По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.12.2014 по делу N А14-10448/2014 <Заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами удовлетворены в части размера административного штрафа за совершение правонарушения>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2014 г. по делу № А14-10448/2014

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 11 декабря 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 18 декабря 2014 года.
Товарищество собственников жилья "М" (далее - ТСЖ "М", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - административный орган, ГЖИ) от 24.06.2014.
Определением суда от 20.08.2014 исковое заявление ТСЖ "М" оставлено без движения сроком до 19.09.2014. В установленный определением срок заявителем устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.
Определением суда от 09.09.2014 заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Через канцелярию суда в материалы дела 25.09.2014 поступил отзыв административного органа, в котором ГЖИ полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным, а также представлены материалы проверки в полном объеме.
Заявителем 27.10.2014 (согласно отметке канцелярии) представлены в материалы дела возражения на отзыв административного органа, в котором ТСЖ "М" поддерживает заявленные требования.
Определением от 29.10.2014 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Административный орган не согласен с доводами заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11.12.2014.
Из материалов дела следует, что в связи с обращением жильца дома <...> П. по вопросу ненадлежащего содержания жилого дома врио руководителя Государственной жилищной инспекции Воронежской области К. 31.03.2014 года был издан приказ № 1097 о проведении 16.04.2014 года внеплановой выездной проверки ТСЖ "М" с целью получения достоверных сведений об исполнении (ненадлежащем исполнении) последним своих обязанностей по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ, а также соблюдения последним обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, о чем уведомлением № 1233-13 от 31.03.2014 года было сообщено заявителю (уведомление Почты России о вручении от 11.04.2014).
ГЖИ Воронежской области 16.04.2014 в отсутствие надлежаще извещенного ТСЖ "М" проведена проверка по изложенным в заявлении фактам, по результатам которой составлен акт № 1236.
В акте отражены выявленные в ходе проверки нарушения, выразившиеся в нарушении нормативного уровня предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 (далее - Правила), гражданам, проживающим в доме <...>: температура горячей воды в точке водозабора в кухне квартиры <...> составила +35°C при нормативе +60°C, чем нарушены требования, предусмотренных пунктами 4, 31 Правил и пунктом 5 приложения № 1 к Правилам.
Государственной жилищной инспекцией вынесено предписание № 476 от 16.04.2014 о выполнении работ по выявленным нарушениям, действующих нормативно-технических требований по использованию, содержанию и эксплуатации жилищного фонда, придомовых территорий, гостиниц, связанных с ними объектов коммунального назначения и предоставления услуг в срок до 09.06.2014.
В тот же день 16.04.2014 в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя ТСЖ "М" уполномоченным должностным лицом ГЖИ Воронежской области был составлен протокол об административном правонарушении № 587 по основаниям ст. 7.23 КоАП РФ.
Копии протокола № 587 от 16.04.2014, акта проверки № 1236 от 16.04.2014, предписания № 476 от 16.04.2014 направлены в адрес ТСЖ "М" посредством почтовой связи, что подтверждается сопроводительным письмом от 16.04.2014 и конвертом Почты России.
Уведомлениями от 18.04.2014 № 419п-17, от 06.06.2014 № 555п-17 заявителю сообщено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (уведомление № 555п-17 получено Товариществом 13.06.2014).
На основании указанного материала 24.06.2014 врио руководителя Государственной жилищной инспекции Воронежской области К. в присутствии представителя ТСЖ Л. (л.д. 58) вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 677 о привлечении ТСЖ "М" к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000,00 руб., которое получено заявителем 01.08.2014 согласно уведомления Почты России.
Не согласившись с указанным постановлением, ТСЖ "М" обратилось в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и Федеральном законе об административных правонарушениях.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Целью установления административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ является защита интересов населения в области коммунального обслуживания.
Объектом правонарушения являются установленные в законном порядке нормативный уровень либо режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, образуют действия либо бездействие лица, повлекшие нарушение установленного нормативного уровня либо режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом правонарушения по данной статье являются должностные и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, исходя из пункта 2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, приняли решение об управлении жилым домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, субъектами ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.23 КоАП РФ, будут являться соответственно товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы как лица, на которые возложены функции по управлению этим домом.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать в силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с п. п. 1, 4, 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170) определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с п. 1.8 Правил № 170 техническая эксплуатация жилого фонда включает в себя управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовку к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт) и санитарное содержание.
Требования к температуре горячей воды установлены Гигиеническими требованиями к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.2496-09.
В соответствии с пунктом 5.3.1 Правила № 170, качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее +60 град. C в открытых системах горячего водоснабжения и не менее +50 град. C - в закрытых.
Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более +75 град. C.
В соответствии с п. 4 Правил № 354 потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования.
Согласно п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан в том числе:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил.
Пунктом 5 Приложения № 1 к Правилам № 354 установлено, что управляющей компанией должно быть обеспечено соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании:
в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5°C;
в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3°C.
При несоответствии состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
В ходе проведенной ГЖИ Воронежской области проверки установлено, что температура горячей воды в точках водоразбора (на кухне) в квартире <...> многоквартирного жилого дома <...> составила +30 градусов по Цельсию при нормативе +60 градусов по Цельсию.
