выполнению Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597.
10. Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на строительство и реконструкцию спортивных объектов на территории городского округа.
11. Оценка эффективности управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами.
12. Проверка осуществления контроля в сфере закупок уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд - контрольным органом в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Результаты контрольного мероприятия:
Городской округ город Нововоронеж расположен в северо-западной части Воронежской области, на левом берегу реки Дон. Город основан в 1957 году в связи со строительством одной из первых в России промышленных атомных электростанций. Территория городского округа город Нововоронеж составляет 46,13 кв. км (0,09% от территории Воронежской области). В состав округа входит одно городское поселение. Численность населения на 01.01.2014 составила 31721, по сравнению с уровнем на начало 2012 года уменьшилась на 415 человек.
Численность трудоспособного населения в городском округе имеет тенденцию к сокращению. На начало 2015 года прогнозируется ее снижение на 772 человека с 18816 на начало 2013 года до 18044 человек. Избытка трудовых ресурсов в городском округе не имеется. Структура занятости населения города по удельному весу к общей численности занятых в экономике за 2013 год характеризуется следующими данными. В промышленности, строительстве, транспорте и связи занято 66,8%; в оптовой и розничной торговле, общественном питании, гостиничном и ресторанном бизнесе - 9,2%; в государственном и муниципальном управлении и социальном обеспечении - 3,9%; в образовании, здравоохранении и социальной сфере - 11,9%; предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 7,7%. Рынок труда в городском округе относительно стабилен. Уровень регистрируемой безработицы составил в 2013 году 0,7%, а в 2017 году прогнозируется до 0,5%.
В рейтинге городов и районов Воронежской области по уровню заработной платы городской округ стабильно лидирует на протяжении последних лет. Средний размер заработной платы в городе увеличился с 34462 рублей в 2012 году до 39981 рубля в 2014 году и прогнозируется ее доведение в 2015 году до уровня, превышающего 42000 рублей, а в 2017 году - более 49000 рублей.
Промышленность городского округа представлена 16 предприятиями, из которых 8 осуществляют производство и распределение электроэнергии. Промышленными предприятиями округа за 2013 год отгружено товаров собственного производства на 20755,5 млн. рублей, что на 21,9% выше уровня 2012 года. В 2014 году этот показатель составит 22345,6 млн. рублей, и далее прогнозируется его возрастание до 26729,0 млн. рублей в 2015 году, до 38869,8 млн. рублей в 2016 году и до 34787,8 млн. рублей в 2017 году. Увеличение объемов производства связано с вводом в эксплуатацию новых мощностей Нововоронежской атомной электростанции. Атомная энергетика, представленная филиалом ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Нововоронежская атомная станция", является ведущей и градообразующей отраслью городского округа. На АЭС занято 22,5% работающих на крупных и средних предприятиях города, удельный вес объема отгрузки продукции в 2013 году составил 83,9% общего объема по городу. На предприятии производится два основных вида продукции: электроэнергия и теплоэнергия. В объеме товарной продукции по основным видам деятельности производство электроэнергии (мощности) занимает значительную долю - 99%. На объем произведенной электроэнергии (мощности) оказывает влияние регламент проведения ремонтов оборудования станции, поэтому наблюдаются годовые колебания объемных показателей.
Объем производства товарной продукции иными предприятиями, не связанными непосредственно с проведением работ на атомной электростанции, в 2013 году снизился к уровню 2012 года почти вдвое (с 1080,4 до 519,8 млн. рублей), и далее прогнозируется его снижение до 403,6 млн. рублей в 2017 году, или на 22,4% к уровню 2013 года. В итоге если в 2012 году в объеме товаров собственного производства предприятий округа доля продукции, непосредственно связанная с деятельностью атомной станции, составляла 93,7%, то к 2017 году этот показатель прогнозируется на уровне 98,8%. То есть монозависимость экономики территории усиливается.
За 2013 год объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на территории городского округа составил 37623,4 млн. рублей, что составляет 115,4% к соответствующему периоду 2012 года в действующих ценах, в сопоставимых - 110,6%. Основными объектами инвестирования в отчетном периоде являются строительство 1-го и 2-го энергоблоков Нововоронежской АЭС-2, реконструкция основного производства и развитие инфраструктуры.
На территории городского округа в настоящее время реализуется 5 инвестиционных проектов в сфере промышленного производства, не связанных со строительством АЭС. Это развитие производства ООО "Компания Металл Профиль", обособленное подразделение в г. Нововоронеж, ООО "ИЗОДОМ-НВ", ООО "ВЗКТ", Нововоронежский филиал ЗАО "Евробетон", ООО "Каштан". В предстоящие полтора года в данных организациях будет дополнительно создано около 140 рабочих мест. Ведутся организационные работы к реализации еще 3 инвестиционных проектов: строительство завода по производству напитков (квас, пиво, лимонад) ООО "Бизнес Партнерство" (планируемое количество рабочих мест 350), строительство бетонно-растворного узла ИП Широких С.Г. (планируемое количество рабочих мест - 30), строительство пищевого комплекса ИП Бородин П.А. (планируемое количество рабочих мест - 30). Но и при реализации вышеуказанных проектов монозависимость заметно не уменьшится.
Темпы роста объемов услуг, предоставляемых населению округа в сферах торговли, общественного питания, бытового и иного обслуживания граждан, явно отстают от темпов роста доходов населения. В 2013 году доходы населения к уровню 2012 года возросли на 17,3% (с 10978,2 до 12878,0 млн. рублей), в 2014 году прогнозируется рост доходов на 9,2% (14066,0 млн. рублей), а оборот услуг возрос на 7 - 11%, что свидетельствует о наличии резервов наращивания объемов торговых и иных услуг.
По результатам комплексных оценок эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов Воронежской области по итогам 2012 и 2013 годов, проведенных департаментом по развитию муниципальных образований Воронежской области, городской округ город Нововоронеж занял первые рейтинговые места.
Вместе с тем анализ показателей эффективности деятельности органов власти городского округа, установленных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317, свидетельствует, что из 40 показателей по 7 городской округ имеет неэффективную динамику. По 8 показателям городской округ заметно отстает от среднеобластного уровня. Это показатели развития малого предпринимательства, образования, демографического процесса, налоговых поступлений и расходов на содержание органов власти. Принятие мер по улучшению значения этих показателей предусматривается в принятых на 2014 - 2017 годы муниципальных программах.
По всем органам власти городского округа (городская Дума, контрольно-счетная палата, администрация, финансовый отдел и отдел образования) штатная численность за проверяемый период также возросла на 8 единиц (со 120 на 01.01.2012 до 128 на 01.10.2014). Причем численность муниципальных служащих уменьшена на 7 единиц (с 37 до 30), а численность должностей, не относящихся к муниципальным служащим, увеличилась на 15 штатных единиц (с 83 до 98). Эти процессы обусловили то, что показатель эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов "Объем расходов бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования" городского округа за 2012 - 2013 годы имеет неэффективную (возрастающую) динамику, является одним из самых высоких среди городских округов и районов области. За 2013 год он составил 2063 рубля, что в 1,7 раза выше среднеобластного показателя и в 2,4 раза выше показателя Борисоглебского городского округа.
Действенных мер по достижению более рационального значения данного показателя администрацией городского округа не предпринимается. С 2014 года городским округом утверждена и реализуется муниципальная программа "Муниципальное управление в городском округе город Нововоронеж на 2014 - 2019 годы". Анализ данной программы показывает, что достижение продекларированных ею таких основных целей, как совершенствование и оптимизация системы муниципального управления, достижение конкретных результатов в процессе выполнения муниципальных функций и удовлетворение потребностей граждан и организаций в муниципальных услугах, не подкрепляется проведением соответствующих мероприятий и установлением целевых индикаторов и показателей. А одним из основных показателей оценки эффективности реализации программы взят показатель "Расходы бюджета на содержание органов местного самоуправления в расчете на одного жителя городского округа" - не более 3460 рублей при достигнутом в 2013 году значении данного показателя 2063 рубля, то есть с явным завышением.
Анализ положений об отделах администрации городского округа показал, что не придается должного внимания организации исполнения закрепленных за ней законодательством вопросов местного значения. Треть данных вопросов не закреплена за конкретными подразделениями администрации. Основные задачи и функции планово-экономического отдела, отдела труда и заработной платы, отдела по инвестиционным программам и экономике, бухгалтерии во многом дублируются. В ходе проверки начата подготовка проектов новых положений об отделах администрации, в которых это несоответствие предполагается устранить. До отделов не доводятся показатели эффективности деятельности, соответствующие реализации закрепленных за ними функций и муниципальных услуг, что не позволяет оценивать конкретную результативность их деятельности.
Организация и исполнение бюджетного процесса в проверяемом периоде осуществлялись на основании федеральных и областных нормативно-правовых актов, а также Положения о бюджетном процессе в городском округе, утвержденного решением городской Думы.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ приказами финансового отдела администрации утверждены Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета и Порядок составления и ведения кассового плана исполнения бюджета, которые в проверяемом периоде выполнялись.
Бюджеты городского округа на 2012, 2013, 2014 годы утверждены в установленном порядке решениями Нововоронежской городской Думы. Исполнение бюджетов городского округа в 2012 и 2013 годах осуществлялось в рамках муниципальных целевых и ведомственных целевых программ городского округа, утвержденных соответствующими постановлениями администрации. Освоение бюджетных средств в рамках муниципальных целевых и ведомственных целевых программ в 2012 году составило 92,0%, в 2013 году - 90,7%. В связи с изменениями бюджетного законодательства при формировании бюджета на 2014 - 2016 годы в 2013 году были внесены соответствующие изменения в муниципальные целевые и ведомственные целевые программы. На основании постановлений администрации утверждены 15 муниципальных программ, охватывающих исполнение закрепленных законодательством полномочий городского округа. В результате показатель эффективности деятельности органов местного самоуправления "Доля расходов бюджета городского округа, формируемых в рамках программных мероприятий, в общем объеме расходов городского округа" в 2014 году доведен до 100%.
В соответствии с законодательством ежеквартальные отчеты администрации об исполнении бюджета городского округа в 2012, 2013 годах и за 9 месяцев 2014 года представлены на рассмотрение и утверждение городской Думы.
Основные показатели бюджета в проверяемом периоде показаны в следующей таблице.

