По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 27.11.2014 N 2.64-2014 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2013 году и текущем периоде 2014 года БУ ВО "Новоусманский дом-интернат для престарелых и инвалидов"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 27.11.2014 № 21 (136)

ОТЧЕТ № 2.64-2014
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ В 2013 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2014 ГОДА
БУ ВО "НОВОУСМАНСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ
И ИНВАЛИДОВ"

Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.64 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2014 год, распоряжение заместителя председателя - аудитора Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 13.10.2014 № 72.

Цель контрольного мероприятия: оценка законности и целевого использования средств, выделенных из областного бюджета, и средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Проверенный объект и оформленный акт: бюджетное учреждение Воронежской области "Новоусманский дом-интернат для престарелых и инвалидов" - акт № 2.64-2014 от 30.10.2014.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 15 октября 2014 года по 30 октября 2014 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с учредительными и иными документами, характеризующими организационно-правовую форму и структуру учреждения.
2. Проверка соответствия деятельности учреждения целям и функциям, определенным его учредительными документами.
3. Проверка достоверности учета, наличия и эффективности использования областного имущества.
4. Проверка обоснованности и эффективности расходования субсидии на выполнение государственного задания и субсидии на иные цели, в том числе: на приобретение основных средств и материальных запасов, на проведение ремонтных работ, на оплату прочих работ и услуг и на другие цели.
5. Анализ выполнения учреждением государственного задания за 2013 год и за 9 месяцев 2014 года.
6. Проверка обоснованности расходования средств на оплату труда и порядка формирования штатной численности учреждения.
7. Анализ соответствия численности проживающих граждан расчетной мощности учреждения.
8. Проверка порядка поступления и расходования средств от приносящей доход деятельности, в том числе ежемесячной платы за стационарное обслуживание граждан.
9. Исполнение постановления администрации Воронежской области от 17.12.2004 № 1114 (ред. от 10.10.2008) "О плате за стационарное и полустационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов и об утверждении перечня гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания".
10. Проверка порядка ведения кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами.
11. Соблюдение учреждением норм питания и обмундирования пожилых граждан и инвалидов.
12. Проверка соответствия порядка закупок товаров, работ и услуг действующему законодательству.

Результаты контрольного мероприятия:
Бюджетное учреждение Воронежской области "Новоусманский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее по тексту - учреждение, дом-интернат) создано в августе 2011 года на основании постановления правительства Воронежской области для оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий в сфере социального обслуживания населения.
Полномочия учредителя от имени Воронежской области осуществляет департамент социальной защиты Воронежской области.
Оказание социально-бытовых, медицинских и психологических услуг, обеспечение питанием осуществляется на базе дома-интерната, предназначенного для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе.
Основанием для помещения в учреждение является путевка, выданная учредителем.
Плановое количество мест для проживания определено в количестве 100 мест. Фактически в проверяемом периоде численность проживающих составляла от 84 до 95 чел. По состоянию на 20.10.2014 в доме-интернате проживают 93 гражданина (в т.ч. 92 чел. - постоянно, 1 чел. - временно). Из общего числа проживающих количество нуждающихся в полном уходе составляет 25 чел. (26,3%), нуждающихся в частичном уходе - 20 чел. (21,5%), обслуживающих себя самостоятельно - 48 чел. (51,7%). Для проживания граждан организовано 54 жилых комнаты площадью от 14,1 до 18 кв. м.

