По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 28.10.2014 N 2.44-2014 "По результатам комплексной проверки исполнения бюджета и оценки социально-экономического развития Верхнемамонского муниципального района за 2013 год и текущий период 2014 года"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 28.10.2014 № 19 (134)

ОТЧЕТ № 2.44-2014
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
И ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ВЕРХНЕМАМОНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЗА 2013 ГОД
И ТЕКУЩИЙ ПЕРИОД 2014 ГОДА

Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон Воронежской области от 5 января 1996 года № 39-з "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.44 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2014 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 17.09.2014 № 65.

Цель проверки: анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления; оценка социально-экономической ситуации в муниципальном районе; анализ организации бюджетного процесса и результативности исполнения бюджета муниципального района; анализ эффективности использования муниципальной собственности и земельных ресурсов; проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, направленных на муниципальное управление, культуру, отрасли национальной экономики, жилищно-коммунальное хозяйство и другие расходы; проверка соблюдения бюджетного законодательства.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Отдел финансов администрации Верхнемамонского муниципального района - акт от 16.10.2014 № 2.44/1-2014.
2. Отдел экономического развития администрации Верхнемамонского муниципального района - справка от 16.10.2014 № 2.44/2-2014.
3. Администрация Верхнемамонского муниципального района - акт от 16.10.2014 № 2.44/3-2014.
4. Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Верхнемамонского муниципального района - акт от 16.10.2014 № 2.44/4-2014.
5. Муниципальное казенное учреждение "Верхнемамонский отдел капитального строительства" - акт от 16.10.2014 № 2.44/5-2014.
6. Муниципальное казенное учреждение "Районный дом культуры Верхнемамонского муниципального района Воронежской области" - акт от 16.10.2014 № 2.44/6-2014.
7. Муниципальное казенное учреждение "Отдел по культуре и организации досуга Верхнемамонского муниципального района Воронежской области" - акт от 16.10.2014 № 2.44/7-2014.
8. Администрация Лозовского 1-го сельского поселения Верхнемамонского муниципального района - акт от 16.10.2014 № 2.44/8-2014.
9. Администрация Верхнемамонского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района - акт от 16.10.2014 № 2.44/9-2014.
10. Администрация Нижнемамонского 1-го сельского поселения Верхнемамонского муниципального района - акт от 16.10.2014 № 2.44/10-2014.
11. Администрация Русско-Журавского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района - акт от 16.10.2014 № 2.44/11-2014.
12. Сводный акт по результатам комплексной проверки исполнения бюджета и оценки социально-экономического развития Верхнемамонского муниципального района за 2013 год и текущий период 2014 года - акт от 20.10.2014 № 2.44/12 - 2014.

Срок проведения мероприятия: с 22.09.2014 по 24.10.2014.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Анализ и оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального района и поселений.
2. Оценка социально-экономического положения муниципального района, его инвестиционной и программной деятельности, перспектив развития территории.
3. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных из местного бюджета на содержание и деятельность органов местного самоуправления. Оценка численности и оплаты труда работников органов местного самоуправления, ее динамика.
4. Организация и исполнение бюджетного процесса в муниципальном районе, его соответствие действующему законодательству.
5. Изучение структуры консолидированного бюджета муниципального района (доля районного бюджета, сельских поселений). Анализ формирования и исполнения бюджетов поселений.
6. Оценка эффективности управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами района.
7. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств в сфере национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства по районному бюджету и бюджету Верхнемамонского сельского поселения. Оценка результативности участия в государственных программах области в вышеуказанных отраслях.
8. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных из районного бюджета по разделу "Культура, кинематография".
9. Анализ формирования и исполнения бюджета Верхнемамонского, Русско-Журавского, Нижнемамонского 1-го и Лозовского 1-го сельских поселений. Оценка эффективности управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами в вышеназванных поселениях.

Социально-экономическое положение муниципального района, инвестиционная деятельность и перспективы развития территории

Верхнемамонский муниципальный район находится на юге Воронежской области, площадь территории района - 1345 кв. км, уровень газификации района - 92%, протяженность газовых сетей составляет 486 км, протяженность автомобильных дорог - 476 км. По наличию дорог с твердым покрытием район занимает 3-е место в области.
Среднегодовая численность постоянного населения района на 01.01.2014 насчитывает 20348 человек, из них в районном центре - с. Верхний Мамон проживает 8092 человека. Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий (организаций) района по состоянию на 1 января 2014 года составила 14500 рублей, что на 2060 рублей, или на 16,5%, больше уровня предыдущего года и на 7600 рублей, или на 34,3%, меньше среднего размера месячной оплаты труда по Воронежской области (22100 рублей). Положительная динамика достигнута в основном за счет муниципального и регионального бюджетных секторов (образование, здравоохранение, культура, муниципальное управление).
На протяжении ряда лет район занимает одно из последних мест среди районов области по размеру средней заработной платы работников крупных и средних предприятий и организаций (28-е место в 2012 - 2013 годах), в том числе и по причине теневых зарплат.
На 01.01.2014 уровень безработицы в районе составил 1,1%.