(тыс. рублей)
Показатель
Уточненный план 2012 года
Исполнено 2012 год
Уточненный план 2013 года
Исполнено 2013 год
Уточненный план 2014 года
Исполнено 9 месяцев 2014 года
1
2
3
4
5
6
7
Доходы всего, в т.ч.
825 217,5
836 802,4
1 057 984,1
1 050 546,0
945 674,4
773 237,5
- процент исполнения

101,4

99,3

81,8
налоговые и неналоговые
488 827,0
501 643,0
545 291,0
565 769,0
518 266,2
415 156,6
- процент в структуре

59,9

53,9

53,7
- процент исполнения

102,6

103,8

80,1
Безвозмездные перечисления
336 390,5
335 159,4
512 693,1
484 777,3
427 408,2
358 080,9
- процент в структуре

40,1

46,1

46,3
- процент исполнения

102,6

94,5

83,8
Расходы
1 052 127,6
961 671,2
1 375 315,6
1 242 536,6
1 106 480,0
786 098,6
- процент исполнения

91,4

90,3

71,0
Дефицит
профицит
- 226 910,2
- 124 868,8
- 317 331,5
- 191 990,6
- 160 805,6
- 12 861,1

Уточнение утвержденного общего объема доходов бюджета произведено в целом в сторону увеличения в 2012 году - на 281020,3 тыс. рублей (на 52%), в том числе по налоговым и неналоговым доходам - на 25258,0 тыс. рублей, в 2013 году - на 441675,4 тыс. рублей, в том числе по налоговым и неналоговым доходам - на 35148,0 тыс. рублей.
В течение 2012 года внесение изменений в решение о бюджете производилось 9 раз, в 2013 году - 10 раз, а за 9 месяцев 2014 года - 7 раз, что свидетельствует о недостаточно качественном планировании бюджета на этапе его формирования.
При составлении прогноза доходов бюджета финансовым отделом и другими главными администраторами доходов бюджета допускались неточности в расчетах по отдельным подгруппам налоговых и неналоговых доходов, приводящие к необходимости уточнения утвержденных доходных параметров бюджетов.
Так, в 2012 году в ходе корректировки бюджета существенное увеличение (на 21,6%) произошло по доходам от сдачи в аренду имущества по причине заключения нового договора аренды нежилого помещения и погашения задолженности.
В 2013 году увеличены доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки на 25,2% по причине погашения задолженности арендатора по арендной плате за 2011 - 2012 годы (8519 тыс. рублей). Уменьшение произошло по доходам от продажи активов на 34,7% по причине непоступления в бюджет "зависших" в ликвидированном Инвест-банке средств от победителя аукциона и непоступления запланированных заявлений на выкуп земельных участков под объектами недвижимости, находящихся в собственности (4307 тыс. рублей). Аналогично из-за неуплаты арендатором текущих арендных платежей 2013 года за нежилые помещения на сумму 3336,0 тыс. рублей скорректированы на 16,3% доходы от сдачи в аренду имущества. Из-за перехода отдельных налогоплательщиков на другие системы налогообложения или закрытия ими деятельности из-за значительного роста страховых взносов в ПФР и ФФОМС планируемый налог на совокупный доход скорректирован в сторону уменьшения на 14,5%.
С 2012 по 2013 год налоговые и неналоговые доходы бюджета городского округа выросли с 501643,0 до 565768,7 тыс. рублей, а в 2014 году - снизились относительно 2013 года на 15960,7 тыс. рублей. Рост в 2013 году обеспечен увеличением поступлений НДФЛ, земельного налога, госпошлины, доходов от использования муниципального имущества, прочих неналоговых доходов. Основная причина снижения налоговых и неналоговых доходов в 2014 году - уменьшение норматива отчислений по НДФЛ с 32,5 процента до 22,5 процента.
Основным доходным источником бюджета городского округа является налог на доходы физических лиц, который в общем объеме доходов в 2012 году составляет 38,3%, в 2013 году - 37,0%, в 2014 году - 28,3%. Важную роль в формировании данного источника играет реализация программы деятельности государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", предусматривающая строительство энергоблоков № 1 и 2 Нововоронежской АЭС-2. По мере завершения этого строительства прогнозируется снижение доходов от НДФЛ в 2016 году на 3,7% (12,0 млн. рублей), в 2017 году - 6,5% (20,2 млн. рублей). Это ставит перед администрацией задачи по разработке комплекса мероприятий, компенсирующих выпадающие доходы бюджета.
Вторым по величине бюджетообразующим доходным источником является земельный налог, поступивший в бюджет в 2012 году в сумме 54066,2 тыс. рублей, в 2013 году - 63976,4 тыс. рублей, в 2014 году ожидается 70432,0 тыс. рублей.
Использование потенциала налоговой базы по другим налоговым и неналоговым доходам обеспечивается в городском округе достаточно полно.
Все бюджетные ассигнования по безвозмездным поступлениям из федерального и областного бюджетов в проверяемом периоде планировались на основании законов Воронежской области об областном бюджете на соответствующие годы, бюджетных уведомлений департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области и отраслевых (ведомственных) департаментов Воронежской области и расходовались прямым назначением на указанные цели.
Структура расходов бюджета городского округа город Нововоронеж за 2012, 2013 годы и 9 месяцев 2014 года характеризуется следующими параметрами.

(тыс. рублей)
Расходы
2012 год
2013 год
9 месяцев 2014 года
Исполнено
Доля (%)
Исполнено
Доля (%)
Исполнено
Доля (%)
По функциональной классификации
Общегосударственные вопросы
73 557,6
7,6
80 972,3
6,5
53 728,6
6,8
Национальная оборона
70,0
0,0
0,0
0,0
15,0
0,0
Нац. безопасность и правоохранительная деятельность
10 704,8
1,1
14 364,8
1,2
9 750,1
1,2
Национальная экономика
81 363,5
8,5
127 306,5
10,3
67 005,8
8,5
Жилищно-коммунальное хозяйство
253 416,5
26,4
109 653,8
8,8
55 515,7
7,1
Охрана окружающей среды
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
Образование
354 534,7
36,9
410 159,9
33,0
277 547,8
35,3
Культура, кинематография
59 817,8
6,2
24 196,2
1,9
22 302,4
2,9
Здравоохранение
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
Социальная политика
54 551,8
5,7
33 081,8
2,7
13 160,6
1,7
Физическая культура и спорт
73 107,3
7,6
440 408,0
35,4
283 044,1
36,0
Обслуживание муниципального долга
547,2
0,0
2 393,3
0,2
4 028,4
0,5
По экономической классификации
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда
271 628,4
28,2
312 367,4
25,1
220 731,4
28,1
Оплата работ, услуг
347 107,6
36,1
320 081,0
25,8
164 959,3
21,0
Безвозмездные перечисления организациям
100 343,7
10,4
82 362,7
6,6
66 094,3
8,4
Безвозмездные перечисления бюджетам
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
Увеличение стоимости ОС и МЗ
154 421,6
16,1
480 088,9
38,6
280 623,3
35,7
Иные расходы
88 169,9
9,2
47 636,6
3,9
53 690,3
6,8
Расходы всего
961 671,2
100,0
1 242 536,6
100,0
786 098,6
100,0