Выполнение государственного задания

В соответствии со ст. 69.2 БК РФ учредителем БУ ВО "Новоусманский дом-интернат для престарелых и инвалидов" доведено государственное задание на 2013 и 2014 годы по оказанию государственной услуги "Социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов". Государственная услуга характеризуется объемными и качественными показателями. Потребителями государственной услуги являются престарелые граждане (мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет), инвалиды 1-й и 2-й группы, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи.
На выполнение государственного задания в 2013 году фактически израсходовано 26464,1 тыс. рублей субсидии из областного бюджета, за 9 месяцев 2014 года - 21734,0 тыс. рублей, что составляет 70,5% плановых назначений на год.
Государственная услуга характеризуется 2 объемными и 7 качественными показателями.
Объемный показатель "Количество койко-мест" за 2013 год не выполнен на 14%. При плане 36000 койко-мест выполнено 31025. Это обусловлено тем, что фактическая наполняемость интерната ниже плановой. За 9 месяцев 2014 года при годовом плане 36000 койко-мест значение данного показателя составило 27300 (75,8%).
Показатель объема "Количество человеко-дней" доводится учреждению с 2014 года в связи с оказанием услуг престарелым и инвалидам отделением мобильной социальной помощи, созданным в учреждении в марте 2012 года. Плановое значение показателя на 2014 год составляет 4512 человеко-дней, фактическое за 9 месяцев 2014 года - 5256, или 116% годового плана.
Согласно отчетным данным учреждения о выполнении государственного задания за 2013 год, все показатели, характеризующие качество государственной услуги, выполнены на 100%.
Однако в ходе проверки установлено, что показатель "Обеспечение мебелью, мягким инвентарем, одеждой и обувью в учреждении в соответствии с действующими нормами" в 2013 году выполнен на 70% (в том числе: по мебели - на 100%, мягкому инвентарю - на 100%, одежде - на 33%, обуви - на 39%).
Кроме того, по отчетным данным учреждения за 2013 год, показатель "Обеспечение сбалансированного питания, в том числе диетического" выполнен на 100%, однако проверкой установлено, что выполнение данного показателя за 2013 год составило 144%.
Следовательно, отчетные данные учреждения о выполнении государственного задания по указанным выше показателям за 2013 год являются недостоверными.
За 9 месяцев 2014 года отчет о выполнении государственного задания соответствует фактическим данным.

Финансирование и расходы учреждения

В проверяемом периоде финансирование учреждения осуществлялось за счет средств субсидии из областного бюджета на выполнение государственного задания - 75,7% и средств, полученных от приносящей доход деятельности, - 24,3%.
Проверка расходования субсидии из областного бюджета на выполнение государственного задания.
На выполнение государственного задания в проверяемом периоде учреждением израсходовано 63635,4 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 36473,6 тыс. рублей, за 9 месяцев 2014 года - 27161,8 тыс. рублей.
Основная часть субсидий направлена учреждением на оплату труда с начислениями - 20632,5 тыс. рублей, или 77,9% всех расходов, в 2013 году и 16568,2 тыс. рублей (76,3%) - за 9 месяцев 2014 года. Остальные средства расходовались на оплату прочих расходов (налог на имущество) - 6,2 и 10,7% соответственно по годам, на оплату коммунальных услуг - 5,8 и 6,8%, приобретение материальных запасов - 4,1 и 5,5%, приобретение основных средств в 2013 году - 5,4%, на оплату прочих работ и услуг, услуг связи, прочих расходов - 0,6 и 0,7%.
Выборочной проверкой расходов субсидии на приобретение материальных запасов (в том числе и продуктов питания), оплаты прочих работ и услуг нарушений не установлено.

Приносящая доход деятельность

В соответствии с уставом учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность. На платной основе учреждению разрешено оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых услуг.
Основную часть доходов (99%) составляет плата граждан за стационарное обслуживание. В 2013 году от указанного вида деятельности получено 9032,6 тыс. рублей, за 9 месяцев 2014 года - 6635,9 тыс. рублей.
Доходы, полученные за надомное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, составили менее 1% - 36,8 тыс. рублей и 51,4 тыс. рублей соответственно по годам.
Плата за социальное обслуживание взимается в соответствии с п. 2.22 Положения о порядке и условиях предоставления... стационарного социального обслуживания... <1>, утвержденного приказом учредителя от 31 мая 2010 года № 1314/ОД <2>, и на основании заключенных договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (п. 2.23 Положения).
--------------------------------
<1> Положение о порядке и условиях предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты.
<2> Приказ департамента труда и социального развития Воронежской области от 31 мая 2010 года № 1314/ОД "О предоставлении гарантированных и дополнительных социальных услуг на территории области".

