По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 10.11.2014 "Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на проект закона Воронежской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"



Утверждено
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
(протокол № 20 (135)
от 10 ноября 2014 года)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРОЕКТ
ЗАКОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "О БЮДЖЕТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ"

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области" и "О Контрольно-счетной палате Воронежской области" подготовлено заключение на проект Закона Воронежской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
По итогам экспертизы законопроекта сформулированы следующие основные выводы <1>:
--------------------------------
<1> Обоснование выводов заключения Контрольно-счетной палаты Воронежской области приведены в пояснительной записке (приложение).

1. Предлагаемый к утверждению проект бюджета Фонда на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов сбалансирован по доходам и расходам, что соответствует статьям 33 и 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации, спланирован без дефицита.
2. Доходы и расходы Фонда сформированы в соответствии с требованиями ст. 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 26 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Предусматривается ежегодное увеличение объема средств обязательного медицинского страхования, направляемых на реализацию мероприятий в сфере здравоохранения. Доходы в 2015 году прогнозируются с ростом к уровню утвержденных доходов текущего года на 11,7% в объеме 19439,1 млн. рублей.
3. Основная часть планируемых доходов (99,1%) будет обеспечена поступлением субвенции из Федерального фонда ОМС, рассчитанной в соответствии с законодательством исходя из численности застрахованных лиц и подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, доведенного Письмом Федерального фонда ОМС от 24.09.2014 № 4969/21-2 "О подушевых нормативах финансирования в 2015 - 2017 годах".
Увеличение подушевого норматива с 6962,5 рубля до 8260,7 рубля повлияет на рост размера предоставляемой субвенции к уровню текущего года на 18,7%, объем которой в 2015 году составит 19265,7 млн. рублей (2014 год - 16228,1 млн. рублей).
4. В состав федеральной субвенции включены страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, предлагаемые законопроектом об областном бюджете на 2015 год в сумме 9316,4 млн. рублей (48,4% субвенции), что выше уровня текущего года на 29%. Столь значительный рост обусловлен завершением к 2015 году переходного периода для доведения размера взносов на ОМС неработающего населения до законодательно установленного норматива. На 2015 год и двухлетний плановый период впервые применен "полный" тариф (без учета понижающего коэффициента) в размере 6287,57 рубля (в 2014 году - 5658,8 рубля).
В 2014 году к уровню 2013 года отмечено сокращение численности неработающих граждан, застрахованных по ОМС, на 58,4 тыс. человек (на 4%), что привело к экономии средств областного бюджета, предусмотренных в 2015 году для перечисления в виде межбюджетных трансфертов в бюджет Федерального фонда ОМС, на 366,9 млн. рублей.
5. В доходной части бюджета Фонда исключены поступления в виде межбюджетных трансфертов из областного бюджета на оказание гражданам скорой медицинской помощи, финансовое обеспечение которой, начиная с 2015 года, предусмотрено за счет средств Федерального фонда ОМС (ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
6. В доходную и расходную части бюджета Фонда не включены единовременные компенсационные выплаты (по 1 млн. рублей) молодым медицинским работникам, осуществляемые до 2015 года за счет межбюджетных трансфертов Федерального фонда ОМС (п. 12.1 ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ). В настоящее время производится процедура внесения изменений в федеральное законодательство, после чего потребуется корректировка бюджета.
Следует отметить, что с учетом финансового обеспечения единовременных выплат в равных долях за счет средств ОМС и областного бюджета законопроектом о бюджете Воронежской области на 2015 год на эти цели предусмотрено 40,0 млн. рублей.
7. Прогнозируемая расчетная стоимость территориальной программы ОМС определена по нормативам, доведенным Письмом Федерального фонда ОМС от 24.09.2014 № 4969/21-2 "О подушевых нормативах финансирования в 2015 - 2017 годах", и соответствует объему средств, запланированному на эти цели законопроектом, - 19263,5 млн. рублей (в 1,1 раза выше уровня текущего года). Таким образом, на протяжении двух лет реализация территориальной программы планируется без дефицита, что способствует решению поставленных задач в сфере здравоохранения и позволит реализовать на территории Воронежской области права граждан на бесплатное оказание медицинской помощи, гарантированное Конституцией РФ (ст. 41).
8. В целях обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС в составе расходов бюджета Фонда на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов законопроектом предлагается сформировать нормированный страховой запас (НСЗ) в размере по 1100,0 млн. рублей, что не превышает среднемесячный размер поступлений (1605,3 млн. рублей в месяц).
Направления использования средств НСЗ проектом закона определены в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Приказом Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 № 227 "О порядке использования средств НСЗ территориального фонда ОМС" (дополнительное финансирование страховых медицинских организаций, а также расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории страхования).
9. Предлагаемый к утверждению норматив расходов на ведение дела по ОМС для страховых медицинских организаций соответствует его минимальному размеру, определенному для указанных целей ст. 38 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", - один процент от суммы поступивших в страховую организацию средств Фонда (на уровне текущего года).
Контрольно-счетная палата отмечает, что бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и отвечает основным задачам бюджетной и социальной политики в области здравоохранения.
С учетом вышеизложенного Контрольно-счетная палата считает возможным рекомендовать предложенный законопроект к принятию.