Анализ вышеуказанных данных свидетельствует, что бюджет городского округа имеет социальную направленность. Доля социальных расходов составляет 56,4% общих расходов бюджета. Изменение бюджетных ассигнований по расходам в 2012 году произведено в сторону увеличения на 66%, или 420029,7 тыс. рублей, в 2013 году - на 676826,8 тыс. рублей (97%), в 2014 году - на 431118,8 тыс. рублей (63%).
Освоение бюджетных назначений в 2012 году произведено в среднем на 91,4%. Ниже 90,0% сложилось освоение по разделам "Общегосударственные вопросы", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность", "Жилищно-коммунальное хозяйство" и "Социальная политика" (исполнение плановых ассигнований составило 82,3, 84,0, 83,8 и 84,8% соответственно).
Освоение бюджетных назначений в 2013 году произведено в среднем на 90,3%. Ниже 90,0% сложилось освоение по разделам "Общегосударственные вопросы", "Национальная экономика", "Жилищно-коммунальное хозяйство" и "Социальная политика" (исполнение плановых ассигнований составило 74,1, 86,1, 73,3 и 89,1% соответственно). Причины указаны ниже.
Освоение бюджетных средств за 9 месяцев 2014 года произведено на 71,1%. Достаточно низкое освоение сложилось по разделам "Общегосударственные вопросы", "Жилищно-коммунальное хозяйство" и "Социальная политика" (исполнение плановых ассигнований составило 57,3, 56,9 и 43,3% соответственно). Причиной низкого исполнения указанных разделов является исполнение заключенных контрактов и, соответственно, их оплата в IV квартале 2014 года.
Расходы раздела "Общегосударственные вопросы" составили в 2012 году 73557,6 тыс. рублей (7,6% общих расходов), в 2013 году - 80972,3 тыс. рублей (6,5%), а за 9 месяцев 2014 года - 53728,6 тыс. рублей.
Наиболее значительная часть средств направлена на оплату труда с начислениями муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы (73 - 80%). Письмом департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области доведен норматив формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих на 2012 год в сумме 22625,0 тыс. рублей. Фактические расходы за 2012 год составили 24167,7 тыс. рублей (106,8% доведенного норматива). Превышение составило 1542,7 тыс. рублей В 2013 году на указанную сумму уменьшена дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности. Норматив на 2013 год доведен в объеме 23953,0 тыс. рублей. Фактические расходы за 2013 год составили 23866,4 тыс. рублей (99,6% доведенного норматива).
Оплата труда муниципальных служащих органов местного самоуправления осуществлялась в соответствии с Положением об оплате труда муниципальных служащих органов местного самоуправления городского округа, утвержденным решениями Нововоронежской городской Думы от 02.12.2013 № 394 (ранее от 22.05.2008 № 682) (далее Положение об оплате труда). Однако проверкой установлено, что в Нововоронежской городской Думе допускались факты неправомерных выплат заработной платы работникам аппарата. Так, за проверяемый период с нарушением положения об оплате труда выплачено бывшему главному бухгалтеру стимулирующих выплат на сумму 80,8 тыс. рублей.
Более того, проверкой порядка формирования фонда оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления установлено, что в проверяемом периоде в нарушение п. 4.8.8 и п. 5.1 Положения об оплате труда при исчислении планового фонда оплаты труда неправомерно планировались средства для выплаты денежного поощрения по итогам работы за квартал. Так, всего неправомерно запланировано 3659,1 тыс. рублей, в том числе в администрации - 3280,1 тыс. рублей (2012 год - 1294,0 тыс. рублей, 2013 год - 1127,4 тыс. рублей, 2014 год - 858,7 тыс. рублей), в отделе образования - 379,0 тыс. рублей (2012 год - 110 тыс. рублей, 2013 год - 219,0 тыс. рублей, 2014 год - 50,0 тыс. рублей).
В составе раздела имелись расходы по оплате решений судов. Арбитражным судом Воронежской области установлено взыскание платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения с финансового отдела администрации в пользу ТФОМС Воронежской области за период с 01.01.1999 по 31.12.2001 на общую сумму 25,9 млн. рублей. Предоставленная рассрочка по исполнению данного решения позволила уплатить сумму платежа в течение 20 лет с ежегодной уплатой 1300,0 тыс. рублей начиная с 2005 года. Кроме того, в 2012 году по решению судов взыскано судебных расходов и убытков в пользу истцов 247,2 тыс. рублей. За проверенный период указанные платежи составили 3822,2 тыс. рублей и явились дополнительной нагрузкой на бюджет городского поселения.
В проверяемом периоде расходы резервного фонда администрации составили 3378,8 тыс. рублей. Так, в 2012 году выделена разовая финансовая помощь МКОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4" в сумме 2718,6 тыс. рублей на проведение работ по текущему ремонту здания, приобретение оборудования для актового зала. В 2013 году в целях организации мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации, на оказание услуг по проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, приобретение медицинского оборудования использовано 627,5 тыс. рублей. За 9 месяцев 2014 года использовано средств резервного фонда 29,7 тыс. рублей на обеспечение питанием участников тушения пожара 3 - 4 августа 2014 года. Нарушений Порядка расходования средств резервного фонда администрации, утвержденного постановлением администрации от 31.08.2012 № 1551, не установлено.
Расходы по разделу "Национальная экономика" за 2012 год составили 81363,5 тыс. рублей с ростом к 2011 году более чем в 3 раза. Увеличение связано с выделением из областного бюджета бюджетного кредита на сумму 35000,0 тыс. рублей на содержание автомобильных дорог и субсидии на реализацию мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Воронежской области на 2010 - 2012 годы" в сумме 15194 тыс. рублей. За 2013 год расходы составили 127306,5 тыс. рублей с ростом к 2012 году на 56,5%. Увеличение связано с выделением из областного бюджета бюджетного кредита на кассовый разрыв на сумму 52524,8 тыс. рублей на мероприятия по проведению капитального ремонта дорог. За 9 месяцев 2014 года расходы составили 67005,8 тыс. рублей.
Из вышеуказанных средств расходы на дорожное хозяйство сложились в 2012 году - 62549,6 тыс. рублей, в 2013 году - 113742,2 тыс. рублей, за 9 месяцев 2014 года - 61278,0 тыс. рублей. Мероприятия в области дорожного хозяйства осуществлялись в рамках областной программы "Развитие сети автомобильных дорог" (с 2014 года - госпрограммы "Развитие транспортной системы") и муниципальных программ: "Развитие сети автомобильных дорог...", "Благоустройство территории центральной части городского округа...", "Безопасность дорожного движения...", "Развитие транспортной системы..." и др. В 2012 году проведена паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений общего пользования местного значения. Ремонтные работы осуществлялись на дорогах, наименование которых содержится в перечне автодорог местного значения.
Проверкой расходов данного подраздела установлены следующие нарушения. На проведение ремонта автодорог без проведения торгов как с единственным подрядчиком заключен контракт № 80/12 от 08.06.2012 с ООО "Благоустройство" на сумму 50665,0 тыс. рублей, что является нарушением ст. 72 БК РФ, ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ. При проведении в 2012 году капитального ремонта автодороги по ул. Космонавтов на сумму 15696,5 тыс. рублей подрядчиком ООО "ГрандСтрой" нарушены установленные контрактом сроки, однако претензионно-исковая работа администрацией не велась, не предъявлено штрафных санкций на сумму 4144,8 тыс. рублей. В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ изменены виды работ при исполнении муниципального контракта от 16.12.2013 № 222107 стоимостью 17550 тыс. рублей, заключенного с ООО "СпецДорСервис". При осуществлении ремонта асфальтобетонного покрытия по ул. Космонавтов (съезд на ул. Набережная, школа № 2) вместо асфальтобетонного покрытия произведены работы по устройству покрытий из тротуарной плитки. Приемка выполненных ремонтных работ осуществлялась с оформлением гарантийных паспортов, в которых отсутствовали характеристики объектов, что не соответствует форме, утвержденной Распоряжением Минтранса РФ от 07.05.2003 № ИС-414-р "О введении в действие гарантийных паспортов на законченные ремонтом автомобильные дороги...". К тому же в данном Распоряжении гарантийные сроки рекомендованы в зависимости от конструктивного элемента автодороги от 4 до 8 лет и выше, на искусственные сооружения - от 8 лет. При этом во всех муниципальных контрактах гарантийный срок на выполненные работы составляет 3 года. Снижение гарантийного срока может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, так как для устранения выявленных дефектов вновь потребуются бюджетные средства.
На содержание автодорог направлено: 2012 году - 3964,7 тыс. рублей; 2013 году - 26215,2 тыс. рублей; 9 мес. 2014 года - 17600,2 тыс. рублей. Основным подрядчиком выполнения данных работ являлось ООО "Благоустройство", с которым в нарушение ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ заключались контракты как с единственным подрядчиком без проведения конкурсных процедур.
Расходы бюджета по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" за проверяемый период сложились в размере 418586,1 тыс. рублей, из них: в 2012 году составили 253416,5 тыс. рублей; в 2013 году - 109653,9 тыс. рублей; за 9 мес. 2014 года - 55515,7 тыс. рублей, в том числе по подразделам следующим образом.