В соответствии с п. 2.23 вышеназванного Положения размер ежемесячной платы исчисляется учреждением с учетом утвержденных норм питания, обеспечения мягким инвентарем, платы за коммунальные услуги и др. В проверяемом периоде плата за стационарное обслуживание за один месяц, установленная учреждением, составляла: с 01.01.2013 - 13099,17 рубля, с 01.07.2013 - 13316,47 рубля, с 01.01.2014 - 14308,77 рубля (в том числе: 3565,22 рубля на питание, 361,41 рубля на обеспечение мягким инвентарем и 10382,14 рубля на приобретение медикаментов, ГСМ, расходных материалов и прочие расходы).
Выборочной проверкой установлено, что фактический размер ежемесячной платы каждого конкретного гражданина не превышал 75% установленной трудовой пенсии.
Так, на момент проведения проверки полную оплату по 14308,77 рубля вносили 5 чел. (5,4%) из 93 проживающих граждан. Остальные 88 чел. оплачивали 75% от трудовой пенсии (частичная оплата). Размер их трудовой пенсии от 7,0 до 11,0 тыс. рублей не позволяет вносить полную оплату 14308,77 рубля, т.к. это более 75% от начисляемой трудовой пенсии. Их плата составляет от 3920,0 рубля до 14057,0 рубля. В результате в проверяемом периоде средняя плата за проживание сложилась ниже установленной учреждением. К примеру, за сентябрь 2014 года в среднем плата составила 8504,0 рубля, или 59,5% от установленной.
Выборочной проверкой (проверено 30 договоров на стационарное обслуживание) полноты взимания с граждан ежемесячной платы за стационарное обслуживание нарушений не установлено.

Проверка расходования платы за стационарное обслуживание

В проверяемом периоде расходы составили: в 2013 году - 10009,5 тыс. рублей (с учетом остатка средств, полученных в 2012 году), за 9 месяцев 2014 года - 5427,9 тыс. рублей.
В соответствии с п. 2.24 названного выше Положения средства, поступающие в качестве платы за стационарное обслуживание, должны направляться учреждением на следующие цели: приобретение продуктов питания; мягкого инвентаря; мебели; технологического, медицинского и реабилитационного оборудования; на содержание и текущий ремонт предоставляемых жилых помещений; оплату коммунальных услуг; на благоустройство территории и иные затраты, связанные с бесперебойным функционированием систем жизнеобеспечения.
Выборочной проверкой установлено, что в проверяемом периоде в нарушение п. 2.24 Положения имело место расходование платы за стационарное обслуживание граждан не по назначению в сумме 2187,8 тыс. рублей.
А именно: оплата за захоронение умерших граждан (за вычетом компенсации из ПФ РФ) - 95,8 тыс. рублей, за разработку программного обеспечения сайта учреждения, за программный продукт антивирус, за обслуживание программного обеспечения - 145,1 тыс. рублей, за информационные услуги "КонсультантПлюс" - 136,4 тыс. рублей, оплата за медицинский осмотр сотрудников - 171,1 тыс. рублей, за обучение и повышение квалификации сотрудников - 35,1 тыс. рублей, за программное обеспечение КАСИБ - 15,2 тыс. рублей, за подключение к корпоративной сети - 84,6 тыс. рублей, оплата налога на имущество - 1063,8 тыс. рублей, за разработку учетной политики учреждения и предоставлению бухгалтерской и др. отчетности в электронном виде - 33,1 тыс. рублей, за приобретение аксессуаров для автомобиля и установку автосигнализации - 31,0 тыс. рублей, за вкладыши к трудовой книжке и бумагу Ballet A4 - 64,2 тыс. рублей, за приобретение, замену и заправку картриджей - 120,3 тыс. рублей, за установку решеток для 10 окон в помещениях бухгалтерии и администрации - 85,5 тыс. рублей, за приобретение спецодежды для персонала - 99,9 тыс. рублей, оплата услуг банка - 6,7 тыс. рублей.
При этом при планировании объемов расходных обязательств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания эти расходы планировались в меньших объемах.