Сельскохозяйственное производство. В 2013 году осуществляли деятельность 10 сельскохозяйственных предприятий и 58 крестьянско-фермерских хозяйств.
Отрасль животноводства характеризуется следующими показателями. Поголовье крупного рогатого скота - 9941 голова (102% к уровню 2012 года), в т.ч. коров - 3469 голов (103%), кроме того мясных коров - 81 голова. Поголовье овец - 1590 голов (140,8% к уровню 2012 года).
Малое предпринимательство. В районе работают 56 предприятий малого бизнеса и 500 индивидуальных предпринимателей. Данный сектор экономики обеспечивает работой 25% трудоспособного населения.
По показателю количества субъектов МП на 10 тыс. населения район занимает 11-е место среди районов области по итогам 2013 года.
Муниципальные предприятия на территории района деятельность не осуществляют, имущественные комплексы ликвидированных МУПов эксплуатируют хозяйственные товарищества (ООО "Жилсервис", ООО "Мамон-Теплосеть") с долей муниципального района в уставном капитале (25%).
Инвестиции. За 2013 год объем инвестиций на территории района за счет всех источников финансирования составил 635,1 млн. рублей, или 120% к уровню вложений 2012 года. Инвестиции по крупным и средним предприятиям района составили 312,7 млн. рублей, или 121% к уровню прошлого года.
В 2013 году в рамках Программы комплексного социально-экономического развития Верхнемамонского муниципального района на 2009 - 2013 годы было реализовано 28 мероприятий: 7 коммерческих инвестиционных проектов и 21 некоммерческий (социальный) проект.
Стоимость проектов, планируемых к реализации в 2013 году, составляла 413,5 млн. рублей, а фактически было реализовано проектов на сумму 442 млн. рублей, что на 28,5 млн. рублей (или 7%) больше запланированного.
В 2013 году средства частных инвесторов направлены на:
- реконструкцию и ремонт животноводческих помещений, закупку нового технологического оборудования, приобретение высокопродуктивных пород КРС. Сумма освоения в 2013 году - 188,4 млн. рублей;
- строительство многофункциональной зоны придорожного сервиса на а/м М4 "Дон", ООО "Лукойл-Черноземьенефтепродукт", стоимость проекта - 360 млн. рублей, сумма инвестирования в 2013 году - 100 млн. рублей, проект реализован в текущем году, создано 60 рабочих мест;
- строительство сервисного центра по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники, ООО "ЭкоНива-Черноземье", стоимость проекта 74 млн. рублей, сумма инвестирования в 2013 году - 32,6 млн. рублей.
В 2013 году программа завершила свое действие, общий объем финансовых ресурсов для реализации программы составил 1,5 млрд. рублей, из которых 650 млн. рублей - коммерческие инвестиции и 850 млн. рублей - социальные, на 1 рубль средств местного бюджета было привлечено 15 рублей средств бюджетов других уровней и внебюджетных источников.
В 2013 году была разработана и утверждена решением СНД района от 25.12.2013 № 21 комплексная программа социально-экономического развития Верхнемамонского муниципального района Воронежской области на 2014 - 2018 годы.
Сдерживающим фактором для привлечения крупных внешних инвесторов в молочное животноводство является ценовая политика молочного завода ОАО "Верхнемамонский" холдинга "Молвест". Закупочная цена на молоко 17 рублей 20 копеек за литр. В то же время молочный завод, расположенный в с. Рождественская Хава (за 200 км), принимает молоко самовывозом по 22 рубля за литр.
Привлечение крупных инвесторов в растениеводство затруднено "чересполосицей" (фермеры имеют по 800 - 1000 га, в районе более 40 фермеров, земли фонда перераспределения в аренде на 10 - 49 лет относительно небольшими участками), вследствие чего затруднено создание крупных инвестиционно-привлекательных земельных массивов.
По показателю объема инвестиций (кроме бюджетных) на душу населения район находиться на 21-м месте по итогам 2012 и 2013 годов среди муниципальных районов области.
На официальном сайте муниципального района в сети Интернет размещена информация о 9 инвестиционно-привлекательных земельных участках и 7 инвестиционных площадках для реализации животноводческих проектов.

Осуществление бюджетного процесса в районе

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета района отражены в таблице 1.

Таблица 1

тыс. рублей
Показатель
2013 год
2014 год
исполнено
отклонение к 2012 году (%)
план
исполнено за 8 мес.
исполнение к плану на год, (%)
1
3
4
5
6
7
Доходы всего, в т.ч.
422 193,9
117,4
530 486,6
344 629,0
65,0
- налоговые/неналоговые
115 468,4
106,1
117 602,0
68 819,7
58,5
- безвозмездные перечисления
306 725,5
122,3
412 884,6
275 809,3
66,8
Расходы
445 330,5
125,0
543 740,6
322 988,5
59,4
Дефицит (-) / Профицит (+)
- 23 136,6