тыс. рублей
Наименование подразделов
2012 год
Уд. вес, %
2013 год
Уд. вес, %
9 мес. 2014 года
Уд. вес, %
Жилищное хозяйство
56341,6
22,2
32918,3
30,0
4016,2
7,2
Коммунальное хозяйство
1707,4
0,7
93,4
0,1
1975,5
3,6
Благоустройство
195367,4
77,1
76642,2
69,9
49524,0
89,2
ВСЕГО по разделу
253416,5
100
109 653,9
100
55 515,7
100

По подразделу "Жилищное хозяйство" за проверяемый период направлено 93276,1 тыс. рублей. Структура расходов в разрезе источников финансирования представлена в следующей таблице.

тыс. рублей
Наименование расходов
2012 год
2013 год
9 мес. 2014 года
Фонд ЖКХ
ОБ
МБ
Фонд ЖКХ
ОБ
МБ
МБ
Жилищное хозяйство, в т.ч.
13 285,1
24 361,9
18 694,6
4 979,2
1 561,2
26 377,9
4 016,2
- капитальный ремонт (185-ФЗ)
13 285,1
2 391,2
2 446,0
4 979,2
1 561,2
1 561,2
1 416,2
- капитальный ремонт в рамках программ
-
21 970,7
-
-
-
19 016,7
-
- развитие лифтового хозяйства
-
-
16 248,6
-
-
5 800
2 600,0
ВСЕГО по подразделу
56 341,6
32 918,3
4 016,2