Штаты и оплата труда

Штатное расписание на 01 января 2013 года утверждено директором учреждения и согласовано с учредителем в количестве 100,75 шт. ед. В течение 2013 года в учреждении сокращена 1 шт. ед. подсобного рабочего и введена 1 шт. ед. тракториста. В результате штатная численность на 01 января 2014 года не изменилась и составила также 100,75 шт. ед.
В течение истекшего периода 2014 года в учреждении проведены мероприятия по оптимизации структуры и штатной численности. Сокращены вакансии по 0,5 шт. ед. медицинской сестры и инструктора производственного обучения, введена 1 шт. ед. бухгалтера. Осуществлялись переводы работников из одного подразделения учреждения в другое. Все изменения производились в пределах утвержденных учредителем штатной численности и фонда оплаты труда.
По состоянию на 23.10.2014 количество штатных единиц не изменилось и составило 100,75 шт. ед., которые замещены 93 физическими лицами. Основными работниками занято 84,5 шт. ед. (88 чел.), внутренними совместителями - 1,5 шт. ед. (3 чел.), внешними совместителями - 2,5 шт. ед. (5 чел.). На момент проверки в учреждении вакантны 12,25 шт. ед. по 14 наименованиям должностей.
Проверкой установлено, что основная часть вакансий образовалась в 2012 - 2014 годах.
Формирование штатной численности учреждения осуществлялось на основании приказа учредителя от 12.08.2008 № 721/ОД "Об утверждении нормативов численности работников домов-интернатов... и инвалидов" <3>.
--------------------------------
<3> Приказ главного управления социального развития Воронежской области от 12.08.2008 № 721/ОД "Об утверждении нормативов численности работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатов, домов-интернатов (отделений) милосердия, геронтологического центра, центров временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов".

Выборочной проверкой порядка формирования штатного расписания учреждения установлено, что руководствуясь п. 5 названного выше приказа учредителя директором учреждения в штатное расписание с 01.01.2012 сверх установленных нормативов введено 7 шт. ед. (заместитель директора - 1 шт. ед., официант - 1 шт. ед., мойщик посуды - 1 шт. ед. и др.) и дополнительно введено 10 штатных единиц (заведующий отделением мобильной социальной помощи - 1 шт. ед., социальный работник - 2 шт. ед., дворник - 1 шт. ед., техник-программист - 0,5 шт. ед. и др.). Введение этих должностей согласовано с учредителем.
В проверяемом периоде оплата труда работников учреждения осуществлялась на основании Положений об оплате труда работников бюджетного учреждения Воронежской области "Новоусманский дом-интернат для престарелых и инвалидов", утвержденных приказами учреждения по согласованию с учредителем.
Положения разработаны в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 01 декабря 2008 года № 1044 "О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Воронежской области" и других нормативных документов.
Система оплаты труда включает в себя размеры должностных окладов, (ставок заработной платы), условия оплаты труда директора, заместителя директора и главного бухгалтера и выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Оплата труда директора учреждения регулируется трудовым договором (с дополнениями) и состоит из должностного оклада, стимулирующих надбавок и денежного премирования.
Должностные оклады заместителя директора и главного бухгалтера установлены на 10% ниже должностного оклада директора учреждения. Начисление оплаты труда директору, заместителю директора и главному бухгалтеру проверено сплошным методом. Выборочным методом проверен порядок начисления оплаты труда медицинским и прочим работникам (проверено начисление заработной платы 20 чел.).
Проверкой правильности начисления оплаты труда установлено, что в 2013 году и в январе 2014 года всем сотрудникам учреждения были установлены повышенные на 25 процентов оклады за работу на селе, что не предусмотрено постановлением администрации Воронежской области от 01 декабря 2008 года № 1044 "О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Воронежской области". В результате за указанный период незаконные выплаты составили 1071,1 тыс. рублей (страховые взносы составили 323,5 тыс. рублей). Незаконное повышение окладов автоматически повлекло за собой увеличение суммы компенсационной выплаты за вредность, исчисляемой от оклада в размере 15 - 25%. Всего излишне начислено "за вредность" 160,6 тыс. рублей (страховые взносы - 48,5 тыс. рублей). С февраля 2014 года указанные нарушения не допускаются.
Среднемесячный доход работников учреждения в 2013 году и за 9 месяцев 2014 года составил:
- АУП (директор, заместитель, главный бухгалтер) - 38808 рублей и 34013 рублей соответственно по годам;
- врачи - 22225 рублей и 33627 рублей;
- медицинские сестры - 17051 рубль и 17713 рублей;
- санитарки - 10724 рубля и 12895 рублей;
- социальные работники - 9800 рублей и 14352 рубля;
- прочие работники - 13710 рублей и 16685 рублей;
- в среднем по учреждению - 13710 рублей и 16685 рублей.