- 13 254,0
21 640,5


В 2013 году доходы консолидированного бюджета района составили 422193,9 тыс. рублей и по сравнению с предыдущим годом увеличились на 62623,6 тыс. рублей (17,4%). Рост доходов связан с увеличением безвозмездных перечислений на 55958,5 тыс. рублей (22,3%), налоговых и неналоговых доходов на 6665,0 тыс. рублей (6,1%). Расходы составили 445330,5 тыс. рублей и возросли на 89027,8 тыс. рублей (25,0%). По результатам исполнения сложился дефицит в размере 23136,6 тыс. рублей, основным источником покрытия которого является бюджетный кредит в сумме 21200,0 тыс. рублей.
В 2014 году доходы консолидированного бюджета района по сравнению с предыдущим годом запланированы в сумме 530486,6 тыс. рублей, с увеличением на 108292,7 тыс. рублей (25,6%) к уровню 2013 года. Рост связан, в основном, с увеличением безвозмездных перечислений на 34,6%. Уточненный план по расходам, соответственно, выше уровня 2013 года на 98410,1 тыс. рублей (22,1%). Плановый дефицит составляет 13254,0 тыс. рублей, источником покрытия которого являются бюджетный кредит в сумме 5000,0 тыс. рублей и остатки средств на счетах бюджетов.
В расчете на душу населения налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета района в 2013 году составили 5578,2 рубля (23-е из 31 места среди муниципальных районов).
В структуру консолидированного бюджета района входят: районный бюджет (69,8% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета 2013 года), бюджеты 12 поселений - 30,2%. По объему налоговых и неналоговых доходов наиболее крупным сельским поселением является Верхнемамонское сельское поселение (13%).
Организация и исполнение бюджетного процесса в районе в проверяемом периоде осуществлялись на основании федеральных и областных нормативно-правовых актов, а также Положения о бюджетном процессе в Верхнемамонском муниципальном районе Воронежской области, утвержденном Советом народных депутатов района от 26.12.2011 № 81 (в редакции от 05.11.2013). Отмечено, что данное положение не соответствует Бюджетному кодексу РФ в части, касающейся бюджетных полномочий органов муниципального финансового контроля (ст. 157), бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля (ст. 160.2-1) и муниципальных программ (ст. 179).
Бюджет Верхнемамонского муниципального района относится к числу высокодотационных. В 2012 году доля межбюджетных трансфертов из областного бюджета, за исключением субвенций в объеме собственных доходов районного бюджета, составляла 61,5%. В 2013 году данный показатель составил 66,4%. "Уровень дотационности", в основном, возрос из-за увеличения объема привлекаемых субсидий в 1,9 раза, в том числе на финансирование социально значимых расходов и субсидий на строительство объектов.
В 2013 году доходы районного бюджета по сравнению с 2012 годом увеличились на 17,7% (56285,6 тыс. рублей) и поступили в сумме 374440,8 тыс. рублей. При этом налоговые и неналоговые доходы возросли на 11,5% (8 319,7 тыс. рублей) и составили 80642,8 тыс. рублей, безвозмездные перечисления увеличились на 19,5% (47965,9 тыс. рублей) и сложились в сумме 293798,0 тыс. рублей.
Отмечено отклонение плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам от первоначально утвержденных решением о бюджете в 2013 году на 17644,6 тыс. рублей, или 28,0%, и в 2014 году - на 8213,2 тыс. рублей, или 12,4%, соответственно, что нарушает принцип полноты отражения доходов (ст. 32 Бюджетного кодекса РФ).
Структура налоговых и неналоговых доходов районного бюджета в 2013 - 2014 годах не претерпела значительных изменений. Основным налогом, формирующим налоговые и неналоговые доходы районного бюджета, является налог на доходы физических лиц. В 2013 году он составил 55,1% налоговых и неналоговых доходов и поступил в размере 44471,7 тыс. рублей, что выше уровня предыдущего года на 11,8% (4707,2 тыс. рублей). В 2014 году удельный вес налога составил 48,0% и запланирован к поступлению в размере 35825,0 тыс. рублей (снижение к уровню 2013 года на 8646,7 тыс. рублей обусловлено изменением межбюджетных отношений и снижением норматива по НДФЛ на 10%).
На 2014 год доходы районного бюджета запланированы в сумме 478706,5 тыс. рублей. На 01.09.2014 поступление доходов составило 313090,1 тыс. рублей, или 65,4% плановых назначений на год.
Распоряжениями администрации муниципального района ежегодно утверждаются планы мероприятий по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Верхнемамонского муниципального района Воронежской области.
Анализ динамики недоимки показал, что по налоговым платежам в консолидированный бюджет района за 2013 год увеличилась на 505,0 тыс. рублей и по состоянию на 01.01.2014 составила 2548,2 тыс. рублей, или 3,3% налоговых доходов консолидированного бюджета района 2013 года. Из общей суммы недоимки - 924,3 тыс. рублей приходится на задолженность юридических лиц, 1623,9 тыс. рублей - задолженность физических лиц. За 8 месяцев 2014 года размер недоимки снизился на 814,4 тыс. рублей. Исходя из вышеизложенного следует, что работу администрации по снижению размера недоимки в 2013 году нельзя признать эффективной. Утвержденный план мероприятий по мобилизации налоговых и неналоговых доходов и по снижению размера недоимки администрацией в 2013 году не выполнен. В 2014 году наметилась положительная тенденция по снижению недоимки, за 8 месяцев ее размер снизился почти на 32%.
В рамках ведомственной структуры расходов районного бюджета в 2014 году предусмотрено выделение бюджетных ассигнований районному совету ветеранов, МКУ "Верхнемамонский ОКС", МКУ "Служба по эксплуатации административных зданий", МКУ "Отдел по культуре и организации досуга Верхнемамонского муниципального района", МКУ "Отдел аграрной политики и земельных отношений Верхнемамонского муниципального района Воронежской области", МКУ ДОУ "Детская школа искусств". При этом данные учреждения включены в состав главных распорядителей средств районного бюджета, что противоречит ст. 6 и ст. 158 БК РФ.
Муниципальный долг по состоянию на 01.01.2013 составлял 2324,6 тыс. рублей. В 2013 году привлечено бюджетных кредитов на строительство и ремонт автомобильных дорог в сумме 21200,0 тыс. рублей (со сроком погашения 20.04.2016). Погашено основного долга в сумме 1616,2 тыс. рублей. В 2014 году привлечен бюджетный кредит на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в сумме 5000,0 тыс. рублей (со сроком погашения 06.12.2016). Погашение основного долга составило 776,6 тыс. рублей. Муниципальный долг района перед областным бюджетом по кредитам на 01.09.2014 составил 26131,8 тыс. рублей (35% доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений), что соответствует требованиям, установленным нормами статьи 107 Бюджетного кодекса РФ.
Из бюджета муниципального района производилось предоставление кредитов бюджетам поселений. Долг поселений по состоянию на 1 января 2013 года составлял 6055,7 тыс. рублей. В 2013 - 2014 годах поселениям предоставлялись кредиты на ремонт автомобильных дорог на общую сумму 20362,9 тыс. рублей, погашено за проверяемый период кредитов на общую сумму 6055,7 тыс. рублей. На 01.09.2014 задолженность по кредитам составляет 20362,9 тыс. рублей.
Следует отметить, что в нарушение ст. 93.2 у трех сельских поселений (Нижнемамонское 2-е (с 1 января 2014 года Нижнемамонское 1-е), Дерезовское, Русско-Журавское) имеется просроченная (более 9 месяцев) задолженность по уплате процентов за пользование бюджетными кредитами на общую сумму 151,2 тыс. рублей.
Расходы районного бюджета в 2013 году произведены в сумме 379618,0 тыс. рублей. Увеличение расходов к уровню предыдущего года составило на 69548,8 тыс. рублей, или 22,4%. На 2014 год расходы запланированы в сумме 488519,7 тыс. рублей, на 01.09.2014 исполнение - 300611,0 тыс. рублей, или 61,5% плана на год.
Функциональная структура расходов районного бюджета на 2013 год представлена на диаграммах.

Диаграмма 1. Функциональная структура расходов районного
бюджета в 2013 году



Диаграмма 2. Экономическая структура



Анализ диаграмм показал, что бюджет Верхнемамонского муниципального района носит социальную направленность, 75,0% всех расходов приходится на отрасли социальной сферы.
Увеличение расходов районного бюджета в 2013 году произведено по всем разделам функциональной классификации. Основной причиной является предоставление субсидий из областного бюджета на софинансирование объектов капитального строительства и проведение капитального ремонта объектов социальной сферы (ремонт районного дома культуры, строительство спортивного комплекса, реконструкция детского сада в с. Верхний Мамон). В 2014 году произведено увеличение финансирования на общую сумму 38 464,9 тыс. рублей. Средства направлены на реконструкцию систем водоснабжения в с. Лозовое, с. Русская Журавка и очистных сооружений в с. Верхний Мамон.