Председатель Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
В.Н.ОЛЕМСКОЙ





Приложение
к заключению
Контрольно-счетной палаты Воронежской области
на проект закона Воронежской области
"О бюджете Территориального фонда
обязательного медицинского страхования
Воронежской области на 2015 год
и на плановый период 2016 и 2017 годов"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ЗАКЛЮЧЕНИЮ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПРОЕКТ ЗАКОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
"О БЮДЖЕТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ"

Проект бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области (далее - ТФОМС, Фонд) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов согласно ст. 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) представлен в форме проекта закона Воронежской области, предварительно рассмотренного правительством Воронежской области.
В представленной структуре законопроекта соблюдены нормы статьи 184.1 БК РФ в части установления главных администраторов доходов, а также распределения бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и группам видов расходов.
Во исполнение требований части 3 статьи 169 БК РФ проект бюджета Фонда составлен сроком на три года - очередной финансовый год и двухлетний плановый период.
Предлагаемый к утверждению бюджет Фонда бездефицитен и сбалансирован по доходам и расходам, что соответствует статьям 33 и 35 БК РФ, и предусмотрен в объемах:
в 2015 году - 19439,1 млн. рублей;
в 2016 году - 20534,3 млн. рублей;
в 2017 году - 22906,1 млн. рублей.
Доходы и расходы Фонда прогнозируются в 2015 году с ростом к уровню утвержденных доходов текущего года в 1,1 раза. На плановый период 2016 - 2017 годов доходная и расходная части бюджета также предусмотрены с увеличением к предыдущему году.
Основные характеристики бюджета Фонда в сравнении с 2014 годом представлены в таблице (млн. рублей):


Закон 2014 года
Проект 2015 года
Соотношение 2015 года к 2014 году (%)
Проект 2016 года
Проект 2017 года
ДОХОДЫ
17 403,4
19 439,1
112%
20 534,3
22 906,1
1. Межбюджетные трансферты, получаемые бюджетом Фонда, всего, в т.ч.:
17 401,2
19 437,1
112%
20 532,6
22 904,8
1.1. Субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов РФ
16 228,1
19 265,7
119%
20 353,7
22 718,6
1.2. Межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда ОМС на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (ЕКВ)
55,0
-
-
-
-
1.3. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ (скорая помощь)
957,3
-
-
-
-
1.4. Прочие межбюджетные трансферты, получаемые бюджетом Фонда из бюджетов других территориальных фондов ОМС (межтерриториальные расчеты)
160,8
171,4
107%
178,9
186,2
2. Прочие неналоговые доходы (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 года)
2,2
2,0
91%
1,7
1,3
РАСХОДЫ
18 200,5
19 439,1
107%
20 534,3
22 906,1
1. Общегосударственные вопросы (содержание аппарата Фонда)
172,3
175,6
102%
178,1
180,5
2. Здравоохранение
17 973,2
19 263,5
107%
20 356,2
22 725,6
3. Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ (компенсационные выплаты медицинским работникам)
55,0
-
-
-
-

Как видно из таблицы, на предстоящий трехлетний период источники формирования доходной части бюджета Фонда определены как "безвозмездные поступления" в виде межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда ОМС, поступления от других территориальных фондов ОМС в возмещение сумм, оплаченных Фондом за медицинскую помощь иногородним гражданам, а также "прочие неналоговые доходы", что не противоречит ст. 146 БК РФ и Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (ст. ст. 26, 27) (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ).
Динамика доходов Фонда по годам приведена на диаграмме (млн. рублей):