Проверка кассовых операций и авансовых отчетов

Проверкой установлено, что прием наличных денежных средств от граждан, проживающих в доме-интернате, и плата населения за надомное обслуживание осуществлялись без применения контрольно-кассовых машин. Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ <4> организациям разрешено осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (квитанций). В нарушение норм названного выше Закона в учреждении бланки строгой отчетности не применялись. Так, при оплате услуг населению выдавались квитанции к приходному кассовому ордеру со штампом "Оплачено". Однако эти квитанции не являются типовой формой (форма 0504510) бланка строгой отчетности, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ № 173н <5> (пункт 2 методических указаний). Книга учета квитанций не ведется.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
<5> Приказ Министерства финансов РФ от 15.12.2010 № 173н "Об утверждении форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и методических указаний по их применению".

В период проверки проведена инвентаризация наличных денежных средств, находящихся в кассе учреждения. По результатам проведения излишков и недостачи не установлено.
В нарушение п. 1.4 Положения, утвержденного Центральным банком РФ от 12.10.2011 № 373-П <6>, и п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У <7> учреждение неоднократно (установлено 5 случаев) допускало накопление наличных денег в кассе сверх установленных лимитов от 11,9 до 61,6 тыс. рублей.
--------------------------------
<6> "Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории РФ", утв. Центральным банком РФ от 12.10.2011 № 373-П.
<7> Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".

Проверкой установлено, что в проверяемом периоде поступившие в кассу учреждения наличные денежные средства в нарушение требований п. 3.1 приказа департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области от 07.02.2012 № 14"о/н" <8> не в полном объеме зачислялись на лицевой счет учреждения. Так, оплата за банковское обслуживание, осуществляемая учреждением наличными денежными средствами, не была учтена в доходах учреждения, полученных в рамках приносящей доход деятельности. В 2013 году на оплату услуг банка направлено 17,4 тыс. рублей, в истекшем периоде 2014 года - 22,2 тыс. рублей.
--------------------------------
<8> Приказ ДФБП Воронежской области от 07.02.2012 № 14"о/н" (ред. от 28.05.2012) "Об утверждении Порядка осуществления казенными, бюджетными и автономными учреждениями Воронежской области операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности".

Помимо этого, в нарушение Приказа Министерства финансов РФ от 01.07.2013 № 65н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" расходы на оплату услуг банка не отражены по подстатье 226 "Прочие работы и услуги" согласно классификации расходов учреждения.

Проверка деятельности отделения мобильной социальной помощи

Отделение мобильной социальной помощи создано как структурное подразделение при доме-интернате 01 марта 2012 года с целью проведения комплексных мероприятий по организации предоставления социальных услуг, ориентированных на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории сельских поселений Орлово и Трудовое.
Услуги предоставляются в соответствии с приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 31.05.2010 № 1314/ОД <9> и на основании устава учреждения и Положения об отделении мобильной социальной помощи.
--------------------------------
<9> Приказ департамента труда и социального развития Воронежской области от 31.05.2010 № 1314/ОД "О предоставлении гарантированных и дополнительных социальных услуг на территории области".

В 2013 году 48 гражданам предоставлено 2605 услуг, в истекшем периоде 2014 года 73 гражданам оказано 3167 услуг.
Выборочной проверкой определения платы за социальное обслуживание на дому и порядка оказания услуг нарушений не установлено.