Муниципальное имущество и земельные ресурсы

В соответствии с порядком муниципальное имущество предоставлено в безвозмездное пользование федеральным, областным, общественным организациям, среди которых значится ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Верхнемамонскому району - 625,1 кв. м сроком на 20 лет, автономное учреждение Воронежской области "МФЦ" - 289,2 кв. м сроком на 5 лет.
Заключение указанных договоров приводит к упущенным доходам бюджета района. Например, сумма арендной платы по рыночной оценке за использование 1 кв. м помещения, которым безвозмездно пользуется ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Верхнемамонскому району, составляет 1557 рублей. Сумма выпадающих доходов в год за пользование данным помещением составляет 973,3 тыс. рублей в год.
В порядке управления муниципальным имуществом не предусмотрена безвозмездная передача коммерческим организациям. Однако, по договору безвозмездного пользования сроком на пять лет по результатам проведения аукциона передан полигон твердых бытовых отходов ООО "Жилсервис". ООО "Жилсервис" также переданы в безвозмездное пользование автомобили марки УАЗ, мусоровоз. Согласно пояснению администрации района, передача имущества в безвозмездное пользование объясняется тем, что ООО "Жилсервис" является единственным на территории района предприятием, оказывающим социально значимые функции по водоснабжению, водоотведению, сбору и вывозу твердых бытовых отходов. На сбор и утилизацию ТБО предприятие имеет лицензию. С целью контроля за оказанием жилищно-коммунальных услуг, формированием тарифов принято решение администрации в 2008 году о вхождении в состав учредителей общества с долей администрации в размере 25% в уставном капитале.
В реестре муниципального имущества числятся шесть объектов служебного жилья: три квартиры и три жилых дома, которые переданы на баланс МКУ "Служба по эксплуатации административных зданий Верхнемамонского района". Данные объекты приобретены администрацией муниципального района за счет средств областного бюджета, предусмотренных областной целевой программой "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2003 - 2006 годы...". Служебное жилье передано медицинским работникам БУЗ "Верхнемамонская ЦРБ" по договорам социального найма. В нарушение ст. 671 Гражданского кодекса плата за пользование служебной жилой площадью в договорах социального найма не предусмотрена.
Земельные ресурсы Верхнемамонского муниципального образования являются одним из основных источников формирования собственных доходов консолидированного бюджета района. Общая площадь земель Верхнемамонского муниципального района составляет 134,5 тыс. га. В структуре земель Верхнемамонского муниципального района основная доля (80%) приходится на земли сельскохозяйственного назначения. На государственном кадастровом учете состоит 81,4% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения.
В 2008 - 2011 годах в соответствии с предоставленными правительством Воронежской области полномочиями, администрацией Верхнемамонского муниципального района проведена активная работа по оформлению в собственность района земельных участков из числа невостребованных земельных долей. За вышеуказанный период районом оформлены все невостребованные доли, или 6,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
В ходе проверки установлено, что администрациями пяти сельских поселений самостоятельно в 2013 году заключены договоры аренды земельных участков на общую сумму 627,0 тыс. рублей, которые не были внесены в реестр договоров аренды Верхнемамонского муниципального района. Оплата по данным договорам в полном объеме зачислена в консолидированный бюджет района.
Дополнительными источниками доходов в консолидированный бюджет муниципального района являются поступления арендных платежей от использования земельных участков под гидротехническими сооружениями и зеркалами прудов. По состоянию на 01.09.2014 право собственности на объекты ГТС отсутствует. В поселениях района разработан план-график по оформлению в муниципальную собственность или постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объектов ГТС. В настоящее время процедура оформления приостановлена по причине отсутствия средств в бюджетах сельских поселений. Продолжение работы по оформлению права муниципальной собственности в отношении ГТС на территории Верхнемамонского муниципального района будет являться в дальнейшем дополнительным источником поступления доходов в консолидированный бюджет района от передачи в аренду земельных участков, на которых находятся водные объекты.

Администрация Верхнемамонского муниципального района

Структура администрации района включает в себя восемь отделов (отдел экономического развития, отдел по управлению муниципальным имуществом, отдел внутреннего муниципального финансового контроля и мобилизации доходов местного бюджета, отдел по архитектуре, строительству, транспорту, связи и ЖКХ, отдел по делам молодежи и спорту, отдел организационной работы и муниципальной службы, отдел учета и отчетности, юридический отдел). Вместе с тем отдел по управлению муниципальным имуществом является самостоятельным юридическим лицом, имеет обособленное имущество, в рамках определенных полномочий осуществляет управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами. Однако в соответствии со структурой и штатным расписанием отдел является структурным подразделением администрации.
Выборочной проверкой начислений и выплат заработной платы выявлены отдельные нарушения. Так, администрацией района издано распоряжение от 20.02.2014 № 74-р "О создании Комиссии по определению размера ежемесячного денежного поощрения", в соответствии с которым комиссией в нарушение требований статей 57, 74 Трудового кодекса РФ ежемесячно принимаются решения об определении размера ежемесячного денежного поощрения муниципальным служащим и служащим, не отнесенным к муниципальным должностям, руководителям подведомственных учреждений.
В ходе проверки расходов, произведенных администрацией, установлен факт осуществления незаконных расходов из районного бюджета по эксплуатации служебного автомобиля и оплате труда водителя референта губернатора Воронежской области, поскольку финансирование затрат, связанных с содержанием государственных гражданских служащих правительства Воронежской области осуществляется управлением делами Воронежской области. Средства израсходованы в нарушение ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и ст. 136 Бюджетного кодекса РФ. За проверяемый период расходы на содержание автомобиля и заработную плату с начислениями водителя составили 319,2 тыс. рублей. Тогда как в 2012 году расходы на оказание услуг по аренде автомобиля с предоставлением услуг по управлению экипажем референта губернатора Воронежской области компенсировались администрации на основании заключенного контракта с управлением делами Воронежской области.
Проверкой выполнения работ по газификации пожарной части в с. Гороховка (контракт от 30.12.2011) стоимостью 391,9 тыс. рублей, установлено, что подрядчиком ЗАО "Коттедж-Индустрия" не выдержаны сроки их проведения (до 31.01.2012). Подрядчиком в соответствии с претензией от 14.12.2012, за несоблюдение установленных сроков проведения работ на объекте уплачена неустойка в размере 34,27 тыс. рублей. Однако требования об уплате неустойки за просрочку исполнения обязательств в период с 14.12.2012 по 26.06.2013 в размере 20,7 тыс. рублей подрядчику не предъявлялись.
В нарушение ч. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ районным бюджетом предусматривались и осуществлялись выплаты почетным жителям Верхнемамонского муниципального района на основании решения Совета народных депутатов от 26.11.2012 № 38 "Об утверждении Положения о почетных гражданах..." в ежемесячном размере 150 рублей на 1 гражданина (всего 24 чел.). Начиная с 01.08.2014, распоряжением главы администрации от 21.08.2014 № 354-р вышеуказанные выплаты приостановлены.
В проверяемом периоде на основании распоряжений главы администрации также оказывалась материальная помощь гражданам, включая сотрудников администрации, на лечение, восстановление утраченного жилья в результате пожара, а также в связи со смертью близких родственников. Сумма произведенных материальных выплат на указанные цели из районного бюджета составила в 2013 году - 384,9 тыс. рублей, на 01.09.2014 - 104,7 тыс. рублей.
Проверкой обоснованности произведенных материальных выплат установлены факты возмещения расходов по служебным командировкам сотрудникам администрации в форме оказания материальной помощи на лечение. В результате незаконно выплаченные средства на данные цели в 2013 году составили 37,6 тыс. рублей, на 01.09.2014 - 73,7 тыс. рублей.
По пояснению руководителя аппарата администрации района выплата командировочных расходов работникам администрации осуществлялась по Постановлению Правительства РФ от 02.10.2002 № 729, которым установлены нормативы для проживания (не более 550 рублей) и питания (100 рублей). В связи с недостаточностью определенных выше средств и ограничениями в закупках с единственным поставщиком, установленными Федеральными законами № 94-ФЗ и 44-ФЗ, дополнительные расходы работникам компенсировались в форме оказания материальной помощи.
При этом, как установлено, в нарушение ст. 168 Трудового кодекса РФ нормы возмещения расходов, связанных со служебными командировками, для органов местного самоуправления и муниципальных учреждений муниципальным нормативным правовым актом на момент проверки не были утверждены. В ходе проверки издано постановление администрации от 08.10.2014 № 234 "Об утверждении положения о порядке и условиях командирования муниципальных служащих и не отнесенных к муниципальной службе...".
В рамках раздела "Физическая культура и спорт" основная часть средств за 2013 год в сумме 7506,1 тыс. рублей, за 8 месяцев 2014 года - 47607,1 тыс. рублей направлена на проектирование и строительство спортивного комплекса в с. Верхний Мамон. Строительство выполняло ООО "Воронежстройреконструкция" в соответствии с муниципальным контрактом от 08.11.2013 стоимостью 74528,9 тыс. рублей, сроком исполнения до 01.09.2014.
На момент проверки (10.10.2014) согласно актам работы выполнены в объеме 67480,3 тыс. рублей, фактическая оплата произведена в сумме 52293,1 тыс. рублей. В то же время спортивный комплекс введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 21.08.2014 № 37/14 и функционирует в рабочем режиме. Кредиторская задолженность на момент проверки по объекту сложилась в объеме 15187,2 тыс. рублей и объясняется отсутствием финансирования из областного бюджета.