На основании п. 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" п. 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Субъектом административного правонарушения, установленного ст. 7.23 КоАП РФ является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 Жилищного кодекса РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Факт управления многоквартирным жилым домом <...> заявителем по делу подтверждается протоколом заседания правления ТСЖ "М", договором на оказание услуг по управлению общим имуществом ТСЖ "М" от 28.04.2014 и признается заявителем.
Следовательно, именно ТСЖ "М" является лицом, ответственным за содержание и обслуживание указанного жилого дома.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу пункта 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В подтверждение совершения заявителем вмененного ему правонарушения административным органом представлены акт проверки и протокол об административном правонарушении.
Административным органом исследованы обстоятельства, связанные с организацией обеспечения граждан в домах, обслуживаемых ТСЖ "М" горячим водоснабжением (технологическая и юридическая схема взаимодействия всех заинтересованных сторон), и отражены в постановлении от 24.06.2014.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что отсутствие надлежащего горячего водоснабжения произошло по вине ТСЖ "М" и напрямую связано с его бездействием.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению заявителем обозначенных требований действующего законодательства Товариществом в материалы дела не представлено.
Исходя из изложенного, суд полагает доказанной вину ТСЖ "М" в совершении вмененного ему правонарушения.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
По договору на отпуск тепловой энергии и горячей воды № 8490 от 26.06.2013, заключенному между ТСЖ "М" и МКП "В" (Энергоснабжающая организация - ЭСО), ЭСО обязуется обеспечивать подачу горячей воды ТСЖ "М".
В рассматриваемом случае Товарищество по отношению к гражданам, проживающим в жилом доме <...>, одновременно является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг и напрямую получает от потребителей плату за горячую воду.
Между потребителями (жильцами дома) и сетевой организацией отсутствуют какие-либо непосредственные договорные отношения, поэтому Товарищество как лицо, получающее от потребителей плату в полном объеме за предоставление коммунальной услуги надлежащего качества, должно принимать меры по устранению нарушения режимов и параметров передаваемой горячей воды потребителям.
В соответствии с пунктом 149 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств (пункт 150 Правил).
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 05.04.2012 № 15417/11 по делу № А79-7518/2010, возложение в любом случае ответственности на ресурсоснабжающую организацию влекло бы за собой освобождение от ответственности исполнителя за несоблюдение санитарных и технических требований к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг и без достаточных оснований обременяет потребителей коммунальных услуг необходимостью обращаться за защитой своих прав и законных интересов к иным лицам, с которыми они не связаны никакими правовыми отношениями.
Факт нарушения режима обеспечения населения коммунальной услугой горячего водоснабжения судом установлен и подтвержден материалами дела Товариществом по существу не оспаривается.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Товарищество приняло все зависящие от него меры по недопущению нарушения качества предоставляемой коммунальной услуги по горячему водоснабжению, или наличия обстоятельств непреодолимой силы, в дело не представлены.
В силу пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Довод заявителя о пропуске ГЖИ ВО двухмесячного срока давности привлечении к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не принимается судом в связи со следующим.
ТСЖ "М" привлечен к административной ответственности за нарушение прав потребителей на получение коммунальной услуги по горячему водоснабжению, соответствующей установленным требованиям (нормативам). В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения за такое правонарушение составляет один год.
Судом установлено, что о времени проведения проверки, а также о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении товарищество уведомлено письмом № 1233-13 от 31.03.2014, направленным по месту нахождения ТСЖ в соответствии со сведениями ЕГРЮЛ, и вручено 11.04.2014. Копия протокола была направлена заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении 16.04.2014, которое было возвращено ГЖИ ВО по истечении срока хранения.
О месте нахождения ТСЖ "М" по адресу: <...>, указано также в письме ТСЖ от 20.06.2014.
В судебном заседании Л. подтверждено, что копии уведомления о проведении проверки, а также о рассмотрении 24.06.2014 административного дела получены им. Подтвердил, что в уведомлении (л.д. 50) о дате и времени рассмотрения административного дела подпись принадлежит Л., которому 29.04.2014 к тому же Товариществом выдана доверенность на право совершения указанных в ней юридически значимых действий.
Изменение места нахождения Товарищества в установленном порядке имело место 09.07.2014, что подтверждается в листе записи ЕГРЮЛ (л.д. 16 - 17) и не оспаривается заявителем.
Таким образом, суд не может согласиться с доводом ТСЖ "М" о том, что административным органом допущено существенное нарушение ст. 28.2 КоАП РФ, а именно: составление протокола об административном правонарушении в отсутствие извещения без участия представителя заявителя.
Принимая во внимание обстоятельства дела, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и негативных последствий совершенного правонарушения, устранение заявителем выявленных нарушений, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере 5000,00 руб. Тем самым оспариваемое постановление в этой части подлежит изменению.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 167, 168 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Заявление Товарищества собственников жилья "М" удовлетворить частично.
Признать незаконным и изменить постановление Государственной жилищной инспекции Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН <...>, ИНН <...>) № 677 по делу об административном правонарушении от 24.06.2014 в части размера наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, применив к Товарищества собственников жилья "М" (ОГРН <...> ИНН <...>) г. Воронеж меру ответственности в виде административного штрафа в размере 5000,00 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Воронежской области.


------------------------------------------------------------------