Имущество учреждения

В соответствии с уставом имущество учреждения находится в государственной собственности Воронежской области и закреплено за ним на праве оперативного управления приказами департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО ВО).
По состоянию на 01 января 2013 года стоимость основных средств (ОС), числящихся на балансе учреждения, составляла 163940,0 тыс. рублей: здания и сооружения, транспортные средства, компьютеры и оргтехника, офисная мебель и др. В 2013 году поступило ОС на сумму 6910,0 тыс. рублей: здание дизельной электростанции, кровати механические и электрические, противопролежневые матрацы, фонтан уличный, холодильная камера, платяные шкафы и др. Выбытия ОС в 2013 году не было. В результате на 01 января 2014 года стоимость ОС составила 170850,0 тыс. рублей.
За 9 месяцев 2014 года поступило ОС на сумму 822,0 тыс. рублей: холодильная и дезинфекционная камеры, сендвич-панели ПСТ и др., выбыло на сумму 87,3 тыс. рублей. Таким образом, на 01 октября 2014 года стоимость ОС составила 171600,0 тыс. рублей.
В ходе проверки проведена выборочная инвентаризация ОС, излишков и недостачи не установлено.
В то же время в нарушение п. 46 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н <10> на 37 объектов медицинского оборудования (облучатели-рециркуляторы воздуха, уфо-камера, кушетки и столы медицинские, шкафы для сушки белья и др.) не нанесены инвентарные номера. В ходе проверки указанное нарушение устранено.
--------------------------------
<10> Приказ Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".

В нарушение Приказа Министерства финансов РФ от 15.12.2010 № 173н <11> в инвентарных карточках учета основных средств (ф. 0504031) отсутствует информация о характеристике объектов.
--------------------------------
<11> Приказ Министерства финансов РФ от 15.12.2010 № 173н "Об утверждении форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и методических указаний по их применению".

На момент проведения проверки в балансовом учете учреждения числятся:
- жилое помещение - 2-этажное кирпичное здание дома-интерната 2011 года постройки, площадью 3840 кв. м, балансовой стоимостью (далее б.с.) 134206,2 тыс. рублей;
- 3 нежилых помещения: здание аптечного пункта, сарай и гараж на 2 автомобиля.
Переданные в оперативное управление собственником имущества здания аптечного пункта и сарая в нарушение п. 23 Приказа Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н приняты к бухгалтерскому учету по остаточной стоимости.
- 6 сооружений: здание дизельной электростанции, канализация, газоснабжение, блочная автоматизированная котельная, теплоснабжение, водоснабжение.
Право оперативного управления зарегистрировано на все объекты недвижимости, за исключением здания сарая, что является нарушением ст. 131 Гражданского кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Сарай учреждением не использовался с момента его передачи на баланс, поскольку находился в аварийном состоянии - повреждения кровли, перекрытий, кладки. Согласно письму учредителю (от 17.04.2014 № 148) учреждением планируется его списание. Необходимо отметить, что в нарушение п. 333 Приказа Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н здание сарая учитывалось на балансе учреждения без оформления государственной регистрации прав на него.
Помимо этого, учреждению в соответствии с п. 4.2 устава на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен 1 земельный участок, на котором расположен дом-интернат. Площадь участка составляет 16222 кв. м, кадастровая стоимость 41560,3 тыс. рублей. Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством, однако в нарушение п. 333 Приказа Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н участок на забалансовом счете не учитывается.
Здание аптечного пункта и сарая расположены на другом земельном участке, не принадлежащем учреждению. Земельный участок огорожен металлическим забором и находится рядом со зданием интерната. В соответствии со ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, на тех же условиях, что и прежний собственник. На момент проверки право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок под аптечным пунктом не зарегистрировано, что является нарушением ст. 131 Гражданского кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Транспортные средства, расходы на ГСМ

На балансе учреждения числятся автомобили: ГАЗ-2705 2011 года выпуска, ГАЗ - 32213 2012 года выпуска, CHEVROLET NIVA 212300-55 2012 года выпуска и трактор "Беларус - 1221.2" 2012 года выпуска.
Автомобили и трактор используются для хозяйственных нужд учреждения.
При проведении сверки фактического пробега автомобилей (показаний спидометров) с данными путевых листов расхождений не установлено.
При заполнении отдельных путевых листов в нарушение п. 7. ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" допускались неоговоренные исправления.
В нарушение письма Росстата от 03.02.2005 № ИУ-09-22/257 "О путевых листах" описание маршрута движения записывается не по всем пунктам следования автомобилей.
Проверкой порядка списания бензина на эксплуатацию автомобилей установлено, что на автомобили ГАЗ-2705-421600, ГАЗ-32213-421600 в Распоряжении Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р нормы расхода топлива отсутствуют. В учреждении применялись нормы, утвержденные приказами директора учреждения.
Следует отметить, что в нарушение п. 6 Распоряжения Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р нормы установлены учреждением самостоятельно без привлечения научных организаций, осуществляющих разработку таких норм по специальной программе-методике. Поэтому установить правильность списания топлива не представляется возможным.
При списании дизельного топлива на трактор "Беларус" 1221.2 применялись нормы расхода топлива, также самостоятельно утвержденные приказами директора учреждения. Следует отметить, что указанные в приказах нормы необоснованны, поскольку отсутствует акт контрольного замера расхода топлива за 1 мото-час при выполнении того или иного вида работ.