Муниципальное казенное учреждение "Верхнемамонский отдел капитального строительства"

Функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет администрация Верхнемамонского муниципального района. В проверяемом периоде учреждением оказывались лишь платные услуги, основные виды деятельности, закрепленные п. 2.3 устава, на безвозмездной основе не осуществлялись. Проверкой установлено, что деятельность учреждения не соответствует требованиям, установленным действующими нормативными актами для данной организационно-правовой формы юридического лица.
Действующим уставом не определено, для исполнения каких функций (полномочий) или услуг учредителя создано учреждение. Не представляется возможным определить результативность деятельности учреждения и эффективность использования выделенных на его содержание средств, вследствие того что учредителем не установлены критерии деятельности учреждения (п. 3, 4 ст. 69.2, ст. 162 БК РФ).
В нарушение ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учреждение не предоставляло учредителю информацию о своей деятельности (отчеты о результатах деятельности и об использовании закрепленного муниципального имущества).
Анализ финансирования учреждения показал, что расходы на его содержание полностью формируются за счет платных услуг. Таким образом, деятельность учреждения не соответствует критериям, установленным действующим законодательством для казенного учреждения.
В проверяемом периоде финансирование расходов учреждения осуществлялось за счет средств районного бюджета, поступивших от приносящей доход деятельности. В соответствии с решениями о районном бюджете на 2013 и 2014 годы. Учреждение является главным распорядителем бюджетных средств. В связи с тем, что учреждение не входит в структуру органов местного самоуправления (местной администрации), осуществление им функций главного распорядителя противоречит требованиям ст. 6 БК РФ.
Расходование средств осуществляется на основании сметы, утвержденной финансовым отделом администрации района. Однако, утверждение сметы учреждения финансовым органом осуществляется в нарушение требований ч. 1 ст. 221 БК РФ, согласно которой бюджетная смета должна утверждаться руководителем учреждения в связи с тем, что оно исполняет полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Проверкой установлено, что за учреждением закреплено на праве оперативного управления нежилое помещение - гараж (1/4 часть). В нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления не зарегистрировано.
В 2013 году на оказание платных услуг учреждением заключено 152 договора (669,5 тыс. рублей), на 01.10.2014 - 110 договоров (591,9 тыс. рублей). Доходы от платной деятельности полностью перечислены в бюджет муниципального района.
Проверкой выполнения работ и оказания услуг установлено, что в нарушение п. 2.3 устава учреждением на платной основе оказывались услуги учреждениям и организациям администрации района, содержание которых осуществляется за счет районного бюджета. Тогда как данные работы (услуги) возможно осуществлять учреждением в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и в рамках муниципального задания, которое в проверяемом периоде учреждению не доводилось. Объем выделенных средств из местного бюджета на данные цели составил в 2013 году - 41,9 тыс. рублей (22 договора), на 01.10.2014 - 6,4 тыс. рублей (4 договора).
В нарушение требований ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, постановления администрации района от 04.08.2014 № 179 и п. 2.9 административного регламента на оказание муниципальной услуги, утвержденного постановлением администрации района от 30.05.2012 № 138, в проверяемом периоде учреждением с юридических и физических лиц неправомерно взималась плата за подготовку акта выбора земельных участков для целей строительства, что является административной процедурой по оказанию муниципальной услуги "Предоставление в аренду, постоянное или безвозмездное срочное пользование земельных участков для строительства...", которая должна предоставляться на безвозмездной основе. В 2013 году учреждением заключено 23 договора на сумму 42,9 тыс. рублей, за 9 месяцев 2014 года - 5 договоров в сумме 8,2 тыс. рублей.

Муниципальное казенное учреждение "Отдел по культуре и организации досуга Верхнемамонского муниципального района Воронежской области"

Уставом учреждения предусмотрена реализация деятельности библиотек, учреждений клубного типа, показ фильмов, организация отдыха и развлечений, постановка театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений. В то же время анализ должностных инструкций отдела по культуре показал, что на специалистов возложены только административно-управленческие функции в отношении создания условий по развитию культуры в районе, реализация других видов деятельности, предусмотренных уставом, к полномочиям сотрудников отдела не отнесена. Таким образом, из шести основных видов деятельности отделом реализуется только одна, то есть учреждение на 83% не исполняет возложенные на него функции.
Кроме того, деятельность МКУ "РДК" согласно уставу предусматривает осуществление всех аналогичных видов деятельности отдела по культуре, то есть наблюдается полное дублирование функций двух учреждений.
В проверяемом периоде работникам отдела в составе заработной платы выплачивалась надбавка за расширение зоны обслуживания. При рассмотрении трудовых договоров установлено, что в соответствии со ст. 151 Трудового кодекса РФ в них не предусмотрен объем дополнительной работы и размер соответствующей выплаты, следовательно, выплаты в сумме 278,0 тыс. рублей произведены неправомерно.
В целях осуществления деятельности отдел занимает в здании районного дворца культуры три кабинета, но право пользования в нарушение требований ст. 161 ГК РФ не оформлено, компенсация расходов на оплату услуг ЖКХ балансодержателю здания не производится.
Согласно решениям Совета народных депутатов Верхнемамонского муниципального района о бюджете на 2013 и 2014 годы отдел является главным распорядителем бюджетных средств. В связи с тем, что отдел не является органом местного самоуправления (органом местной администрации) и у него отсутствует подведомственная сеть, предоставление ему статуса главного распорядителя противоречит требованиям ст. 6 БК РФ.
Кроме того, утверждение сметы отдела финансовым органом осуществлялось в нарушение требований ч. 1 ст. 221 БК РФ, согласно которой бюджетная смета должна утверждаться руководителем самого учреждения в связи с тем, что отдел исполняет полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
В ходе проверки установлено, что в ходе проведения капитального ремонта здания районного дворца культуры в смету, которая являлась приложением к заключенному контракту, вносились изменения. Данный факт является нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ. Кроме того, свидетельствует о формальном подходе к оценке дефектов здания.
В проверяемом периоде, в нарушение требований Положения об оказании платных услуг, утвержденного начальником Отдела, учреждением не доводилась до граждан путем размещения в удобном для обозрения месте информация о видах услуг, оказываемых бесплатно, о перечне платных услуг с указанием стоимости и об условиях предоставления платных услуг.
Кроме того, в нарушение требований абз. 1 ст. 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1, отсутствует утвержденный прейскурант на платные услуги.
Показатели деятельности, утвержденные распоряжением администрации Верхнемамонского муниципального района, в 2013 году выполнены. Однако, в ходе проверки установлено, что показатель "Повышение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставлении услуг в сфере культуры" в части исполнения не подтвержден конкретными данными, а именно: на момент проверки не представлены материалы, подтверждающие факт изучения мнения граждан, в виде опросов, анкетирования либо другим способом, что вызывает обоснованное сомнение в его достоверности.