В проверяемом периоде на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" направлено 27640,2 тыс. рублей. Выделенные средства направлены на проведение капитального ремонта крыш, фасадов, внутридомовых инженерных систем 11 многоквартирных домов. Условия включения многоквартирных домов в программы управляющими компаниями соблюдены. При проверке документов и визуальном осмотре этих 11 домов нарушений не установлено. Целевые индикаторы программ выполнены.
Проведение капитального ремонта осуществлялось также в рамках инвестиционных и ведомственных целевых программ. В рамках реализации инвестиционного проекта "Благоустройство территории центральной части г. Нововоронеж" капитальный ремонт жилых многоквартирных домов в 2012 году осуществлялся на основании соглашения, заключенного между администрацией городского округа и департаментом экономического развития Воронежской области 22.05.2012. Соглашением утвержден перечень мероприятий: капитальный ремонт фасадов 18 жилых многоквартирных домов, ремонт кровель - 8, ремонт козырьков - 18, на реализацию которых из областного бюджета выделено 22000,0 тыс. рублей, фактически израсходовано 21970,7 тыс. рублей. Проверено выполнение работ по ремонту фасадов 4 из 18 домов; по ремонту кровли 3 из 8 домов, по ремонту козырьков в 2 из 18 домов. В результате установлено, что оплачены невыполненные работы по ремонту фасада и кровли (демонтаж и монтаж окон, дверей, утепление покрытий керамзитом) дома по ул. Ленина, 11а, на сумму 120,2 тыс. рублей; по ремонту козырька в доме по ул. Ленина, 8, на сумму 3,0 тыс. рублей. Также изменены виды и объемы работ на сумму 799,6 тыс. рублей при выполнении капитального ремонта фасада по ул. Ленина, 8, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ. Работы стоимостью 7677,3 тыс. рублей выполнены не в установленный контрактом срок - 20.08.2012 вместо 04.07.2012, при этом штрафные санкции подрядчику ООО "Строительная компания Эталонстрой" в сумме 1411,8 тыс. рублей администрацией не взыскивались.
В 2013 году в рамках ВЦП "Комфортное жилье в городском округе город Нововоронеж за 2013 год" проведен капитальный ремонт фасадов и кровель 13 многоквартирных домов на сумму 19016,7 тыс. рублей. Работы выполнены в соответствии с утвержденными сметами и в установленные сроки. Визуальным осмотром ремонта кровель и фасадов 3 из 13 домов нарушений не установлено.
Наряду с этим по подразделу "Жилищное хозяйство" осуществлялись мероприятия по развитию лифтового хозяйства: в 2012 году - на общую сумму 16248,6 тыс. рублей (техническое диагностирование 51 лифта - 1908,4 тыс. рублей; капитальный ремонт 46 лифтов и замена 2 лифтов - 14340,2 тыс. рублей). Проверкой установлено, что при формировании начальной цены одного из контрактов увеличена стоимость работ по ремонту 2 лифтов на 11,2 тыс. рублей.
Существенным отличием реализации программных мероприятий по данной тематике в 2013 - 2014 годах стало привлечение средств собственников жилья и предоставление бюджетных средств в виде субсидий на возмещение затрат по проведенному капитальному ремонту и замене лифтового оборудования многоквартирных домов товариществам собственников жилья и управляющим организациям. В соответствии с Порядком предоставления субсидий..., утвержденным постановлением администрации городского округа от 24.06.2013 № 1111 (с изм.), размер субсидии на капитальный ремонт одного лифта составляет 100,0 тыс. рублей, на замену одного лифта - 750,0 тыс. рублей.
В 2013 году на развитие лифтового хозяйства направлено 5800,0 тыс. рублей, из них на возмещение затрат по замене 6 лифтов - 4500,0 тыс. рублей; по капитальному ремонту 13 лифтов - 1300 тыс. рублей; за 9 мес. 2014 года на возмещение затрат по капитальному ремонту 26 лифтов направлено 2600,0 тыс. рублей. При этом в нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса РФ управляющей компании ООО "АтомТеплоСбыт" филиал "Атом-ЖКХ. Нововоронеж" предоставлены субсидии в размере 8400 тыс. рублей. Во-первых, на момент получения субсидий управляющая компания не осуществляла затраты на ремонт и замену лифтов. Во-вторых, для получения субсидий предоставлялись документы, подтверждающие затраты лифтовой организации ООО "Эрг-Плюс" (акты выполненных работ, товарные накладные). К тому же в нарушение п. 7.2 Порядка отчеты о расходовании средств на капитальный ремонт составлялись без отражения дополнительных источников финансирования (средств собственников, управляющей компании), причем не получателем субсидий, а подрядной организацией. В ходе проверки управляющей компанией представлены платежные поручения, согласно которым полученные субсидии перечислены в полном объеме лифтовой организации ООО "Эрг-Плюс".
По подразделу "Коммунальное хозяйство" за проверяемый период использовано 3776,3 тыс. рублей, из них: 1532,5 тыс. рублей в 2012 году безвозмездно перечислены МАУ "Соцкультбыт" для оказания услуг в части бытового обслуживания населения; 1975,5 тыс. рублей - на приобретение в 2014 году имущества (насосных агрегатов) и материальных запасов (электрооборудование, запорная арматура, аэрационная система, металлоконструкции), которые впоследствии переданы МУП "Аквасервис"; 168,9 тыс. рублей - расходы по содержанию имущества, находящегося в муниципальной казне. В нарушение приказов Минфина РФ от 21.12.2011 № 180н, от 21.12.2012 № 171н по данному подразделу отражены расходы по монтажу и оформлению новогодней елки в сумме 99,4 тыс. рублей.
По подразделу "Благоустройство" в проверяемом периоде выделено 321533,6 тыс. рублей, из них: 100579,7 тыс. рублей направлены на содержание улиц, дорог, памятников, фонтана и др.; 76052,1 тыс. рублей - на благоустройство центральной части города; 29336,1 тыс. рублей - уличное освещение; 25000 тыс. рублей - строительство фонтана; 12880,2 тыс. рублей - строительство водопровода на 3 улицах; 22591 тыс. рублей - озеленение; 7972,6 тыс. рублей - компенсационное озеленение; 10948,1 тыс. рублей - предоставление субсидий муниципальным организациям и 36173,8 тыс. рублей на прочие мероприятия по благоустройству.
В рамках реализации инвестиционного проекта "Благоустройство территории центральной части города Нововоронеж" в 2012 году на общую сумму 76052,1 тыс. рублей утверждены и выполнены такие мероприятия, как ремонт тротуаров, благоустройство территории скверов в районе Дворца культуры "30 лет Победы", ремонт фасада здания Дворца культуры, ремонт подпорной стены и досок Почета, ямочный ремонт дорог. Для выполнения работ на сумму 72459,9 тыс. рублей в нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ без проведения конкурсных процедур заключено 9 контрактов с ООО "Благоустройство" как с единственным подрядчиком.
Низкий процент освоения бюджетных средств наблюдается по мероприятию "Компенсационное озеленение", в рамках которого ежегодно планируется проведение расчистки гарей и посадки зеленых насаждений. Так, в 2012 году освоено всего лишь 899,9 тыс. рублей, или 2,3% предусмотренных бюджетом средств (40031,6 тыс. рублей), в 2013 году - 4,3% (по плану - 39131,7 тыс. рублей). До октября т.г. средства на компенсационное озеленение были предусмотрены в размере 6110,4 тыс. рублей, и только в октябре 2014 года в бюджет внесены изменения в части увеличения плановых расходов до 37465,0 тыс. рублей. Однако по состоянию на 05.12.2014 торги на осуществление работ по компенсационному озеленению не объявлены. Таким образом, в течение трех лет планировались и не осваивались целевые средства в сумме 31354,6 тыс. рублей.
При предоставлении субсидий муниципальным учреждениям установлено, что в нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в 2013 году администрацией не было заключено соглашение с МУП "Ритуал" для получения субсидий на содержание мест захоронения получателем, в 2014 году соглашение подписано в ходе проверки.
В проверяемом периоде ООО "Благоустройство" (100% уставного капитала принадлежит муниципальному образованию) являлось основным подрядчиком комплексного выполнения работ по благоустройству территории городского округа. При этом контракты с ООО "Благоустройство" заключались либо как с единственным подрядчиком (в нарушение № 94-ФЗ), либо как с единственным участником открытых аукционов в электронной форме. Начальные (максимальные) цены контрактов формировались на основании сметной стоимости работ. Однако объемы планируемых работ (услуг) не подтверждены ни расчетами, ни дефектными ведомостями, ни пояснительными записками и др. Например, при составлении локального сметного расчета на вывоз мусора на полигон бытовых отходов и оказание услуг сторонним организациям (прием отходов) планируемые объемы не подтверждены информацией о количестве отходов, образующихся на расчетную единицу (нормы накопления ТБО). К тому же объемы по оказанию услуг сторонними организациями на 2014 год необоснованно заложены в 1,37 раза больше по сравнению с 2013 годом.