Следует отметить, что в представленном законопроекте исключены поступления в виде межбюджетных трансфертов из областного бюджета, поскольку, начиная с 1 января 2015 года, финансовое обеспечение оказания гражданам скорой медицинской помощи будет осуществляться за счет средств ОМС (ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ).
Кроме того, в 2015 году и последующем плановом периоде до 2017 года на основании п. 12.1 ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ в доходную и расходную части бюджета Фонда не включены единовременные компенсационные выплаты (по 1 млн. рублей) молодым медицинским работникам, переехавшим для работы по специальности в сельскую местность, осуществляемые до 2015 года за счет межбюджетных трансфертов ФФОМС.
В настоящее время Федеральным фондом ОМС осуществляется процедура внесения изменений в Федеральный закон № 326-ФЗ в части финансового обеспечения указанных выплат. Проект Федерального закона № 611456-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении (постановление ГД ФС РФ от 24.10.2014 № 5279-6 ГД "О проекте Федерального закона № 611456-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с вносимыми изменениями финансовое обеспечение компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году планируется осуществлять в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда ОМС, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроектом о бюджете Воронежской области на 2015 год финансирование единовременных выплат предусмотрено в сумме 40,0 млн. рублей.
Анализ структуры доходов бюджета Фонда показывает, что расходные обязательства области в сфере ОМС, как и прежде, планируется финансировать в основном (99,1% поступлений) за счет субвенции, поступающей из Федерального фонда ОМС (ФФОМС). Прослеживается ежегодное увеличение (в 1,1 раза) поступлений федеральных ассигнований.
Далее на диаграмме показано изменение структуры доходной части бюджета Фонда по годам (млн. рублей).



Прогнозируемые доходы за счет межбюджетных трансфертов ФФОМС на 2015 год составят 19265,7 млн. рублей, что на 18,7% больше утвержденной суммы 2014 года (16228,1 млн. рублей).
В представленном законопроекте объем субвенций определялся расчетным путем в соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, исходя из численности застрахованных в системе ОМС на территории области по состоянию на 1 апреля 2014 года (2332218 чел.) и подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС (8260,7 рубля), доведенного Письмом ФФОМС от 24.09.2014 № 4969/21-2 "О подушевых нормативах финансирования в 2015 - 2017 годах".
Необходимо обратить внимание на то, что субвенции Фонду предоставляются при условии утверждения законом о бюджете субъекта РФ межбюджетных трансфертов в ФФОМС (страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения). Законопроектом о бюджете Воронежской области на 2015 год сумма платежа Федеральному фонду предусмотрена в размере 9316,4 млн. рублей.
Прогнозный объем страховых взносов рассчитан в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона № 326-ФЗ.
По сравнению с 2013 годом в 2014 году отмечено сокращение численности неработающих граждан, застрахованных по ОМС, на 58,4 тыс. человек (на 4%), что привело к экономии средств областного бюджета, предусмотренных в 2015 году для перечисления в виде межбюджетных трансфертов в бюджет Федерального фонда ОМС, на 366,9 млн. рублей.
Начиная с 2015 года, для исчисления объема бюджетных ассигнований на ОМС неработающего населения используется законодательно установленный норматив без учета понижающего коэффициента. Так, на 2015 год и двухлетний плановый период применен тариф в размере 6287,57 рубля, тогда как в 2014 году размер тарифа составлял 5658,81 рубля.
В связи с этим, несмотря на сокращение численности неработающих граждан, застрахованных по ОМС, в 2015 году отмечается значительный рост (на 29%) страховых взносов на неработающее население, что и отражено на диаграммах:

Страховые взносы на ОМС неработающего населения, млн. рублей



Численность застрахованного неработающего населения,
тыс. чел.