Муниципальное казенное учреждение "Районный дом культуры Верхнемамонского муниципального района Воронежской области" (далее по тексту - РДК, Учреждение) осуществляет деятельность с 1 июля 2014 года.
Виды деятельности, предусмотренные уставом Учреждения, полностью дублируются с деятельностью МКУ "Отдел по культуре и организации досуга".
Для осуществления уставной деятельности РДК на основании решения отдела по управлению муниципальным имуществом администрации района на праве оперативного управления используется муниципальное имущество, в том числе здание дворца культуры. Земельный участок под зданием передан Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. В нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право оперативного управления на объекты недвижимости и право пользования земельным участком не зарегистрированы.
На момент проверки из 171 единицы основных средств, полученных Учреждением в оперативное управление, на 68 объектов учета (40% от общего количества) не заведены инвентарные карточки. Тем самым Учреждением не обеспечен аналитический учет основных средств и нарушены требования п. 54 Инструкции по применению Единого плана счетов..., утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
Расходование средств Учреждением осуществляется на основании сметы, утвержденной финансовым отделом администрации Верхнемамонского муниципального района. Однако, утверждение сметы Учреждения финансовым органом осуществляется в нарушение требований ч. 1 ст. 221 БК РФ.
Проверкой соответствия порядка приобретения работ, услуг для муниципальных нужд действующему законодательству установлено, что приказом по Учреждению на руководителя РДК возложены обязанности контрактного управляющего, который в нарушение требований ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не имеет соответствующего образования.
Согласно уставу Учреждение имеет право оказывать приносящую доход деятельность. В проверяемом периоде платные услуги оказаны на сумму 11,9 тыс. рублей, которые в полном объеме зачислены в районный бюджет в полном объеме. В нарушение требований абз. 1 ст. 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1, отсутствует утвержденный прейскурант на платные услуги.

Верхнемамонское сельское поселение

При проверке доходов от использования земельных ресурсов Верхнемамонским сельским поселением установлено, что задолженность перед бюджетом поселения по арендной плате за землю возросла с 25,8 тыс. рублей на 01.01.2014 до 128,9 тыс. рублей на 01.09.2014. Вся сумма задолженности числится за ООО "Жилсервис". Следует отметить, что в договорах аренды земельных участков не предусмотрены штрафные санкции за просрочку платежа. В соответствии со ст. 395 ГК РФ необходимо предъявить претензию по уплате процентов за пользование чужими денежными средствами, которые на момент проверки составляют 2,9 тыс. рублей. Должнику направлены письма-уведомления о необходимости погашения задолженности по арендной плате и пени за просрочку платежа. Однако на момент проверки задолженность не погашена.
В реестре муниципального имущества поселения учтены 34 жилых дома балансовой стоимостью 57957,5 тыс. рублей. Часть жилых помещений сдается в наем. С нанимателями муниципального имущества заключены договоры социального найма жилого помещения. В нарушение ст. 671 Гражданского кодекса в договорах социального найма плата не предусмотрена.
Администрацией Верхнемамонского сельского поселения по концессионным соглашениям ООО "Жилсервис" и ООО "Мамон-теплосеть" передано имущество общей стоимостью 15268,4 тыс. рублей. Концессионными соглашениями предусмотрена ежегодно концессионная плата за использование (эксплуатацию) объектов соглашений в сумме 10,0 тыс. рублей в год. Плата должна вноситься в бюджет поселения ежеквартально не позднее 15-го числа очередного месяца, следующего за отчетным. Фактически плата в бюджет поселения в проверяемом периоде не поступала. За ООО "Жилсервис" и ООО "Мамон-теплосеть" сложилась задолженность по 17,5 тыс. рублей. Кроме того, в соответствии со ст. 395 ГК РФ концессионерам необходимо уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами, на 01.10.2014 сумма процентов составляет 1,1 тыс. рублей по каждому концессионеру. Должникам в период проведения проверки направлены письма-уведомления о необходимости погашения задолженности и пени за просрочку платежа.
Администрацией Верхнемамонского сельского поселения заключен муниципальный контракт от 26.04.2013 № 6 стоимостью 7758,4 тыс. рублей с подрядчиком - ООО "Гефест", которым проводилось благоустройство парковой зоны "Фестивальная". Согласно актам работы выполнены и оплачены в полном объеме и установленный срок. Визуальный осмотр парковой зоны "Фестивальная" показал, что из 165 предусмотренных контрактом к посадке деревьев 82 единицы отсутствуют. Согласно пояснению администрации, большая часть деревьев погибла, подрядчику направлена претензия от 19.05.2014 № 223, которая до настоящего времени остается без ответа. Следовательно, средства бюджета в сумме 180,7 тыс. рублей, направленные на озеленение парковой зоны, израсходованы администрацией поселения неэффективно.
Администрация Верхнемамонского сельского поселения является муниципальным заказчиком по реконструкции очистных сооружений канализации согласно муниципальному контракту от 13.11.2013 № 9 общей стоимостью работ 51262,4 тыс. рублей, со сроком исполнения до 20.12.2015. Подрядчик - ООО "Энергоучет".
Согласно договору от 14.11.2013 № 72-2/з-з администрацией поселения часть полномочий и функций переданы заказчику-застройщику ГУП ВО "Облкоммунсервис". Оплату услуг заказчика-застройщика осуществляет подрядчик в размере 2,14% от стоимости выполненных работ.
На момент проверки работы выполнены на общую сумму 9750,4 тыс. рублей. Оплата подрядчику произведена в полном объеме на сумму выполненных работ. В то же время платеж за счет средств областного бюджета на сумму 2795,0 тыс. рублей (30.12.2013) произведен напрямую подрядчику администрацией Верхнемамонского муниципального района, минуя администрацию поселения. Администрации поселения кредиторскую задолженность в сумме 2795,0 тыс. рублей по вышеназванному муниципальному контракту закрывает по акту о приеме-передаче здания (сооружения) форма № ОС-1а без номера и даты, что является нарушением Постановления Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств". Акт данной формы применяется для оформления и учета операций приема-передачи объектов основных средств между организациями и не может использоваться для отражений в бухгалтерском учете операций по расчетам.
Кроме того, несмотря на то что заказчиком-застройщиком ГУП ВО "Облкоммунсервис" подрядчику направлена претензия от 06.06.2014 № 282 о выполнении работ на объекте с отставанием от графика производства работ. В то же время требование об уплате неустойки в размере 0,1% от общей суммы контракта за каждый день просрочки исполнения обязательств, в том числе нарушения графика производства работ, предусмотренное п. 11.3 контракта, подрядчику не предъявлено.