Наряду с этим в технических заданиях к контрактам отражено, что отдельные виды работ должны выполняться по письмам-заявкам (заданиям) заказчика (администрации). Например, работы по вывозу и завозу песка в песочницы дворов, создание детских игровых площадок во дворах должны осуществляться по письмам-заявкам заказчика; сварочные работы, ремонт, изготовление, установка малых архитектурных форм (МАФ) - по заданию заказчика. Однако письма-заявки (задания) администрацией не формировались.
К тому же в техническом задании (п. 1.4) отражено, что до начала проведения работ подрядчику необходимо произвести обследование объекта, произвести необходимые замеры, уточнить объемы и согласовать их с заказчиком (например, при осуществлении ямочного ремонта магистральных и внутриквартальных работ). Данное требование также свидетельствует об отсутствии расчетов объемов планируемых работ, отраженных в локальных сметных расчетах контрактов по выполнению комплекса работ по благоустройству, что является нарушением формирования начальной (максимальной) цены контракта (ст. 19.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).
Проверкой установлено, что нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ допускалось и при исполнении контракта. Так, в период действия контракта от 23.12.2011 № 2460 с ООО "Благоустройство" заключено 9 дополнительных соглашений, в итоге первоначальная цена контракта 44800 тыс. рублей возросла до 59283,0 тыс. рублей.
Анализ контрактов показал, что выполнение комплекса работ по благоустройству включает в себя выполнение дорожных работ (содержание, ямочный ремонт, ремонт), работ по благоустройству: озеленения, установки малых архитектурных форм, уборки территории городского округа, содержания фонтана, водозабора и др. Перечисленные работы функционально не связаны между собой, однако на торгах они объединены в один лот. Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
По разделу "Образование" расходы на общее образование составили: в 2012 году - 152597 тыс. рублей, в 2013 году - 160795,8 тыс. рублей и за 9 месяцев 2014 года - 106625,3 тыс. рублей. По данному подразделу осуществлялось финансирование расходов на содержание пяти общеобразовательных школ и двух учреждений дополнительного образования (Дом детского творчества и Детско-юношеская спортивная школа) за счет средств, выделенных из федерального, областного и местного бюджетов.
Проверкой использования субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования установлено, что в 2012 - 2013 годах отделом образования не соблюдался норматив расходования средств на учебные расходы и оплату труда с начислениями, установленный приказами департамента образования от 12.10.2010 № 891 и от 16.11.2012 № 1076, в соответствии с которыми доля учебных расходов определена не ниже 6% объема субвенции.
В 2012 году на оплату труда с начислениями израсходовано 67712,9 тыс. рублей или 99,3% субвенции, на учебные расходы - 469,4 тыс. рублей, или 0,7%. В 2013 году расходы на оплату труда с начислениями составили 89141,1 тыс. рублей, или 95,8% объема субвенции, соответственно на учебные расходы - 3912,1 тыс. рублей, или 4,2%.
Согласно объяснению руководства отдела образования, превышение расходов на оплату труда с начислениями произошло по причине необходимости доведения заработной платы педагогических работников до уровня, установленного майскими Указами Президента РФ. Для обеспечения выполнения данного Указа часть средств, запланированных на учебные расходы, была перераспределена на оплату труда.
Средняя заработная плата педагогических работников общего образования составила в 2012 году 19,6 тыс. рублей, в 2013 году 23,2 тыс. рублей и за 9 месяцев 2014 года 21,7 тыс. рублей. Согласно статистическим данным, средняя заработная плата по региону в 2012 году сложилась в сумме 19,8 тыс. рублей, в 2013 году - 22,1 тыс. рублей, а за 9 месяцев 2014 года - 23,2 тыс. рублей. Достигнутые результаты не соответствуют требованиям Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597.
В целях проведения оптимизации системы образования городского округа город Нововоронеж отделом образования в 2012 году сокращено 2,4 шт. единиц педработников подведомственных учреждений, в 2013 году - 3 шт. единиц педработников, 3,75 шт. единицы АУП, 5,5 шт. единиц учебно-вспомогательного персонала и 6 шт. единиц младшего обслуживающего персонала. В 2014 году сокращено 3,5 шт. единиц АУП. Проведенное сокращение позволило сэкономить 498,8 тыс. рублей.
Проведенный анализ системы общеобразовательных учреждений, а также наполняемости классов и штатной численности работников показал, что в г. Нововоронеже не исчерпан потенциал дальнейшей оптимизации в целях снижения бюджетных расходов. Так, учитывая численность обучающихся и количество классов, возможен вариант объединения МКОУ "СОШ № 1" и МКОУ "СОШ № 5", принимая во внимание их близлежащее месторасположение. На момент проведения проверки общая численность обучающихся составляет в МКОУ "СОШ № 1" 571 человек в 24 классах (средняя наполняемость 23,8 ребенка в классе); в МКОУ "СОШ № 5" - 474 человека в 19 классах (средняя наполняемость - 24,9 ребенка в классе). Среднесписочная численность персонала МКОУ "СОШ № 1" и МКОУ "СОШ № 5" составляет 60,44 и 63,8 человека.
Выборочной проверкой организации питания детей в общеобразовательных учреждениях нарушений не установлено.
Общий объем исполненных расходных обязательств по детским дошкольным учреждениям составил в 2012 году 139404,5 тыс. рублей, в 2013 году 191021,5 тыс. рублей и за 9 месяцев 2014 года 128823,3 тыс. рублей. В проверяемом периоде наибольший удельный вес в расходах дошкольных учреждений составили расходы на заработную плату с начислениями и компенсацию на приобретение методической литературы.
Расходы по разделу "Культура и кинематография" за 2012 год составили 59817,8 тыс. рублей (99,8% бюджетных ассигнований), что составляет 10% от суммы всех расходов, в 2013 году - 24196,2 тыс. рублей (97,2% бюджетных ассигнований и 3,0% всех расходов администрации). За 9 месяцев 2014 года расходы составили 22302,4 тыс. рублей. Бюджетные средства использовались на финансирование муниципальных автономных учреждений: МАУ "Соцкультбыт", МАУК "Культурно-досуговый центр". Выборочной проверкой расходов субсидии МАУК "Культурно-досуговый центр" нарушений не установлено.
Исполнение по разделу "Социальная политика" за 2012 год составило 54551,8 тыс. рублей. По причине уменьшения средств федерального и областного бюджетов расходы в 2013 году уменьшились почти на 38% и составили уже 33081,8 тыс. рублей. Невыполнение бюджетных назначений на данные цели на 15% в 2012 году и 16,7% в 2013 году свидетельствует о недостаточной работе администрации с контингентом получателей субсидии на жилье.
Расходы бюджета по разделу "Физическая культура и спорт" за 2012 год составили 73107,3 тыс. рублей, в 2013 году - 440408,0 тыс. рублей, а за 9 месяцев 2014 года - 283044,1 тыс. рублей. Значительное увеличение расходов по данному разделу связано со строительством и реконструкцией спортивных объектов с привлечением средств областного бюджета. Муниципальным заказчиком строительства и реконструкции спортивных объектов являлась администрация городского округа.
Выводы по эффективности использования средств на реконструкцию городского стадиона, строительство пришкольных стадионов и спортивных площадок будут представлены отдельным отчетом инспекцией по контролю расходов на промышленность, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство.
Дебиторская задолженность на 01.01.2014 составила 48699,2 тыс. рублей. Проверкой установлено, что администрацией ведется претензионно-исковая работа по взысканию задолженности. По всем должникам имеются решения суда о взыскании.
Кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2014 составила 1977,5 тыс. рублей и носит текущий характер.