Проверка обеспеченности мягким инвентарем

Проверкой установлено, что по всем наименованиям мягкого инвентаря, за исключением постельных принадлежностей, обеспеченность гораздо ниже установленных норм: от 5,5% до 22%. При этом чулочно-носочные изделия, летняя и комнатная обувь в 2014 году вообще не выдавались. Так, поступившие в интернат граждане в 2013 - 2014 годах обеспечивались одеждой в среднем на 23%. К примеру, гражданин А. (арматурная карточка № 173 от 10.07.2014) и гражданин П. (арматурная карточка № 138 от 03.04.2013) при поступлении в интернат получили только постельные принадлежности. Гражданин Л. (арматурная карточка № 172 от 24.06.2014) был обеспечен одеждой на 37% от норм и постельными принадлежностями на 100%. Необходимо отметить, что в расчет ежемесячной платы за стационарное обслуживание проживающих граждан включаются расходы на мягкий инвентарь.
По состоянию на 01.10.2014 на складе числились только постельные принадлежности, 7 демисезонных и 6 зимних женских курток и 12 мужских пижам. В нарушение Приказа Минфина России от 15.12.2010 № 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов..." <12> книга учета материальных ценностей (ф. 0504042) для учета мягкого инвентаря материально ответственным лицом не велась.
--------------------------------
<12> Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".

Расходы на медикаменты

На приобретение медикаментов в 2013 году израсходовано 312,4 тыс. рублей, в 2014 году расходы на приобретение медикаментов составили 474,1 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что отчет о списании лекарственных средств (форма 2-МЗ) в нарушение Приказа Минздрава СССР от 30.12.1987 № 1337 <13> представлялся медицинским работником в бухгалтерию неустановленной формы.
--------------------------------
<13> Приказ Министерства здравоохранения СССР от 30.12.1987 № 1337 "Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для учреждений здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР".

В ходе выборочной инвентаризации выявлены излишки лекарственных средств на общую сумму 79,6 тыс. рублей. Излишки образовались в результате несвоевременного списания медикаментов. Так, лекарственные препараты списывались по бухгалтерскому учету при передаче их материально ответственным лицам, а не по мере выдачи проживающим согласно отчетам медицинского персонала.
Таким образом, в нарушение п. 1. ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность в части учета медикаментов является недостоверной. В ходе проверки указанное нарушение устранено - обнаруженные излишки медикаментов приняты к бухгалтерскому учету.