Русско-Журавское сельское поселение

Проверкой установлено, что администрацией Русско-Журавского сельского поселения (далее - Поселение) не разработан порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита сельского поселения, чем нарушены требования ст. 219.2 БК РФ и ст. 51 Положения о бюджетном процессе Поселения.
Кроме того, в нарушение требований ст. 264.2 Бюджетного кодекса РФ и ст. 58 Положения о бюджетном процессе отчеты об исполнении бюджета Русско-Журавского сельского поселения за I квартал, I полугодие, 9 месяцев 2013 года и I квартал, I полугодие 2014 года администрацией не утверждались.
В соответствии с соглашением от 17.09.2013 № 5-13, заключенным между администрацией муниципального района и администрацией Поселения, Поселению предоставлен бюджетный кредит на ремонт дорог в сумме 6862,0 тыс. рублей со сроком погашения до 20.04.2016. Проценты за пользование кредитом должны уплачиваться ежегодно до 31 декабря в соответствии с графиком, являющимся приложением к соглашению. Проценты за пользование кредитом в 2013 году в сумме 162,9 тыс. рублей погашены лишь в октябре 2014 года, то есть с просрочкой в 281 день, что в соответствии со ст. 306.6 БК РФ является бюджетным нарушением.
Кроме того, решением о бюджете Поселения на 2013 год не была предусмотрена программа муниципальных заимствований, чем нарушены требования ч. 1 ст. 110.1 БК РФ. Также в решении о бюджете на 2014 год в п. 7 отсутствует информация о предельном объеме муниципального долга в нарушение требования ч. 1 ст. 107 БК РФ.
Анализ соответствия квалификации специалистов занимаемой должности показал, что на момент проверки функции инспектора по земельным вопросам выполняются специалистом, имеющим среднее специальное образование, тогда как раздел V должностной инструкции предусматривает наличие высшего образования.
Реконструкция водопроводных сетей осуществлялась ООО "Полимет Монтаж" по муниципальному контракту от 30.09.2013 стоимостью работ - 50810,7 тыс. рублей и сроком исполнения - до 01.09.2014.
На момент проверки контракт не исполнен в части работ по благоустройству, просрочка составляет более 60 дней. При этом следует отметить, что по инициативе заказчика - администрации Поселения в ходе строительства неоднократно корректировался проект. Внесение изменений в проект, проведение дополнительных работ, в том числе по устранению недостатков, выявленных в процессе контроля за качеством выполнения СМР, что повлияло на сроки выполнения контракта.
Недостатки, выявленные в ходе проведения строительно-монтажных работ, свидетельствуют о формальном подходе специалистов администраций Верхнемамонского района и Русско-Журавского сельского поселения к разработке проектной документации и недостаточном контроле при ее приемке и утверждении.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Порядка управления и распоряжения имуществом реестр имущества Поселения не утвержден.
Ведение реестра имущества администрацией Поселения осуществляется с нарушением требований Приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества" в части указания сведений об объектах. Кроме того, в реестр внесена информация лишь о 2 объектах нежилого недвижимого имущества, а информация о 17 отсутствует.
Информация о недвижимом имуществе и транспортных средствах отражена в казне сельского поселения. В нарушение требований ч. 3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ в казне учтено имущество, переданное в оперативное управление и в пользование по договору безвозмездного пользования.

Нижнемамонское 1-е сельское поселение

Общий размер недоимки по налоговым платежам в бюджет поселения на 01.01.2014 составил 220,3 тыс. рублей, или 9,0%, налоговых доходов, полученных в 2013 году. Проводимые администрацией поселения мероприятия по снижению уровня недоимки не привели к ее снижению, то есть являются неэффективными.
Проверкой установлено, что администрацией поселения в 2013 году привлечен бюджетный кредит на ремонт дорог, на 01.01.2014 остаток задолженности по основному долгу составил 6220,8 тыс. рублей (134,9% доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений).
Следует отметить, что в нарушение ст. 110.1 БК РФ в решениях о бюджете поселения на 2013 год и на 2014 год не предусматривалась программа муниципальных заимствований. Кроме того, фактический размер муниципального долга не соответствует предельному объему, утвержденному решением о бюджете на 2013 год, а также на 2014 год (ст. 7 размер предельного объема муниципального долга установлен в размере 0 рублей).
Также в нарушение норм ст. 111 БК РФ решением о бюджете на 2013 год не предусмотрены расходы на его обслуживание, фактически расходы составили 41,8 тыс. рублей. В решении о бюджете на 2014 год расходы на обслуживание муниципального долга предусмотрены в размере 170,0 тыс. рублей.
При проверке муниципального имущества установлено, что распоряжением правительства Воронежской области в мае 2013 года поселению переданы жилое здание, здание столовой, беседка (бывший ДОЛ "Кристалл"). Распоряжением администрации Верхнемамонского муниципального района в 2014 году данное имущество передано в собственность Нижнемамонского 1-го сельского поселения. На момент проверки имущество не используется, в аренду не передано. Проводятся подготовительные мероприятия для предоставления имущества в аренду с дальнейшей реализацией.
Объектами учета реестра муниципального имущества являются жилые объекты недвижимости. В реестре учтены два жилых дома, находящиеся в собственности сельского поселения: жилой дом (1923 года постройки) и жилой дом (1965 года постройки). Жилье находится в ветхом состоянии, жильцы по адресу регистрации не проживают.
Кроме того, администрацией поселения не используются два транспортных средства: ВАЗ 2107 (2002 года выпуска) и трактор Т-40 (1992 года выпуска), которые находятся в неисправном состоянии.

Лозовское 1-е сельское поселение

Основную долю расходов бюджета в проверяемом периоде составляют расходы на реконструкцию водопровода в селе Лозовое-1 на сумму 39845,2 тыс. рублей. Подрядной организацией является ООО "СУ-24". В настоящее время наблюдается отставание от графика производства работ по контракту более двух с половиной месяцев (работы должны были быть завершены до 01.08.2014). Согласно пояснениям причиной отставания явились дополнительные работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией. Администрацией поселения дважды направлялись требования подрядчику об уплате неустойки. На момент проверки неустойка подрядчиком не погашена.
Кроме того, в ходе проверки выявлено неиспользуемое имущество - 12-квартирный жилой дом, находящийся в собственности поселения (год сдачи в эксплуатацию 1989).