Структура и динамика муниципального долга

В 2012 году на основании соглашения с департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области получен кредит в сумме 35000,0 тыс. рублей на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения со сроком погашения 10.05.2015. В 2012 году произведено погашение процентов по кредиту в сумме 547,2 тыс. рублей.
В 2013 году привлечено кредитов на сумму 215000,0 тыс. рублей, в том числе на покрытие кассового разрыва, возникшего при исполнении бюджета городского округа, - 180000, тыс. рублей со сроком погашения 30.04.2014 и два кредита на дороги на общую сумму 35000,0 тыс. рублей. Полученные средства использованы по назначению. Произведено погашение процентов по кредиту на кассовый разрыв в сумме 1118,8 тыс. рублей, процентов за пользование кредитами на содержание автомобильных дорог в сумме 1274,5 тыс. рублей, а всего 2393,3 тыс. рублей.
Остаток муниципального долга на 01.01.2014 составил 250000,0 тыс. рублей (44,2% доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений), что соответствует требованиям ст. 107 Бюджетного кодекса РФ в части предельного объема муниципального долга.
В 2014 году привлечено кредитов на сумму 475180,0 тыс. рублей, в том числе кредитов на кассовый разрыв, возникших при исполнении бюджета городского округа, - 452800,0 тыс. рублей и содержание автомобильных дорог - 22380,0 тыс. рублей. Погашено процентов по кредиту на кассовый разрыв в сумме 3691,0 тыс. рублей, процентов за пользование дорожными кредитами в сумме 337,4 тыс. рублей, а всего 4028,4 тыс. рублей. Также после проведения аукциона на ремонт автомобильных дорог было произведено частичное погашение кредита на 450,0 тыс. рублей. Средства по полученным кредитам на кассовый разрыв были направлены для обеспечения финансирования расходов, связанных с реконструкцией городского стадиона, благоустройством улиц, ремонтом фасадов и кровель жилых многоквартирных домов. Остаток муниципального долга на 01.10.2014 составил 373330,0 тыс. рублей, что влечет дальнейшие расходы бюджета на его обслуживание.
За 2012 год - 9 месяцев 2014 года нагрузка на бюджет городского округа город Нововоронеж по выплате процентов за пользование кредитами составила 6968,9 тыс. рублей.