Питание проживающих

В проверяемом периоде расходы на приобретение продуктов питания осуществлялись как за счет средств областного бюджета - 30%, так и за счет средств, полученных за стационарное обслуживание проживающих, - 70%.
Средняя стоимость питания на человека в 2013 году составила 125 рублей в день, за 9 месяцев 2014 года - 100 рублей в день. Причиной уменьшения стоимости питания на одного человека является отсутствие значительного превышения норм питания в 2014 году в сравнении с 2013 годом.
Так, проверкой соответствия фактических расходов продуктов питания утвержденным нормам для составления семидневного меню установлено, что за период с 15 июля 2013 года по 30 июля 2013 года только пять наименований продуктов выдавалось в соответствии с нормами - хлеб пшеничный, хлеб ржано-пшеничный, молоко, уксус, соль. Основная часть продуктов выдавалась значительно выше от установленных норм потребления: творог - на 500%, сухари панировочные - на 272%, кисломолочные продукты - на 142%, соки фруктовые - на 93%, колбасные изделия - на 82%, крупы и бобовые - на 62% и др. При этом по отдельным наименованиям израсходовано (выдано) меньше продуктов, чем предусмотрено по нормативу, а именно: потребление прочих овощей (морковь, свекла, огурцы и т.д.) составило 67%, какао-порошка, кофейного напитка - 49%, кур 1-й категории и макарон - 88% и 77%, повидла, джема, маргарина - 83%, кондитерские изделия не выдавались. В среднем в 2013 году нормы расходов продуктов питания завышены на 44%. В стоимостном выражении на приобретение продуктов сверх нормы израсходовано 1113,7 тыс. рублей средств, полученных за стационарное обслуживание проживающих.
За 9 месяцев 2014 года перерасхода продуктов питания в среднем не допускалось.
В ходе проверки проведена инвентаризация остатков продуктов питания на складе. В результате установлено, что на складе числился какао-порошок в количестве 2 кг с истекшим еще в феврале 2014 года сроком годности, какао-порошок в количестве 30 кг и кофейный напиток в количестве 11,239 кг, срок годности которых истечет до окончания потребления согласно нормам расхода (до 23.11.2014 и до 31.12.2014 соответственно). Так, согласно нормам расхода какао и кофейный напиток до окончания срока годности будут использованы в количестве соответственно 2,92 кг и 5,77 кг. Оставшееся какао в количестве 29,1 кг стоимостью 5,8 тыс. рублей и кофе 5,46 кг стоимостью 0,8 тыс. рублей к употреблению будут непригодны. Таким образом, денежные средства в сумме 6,6 тыс. рублей на их закупку израсходованы неэффективно.
Стоит отметить, что в ходе проверки руководством учреждения по устной договоренности с поставщиком какао и кофейный напиток заменены на такие же товары, но с более длительным сроком годности.

Проверка соответствия порядка закупок товаров, работ и услуг действующему законодательству

Проверкой порядка осуществления закупок в 2013 году установлено, что в нарушение п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ в I квартале 2013 года превышена сумма 100 тыс. рублей по приобретению одноименных товаров (полимерные изделия и услуги по их производству) в размере 2,2 тыс. рублей, во II квартале 2013 года (приобретение овощей) превышено на 7,4 тыс. рублей.
В 2014 году при приобретении товаров, работ и услуг учреждение руководствовалось Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Нарушений не выявлено.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

В проверяемом периоде учреждением за счет всех источников финансирования систематически допускалось наличие кредиторской (Кт) задолженности, в том числе и просроченной. Так, на 01.01.2013 Кт задолженность составляла 1397,1 тыс. рублей, из них просроченная в сумме 878,3 тыс. рублей за поставленные продукты питания и расходные материалы. Указанная сумма задолженности погашалась в течение всего 2013 года за счет соответствующего источника финансирования. В результате расходование субсидии из областного бюджета, выделенной на выполнение государственного задания 2013 года, и средств, полученных в 2013 году за стационарное обслуживание граждан, на погашение задолженности прошлых лет повлекло за собой наличие Кт задолженности на 01.01.2014. На указанную дату Кт задолженность возросла и составила 1951,8 тыс. рублей, в том числе просроченная 1367,1 тыс. рублей за поставленные продукты питания и расходные материалы. Погашалась задолженность в течение истекшего периода 2014 года аналогично 2013 году. На 01.10.2014 Кт задолженность составила 1393,1 тыс. рублей, основную часть которой также составляет просроченная задолженность за поставленные продукты питания и расходные материалы - 499,2 тыс. рублей.
Анализ причины возникновения Кт задолженности показал, что основная часть задолженности возникла в результате приобретения учреждением продуктов питания сверх установленных законодательством норм.
Просроченной дебиторской задолженности в учреждении не выявлено, вся задолженность является текущей.

Выводы:
По результатам проведения контрольного мероприятия можно сделать вывод, что деятельность дома-интерната соответствует целям и задачам его создания. Учреждение обеспечивает создание условий для проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, соответствующих их возрасту и состоянию здоровья, оказывает психологическую и юридическую помощь проживающим гражданам, организовывает их отдых и досуг. В то же время при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности учреждением допущены многочисленные нарушения при использовании средств субсидии из областного бюджета и средств от приносящей доход деятельности.

Предложения:
В целях устранения выявленных недостатков и нарушений направить представление БУ ВО "Новоусманский дом-интернат для престарелых и инвалидов".

Аудитор
В.В.РОДЮКОВА

Руководитель проверки
И.Н.ШЛЫКОВА


------------------------------------------------------------------