Помимо субвенции из бюджета ФФОМС, в доходах Фонда прогнозируются межбюджетные трансферты от других территориальных фондов обязательного медицинского страхования (межтерриториальные расчеты) за медицинские услуги, оказанные в медицинских организациях Воронежской области гражданам, застрахованным по ОМС на территории других субъектов Российской Федерации. Доходы рассчитаны Фондом исходя из прогнозных поступлений текущего года (160,8 млн. рублей) с учетом индексов потребительских цен на 2015 - 2017 годы, доведенных письмом департамента экономического развития Воронежской области от 14.10.2014 № 51-12/3456, в размере 106,6%, 104,4%, 104,1% соответственно. Поступления на 2015 год планируются в сумме 171,4 млн. рублей, на плановый 2016 год - 178,9 млн. рублей, 2017 год - 186,2 млн. рублей.
Предлагаемые законопроектом назначения по группе доходов "Прочие неналоговые доходы" включают поступления задолженности по страховым взносам на ОМС неработающего населения, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов в период до 1 января 2012 года, которые в 2015 году составят 2,0 млн. рублей, в 2016 году - 1,7 млн. рублей, в 2017 году - 1,3 млн. рублей (окончательный расчет). По решениям Арбитражного суда Воронежской области плательщиками указанных средств являются администрации Бобровского, Таловского, Терновского районов Воронежской области и г. Нововоронежа.
Как отмечено ранее, объем расходов бюджета Фонда соответствует прогнозируемому объему доходов, чем соблюдены принципы сбалансированности бюджета, установленные статьями 33 и 35 БК РФ.
В 2015 году расходы бюджета Фонда возрастут на 6,8% к ожидаемому уровню расходов бюджета текущего года.
Изменения планируемых расходов бюджета Фонда по годам представлены на диаграмме (млн. рублей):



В представленном законопроекте определены направления расходования средств бюджета ТФОМС по следующим разделам классификации расходов бюджета:
- "Общегосударственные расходы",
- "Здравоохранение".
С учетом формирования приоритетов в 2015 году расходы бюджета Фонда практически в полном объеме (99,1%) направляются на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования по разделу "Здравоохранение" (выполнение территориальной программы ОМС), что составит 19263,5 млн. рублей (рост в 1,1 раза к 2014 году). На плановый период расходы предусмотрены в сумме 20356,2 млн. рублей и 22725,6 млн. рублей соответственно по годам.
При расчете стоимости территориальной программы ОМС учтены нормативы, доведенные Письмом ФФОМС от 24.09.2014 № 4969/21-2 "О подушевых нормативах финансирования в 2015 - 2017 годах".
Представленный законопроектом объем средств на эти цели равен прогнозируемой расчетной стоимости программы ОМС по федеральным нормативам. Таким образом, как и на 2014 год, финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования планируется без дефицита, что позволит реализовать на территории Воронежской области права граждан на бесплатное оказание медицинской помощи, гарантированное ст. 41 Конституции РФ.
Динамика объемов финансового обеспечения территориальной программы ОМС в период с 2012 по 2015 годы приведена на диаграмме (млн. рублей).



За счет предоставляемых из ФФОМС средств субвенции планируется продолжить финансирование проведения диспансеризации взрослого населения, а также пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, федеральные средства будут направлены на стимулирующие выплаты медицинским работникам за оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях, выплаты персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи.
В целях поддержания устойчивого финансирования территориальной программы ОМС в составе расходов на финансовое обеспечение организации ОМС на 2015 год и каждый последующий год законопроектом предлагается сформировать нормированный страховой запас (НСЗ) в размере по 1100,0 млн. рублей. Объем НСЗ определен в соответствии с п. 6 ст. 26 Федерального закона № 326-ФЗ и не превышает размер планируемых среднемесячных поступлений средств на очередной год.
Направления использования средств НСЗ определены проектом закона в виде дополнительного финансирования страховых медицинских организаций, а также на расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории страхования.
К расходным обязательствам Фонда в соответствии со статьей 38 Федерального закона № 326-ФЗ относится предоставление страховым медицинским организациям, работающим в системе ОМС, средств, предназначенных на ведение дела. Законопроектом на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов предлагается установить минимальный норматив отчислений на ведение дела по ОМС, предусмотренный Федеральным законом № 326-ФЗ, в размере одного процента от суммы поступивших в страховую организацию средств Фонда (на уровне текущего года).
По разделу "Общегосударственные вопросы" запланированы средства на обеспечение выполнения ТФОМС своих функций. Доля расходов на содержание аппарата управления составит менее одного процента (0,9%) от объема средств, направляемых на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ норматив расходов на выполнение управленческих функций Фонда на 2015 год согласован с ФФОМС в размере 175,6 млн. рублей (Письмо ФФОМС от 09.09.2014 № 4054/21-2), что выше уровня текущего года на 2 процентных пункта.
На основании вышеизложенного Контрольно-счетная палата отмечает, что бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов отвечает основным задачам бюджетной и социальной политики в области здравоохранения и сможет обеспечить необходимый уровень оказания жителям Воронежской области бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.

Председатель Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
В.Н.ОЛЕМСКОЙ


------------------------------------------------------------------