Выводы:
Анализ организации бюджетного процесса и оценки состояния экономики Верхнемамонского района за 2013 и 2014 годы показал следующее.
Верхнемамонский район в основном является аграрным, на территории района работает только три предприятия перерабатывающей отрасли - молочный завод "Верхнемамонский" (структура холдинга "Молвест"), ООО "Мамонхлеб" и ООО "Верхнемамонское ХПП".
Рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг по отдельным предприятиям сложился в 2013 году выше уровня предыдущего года на 27,2%. Инвестиции в основной капитал на территории района выросли на 20% к уровню 2012 года, при этом коммерческие инвестиции составили 73% общего объема (соответствует 21-му месту среди районов области). В 2013 году реализован проект - многофункциональная зона придорожного сервиса на а/м М4 "Дон", ООО "Лукойл-Черноземьенефтепродукт" (стоимость 360,0 млн. рублей, создано 60 рабочих мест).
Отмечена активная работа района в привлечении средств областного бюджета, в 2013 году район участвовал в 33 областных и ведомственных целевых программах.
В 2013 - 2014 году построены спортивный комплекс, спортивная площадка школы, газопроводы низкого давления в двух хуторах, проведен капремонт РДК и ремонты дорог в пяти поселениях, благоустроены дворовые территории и парковые зоны, реконструирован детский сад. В настоящее время проводятся работы по реконструкции системы водоснабжения в двух селах и очистных сооружений в райцентре.
Отмечена положительная работа администрации по использованию земельных ресурсов. Земли сельскохозяйственного назначения занимают 80% всех земель района, из них на государственный кадастровый учет поставлен 81,4%. Районом осуществляется контроль за поступлением платежей от аренды за земельные участки, задолженность по ним отсутствует.
Потенциал инвестиционного роста в растениеводстве на территории района практически исчерпан, свободных земельных массивов для привлечения крупных инвесторов нет. Наиболее востребованы для экономики района инвестиции в создание перерабатывающих мощностей, молочное и мясное животноводство.
На высоком уровне построена работа по развитию малого предпринимательства. По показателю количества субъектов МП на 10 тыс. населения район занимает 11-е место среди районов области по итогам 2013 года. Данный сектор экономики обеспечивает работой 25% трудоспособного населения.
Вместе с тем проблемным остается вопрос по размеру средней заработной платы предприятий и организаций. На протяжении ряда лет район занимает одно из последних мест среди районов области по размеру средней заработной платы работников (28-е место в 2012 - 2013 годах), в том числе и по причине теневых зарплат.
Бюджет Верхнемамонского муниципального района относится к числу высокодотационных (уровень "дотационности" более 60%) и является социально направленным.
Бюджетный процесс в районе организован в рамках действующего бюджетного законодательства. Вместе с тем установлены отдельные нарушения и недостатки.
Положения о бюджетном процессе и финансовом отделе требуют дополнений в связи с изменениями бюджетного законодательства.
Отмечена неэффективная работа администрации в 2013 году по отработке недоимки по налоговым платежам в консолидированный бюджет района, которая выросла на 0,5 млн. рублей и на 01.01.2014 составила 2,5 млн. рублей, или 3,3% налоговых доходов консолидированного бюджета района. Следует отметить, что за 8 месяцев 2014 года размер недоимки снизился на 0,8 млн. рублей.
Дополнительным источником доходов могут являться "выпадающие" доходы (около 1,0 млн. рублей в год) от предоставления в безвозмездное пользование имущества ГУ РФ Пенсионный фонд (625,1 кв. м сроком на 20 лет).
Нарушен принцип подведомственности расходов по отдельным организациям и учреждениям, финансируемым из районного бюджета, в том числе в сфере культуры.
Допущена просроченная (более 9 месяцев) задолженность по уплате процентов в районный бюджет за пользование бюджетными кредитами у трех сельских поселений.
Несмотря на высокий уровень дотационности, в нарушение законодательства РФ из районного бюджета осуществлялись выплаты, не отнесенные к полномочиям муниципального района: материальная помощь почетным гражданам района (отменена с 1 августа 2014 года), содержание автомобиля и оплата водителя референта губернатора области (в I полугодие 2013 года).
Кроме того, при проверке деятельности администрации района выявлены нарушения бюджетного законодательства при начислении и выплате заработной платы (при установлении ежемесячного денежного поощрения) и материальных выплат.
При проверке деятельности муниципальных казенных учреждений установлено:
1. Деятельность МКУ "ОКС" не соответствует критериям, установленным действующим законодательством для казенного учреждения. Кроме того, учреждением в нарушение устава на платной основе оказывались услуги администрации района и учреждениям, финансируемым из местного бюджета. Учреждением неправомерно взималась плата с юридических и физических лиц за подготовку акта выбора земельных участков для целей строительства. Согласно административному регламенту данная муниципальная услуга должна предоставляться на безвозмездной основе.
2. МКУ "Отдел по культуре..." из шести основных видов деятельности реализует только одну. Кроме того, деятельность МКУ "РДК Верхнемамонского муниципального района" согласно уставу предусматривает осуществление всех аналогичных видов деятельности, что и у отдела, то есть деятельность двух учреждений культуры дублируется.
Кроме того, установлено нарушение бюджетного законодательства при начислении и выплаты заработной платы (выплаты надбавок за расширение зоны обслуживания). Отсутствовал утвержденный прейскурант на платные услуги.
При проверке четырех поселений (Верхнемамонское, Нижнемамонское 1-е, Лозовское 1-е, Русско-Журавское) выявлены нарушения законодательства и неэффективная работа органов местного самоуправления в части наличия просроченной задолженности по договорам аренды, по концессионным соглашениям, неэффективного использования бюджетных средств, нарушения сроков контрактов и проведения недостаточной претензионной работы, увеличения размера недоимки по налоговым платежам и др.
Исходя из проведенной комплексной проверки исполнения бюджета и оценки социально-экономического развития Верхнемамонского муниципального района за 2013 год и восемь месяцев 2014 года работу администрации района и поселений, за исключением отдельных нарушений и недостатков, можно признать эффективной.

Предложения:
В целях улучшения социально-экономического развития района, повышения качества организации бюджетного процесса, а также устранения выявленных нарушений и недостатков направить представления главе администрации Верхнемамонского муниципального района, руководителям отделов финансов, по управлению муниципальным имуществом администрации района, начальнику МКУ "Отдел по культуре и организации досуга Верхнемамонского муниципального района", директору МКУ "Районный дом культуры Верхнемамонского муниципального района" и главам администраций Верхнемамонского, Лозовского 1-го, Нижнемамонского 1-го и Русско-Журавского сельских поселений.
Поставить на контроль в Контрольно-счетной палате Воронежской области устранение выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков.

Аудитор
С.И.МАКУШИН


------------------------------------------------------------------