Порядок использования муниципальной собственности

В собственности городского округа город Нововоронеж находилось 1015 объектов недвижимого имущества, из них: 780 нежилых и 235 жилых помещений. Право собственности зарегистрировано на 396 объектов недвижимости, остальные объекты являются ранее учтенными в реестре, на многие из которых отсутствует необходимая техническая документация, на изготовление которой средства из городского бюджета выделяются в недостаточном объеме. В 2012 году приватизировано 37 объектов недвижимости, в 2013 году - 21 объект недвижимости. По состоянию на 01.10.2014 действует 103 договора аренды недвижимого имущества, арендуемая площадь составляет 18,5 тыс. кв. м, годовая арендная плата составляет 11739,0 тыс. рублей. Доходы от сдачи в аренду имущества составили в 2012 году 22534,0 тыс. рублей, в 2013 году 17525,8 тыс. рублей, а за 9 месяцев 2014 года 18353,0 тыс. рублей.

Земельные ресурсы. Общая площадь земель городского округа город Нововоронеж составляет 4613 га, в том числе земли Гослесфонда - 1070 га, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, - 878,8 га. Количество действующих договоров аренды земельных участков на 01.01.2014 составляет 497, площадь земельных участков, сдаваемых в аренду, - 213,16 га. Доходы от использования земельных ресурсов городского округа в 2012 году обеспечивали поступление 10,4%, в 2013 году - 10,1% и за 9 месяцев 2014 года - 15,6% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета городского округа. Выборочной проверкой порядка использования земельных ресурсов для пополнения доходной части бюджета нарушений не установлено.

Соблюдение норм законодательства при организации закупок для муниципальных нужд

На основании постановления администрации городского округа город Нововоронеж органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения муниципальных заказов, является финансовый отдел. При этом данные права и обязанности контролирующего органа не отражены в положении о финансовом отделе администрации городского округа город Нововоронеж, утвержденном решением Нововоронежской городской Думы от 01.11.2012 № 289 (в ред. от 29.12.2011). За 9 месяцев 2014 года финансовым отделом проверки в отношении заказчиков, контрактных служб, уполномоченных органов не проводились.
При анализе исполнения планов-графиков установлено многочисленное количество изменений в них. По состоянию на 01.10.2014 администрацией городского округа в план-график вносилось 45 изменений, отделом образования - 35. К тому же установлены случаи неоднократного внесения изменений в планы-графики в один день. Вышеперечисленные факты свидетельствуют о недостатках в работе муниципальных заказчиков при планировании и организации закупок.
В муниципальных контрактах стоимостью свыше 3 млн. рублей за ненадлежащее и некачественное исполнение обязательств размеры процентных ставок применены такие же, как и для контрактов стоимостью до 3 млн. рублей, что является нарушением пунктов 4, 5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом. В ходе проверки данное нарушение устранено.
Выборочной проверкой исполненных муниципальных контрактов малого объема (до 100 тыс. рублей), включенных в реестр закупок администрации городского округа, установлено, что в отдельных договорах отсутствует ссылка на нормы законодательства о закупках, в соответствии с которыми осуществляется сделка (ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Выводы:
За 2012 - 2014 годы наблюдаются положительные тенденции в социально-экономическом развитии городского округа.
Промышленными предприятиями округа за 2013 год отгружено товаров собственного производства на 21,9% выше уровня 2012 года. В 2014 году этот показатель вырастет на 7,7%, а к 2017 году прогнозируется его рост более чем в 1,5 раза к уровню 2014 года. Увеличение объемов производства связано с вводом в эксплуатацию новых мощностей Нововоронежской атомной электростанции.
Проведены ремонты школ, дворца культуры и кинотеатра, реконструкция городского стадиона, построены крытый легкоатлетический манеж, современные стадионы для всех общеобразовательных школ. Значительная работа проведена по благоустройству центральной части города, ремонту дорог и дворовых территорий, жилых домов. Завершается реализация целевой программы по капитальному ремонту и замене лифтового оборудования многоквартирных домов с участием товариществ собственников жилья и управляющих организаций при предоставлении им бюджетных субсидий на возмещение затрат по проведенным работам.
По результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов Воронежской области по итогам 2012 и 2013 годов городской округ город Нововоронеж занял первые рейтинговые места.
Вместе с тем анализ показателей эффективности деятельности органов власти городского округа свидетельствует, что из 40 показателей по 7 городской округ имеет неэффективную динамику. Это показатели развития малого предпринимательства, образования, демографического процесса, налоговых поступлений и расходов на содержание органов власти. Объем производства товарной продукции предприятиями, не связанными с проведением работ на атомной электростанции, в 2013 году снизился к уровню 2012 года почти вдвое, и далее прогнозируется его снижение. То есть монозависимость экономики территории усиливается.
Имелись недостатки в организации исполнения закрепленных законодательством вопросов местного значения, факты дублирования функций, выполняемых отделами администрации. В ходе бюджетного процесса допускались недостатки при планировании доходной части бюджета городского округа. При расходовании бюджетных средств имелись нарушения законодательства, особенно при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд в сфере ЖКХ и при строительстве объектов.
Всего по проверенным объектам установлено:
- неправомерные расходы бюджета - 80,8 тыс. рублей;
- неэффективное использование средств на сумму 7,6 тыс. рублей;
- использование средств с иными нарушениями законодательства на сумму 194,9 млн. рублей.

Предложения:
В целях устранения выявленных нарушений законодательства и недостатков в работе направить представления главе городского округа город Нововоронеж, главе администрации городского округа, руководителям финансового отдела и отдела образования.

Аудитор
И.Н.ДАНИЛОВ


------------------------------------------------------------------