По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.10.2014 N А14-11722/2014 <Заявленные требования о привлечении сельскохозяйственной артели к административной ответственности за нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, удовлетворены, так как ответчиком допускалась реализация зерновой продукции без документов, подтверждающих ее качество и безопасность>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 октября 2014 г. по делу № А14-11722/2014

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена "20" октября 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено "20" октября 2014 года.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области (далее - заявитель, административный орган, Управление Россельхознадзора по Воронежской области) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении сельскохозяйственной артели (колхоз) "М" (ОГРН <...>, ИНН <...>) (далее - лицо, привлекаемое к административной ответственности, СХА "М") к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.45 КоАП РФ.
Дело в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ рассматривалось в отсутствие заявителя.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Из материалов дела следует.
02.09.2014 в 12 час. 00 мин. в соответствии с распоряжением административного органа от 04.07.2014 № 1016-р Управлением Россельхознадзора по Воронежской области в отношении СХА "М" проведена плановая выездная проверка соблюдения юридическим лицом обязательных требований законодательства Российской Федерации при использовании земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации и Таможенного союза при производстве, хранении, перевозке, реализации и утилизации зерна; производстве, транспортировке, реализации, обороте, хранении и использовании партий семян сельскохозяйственных растений с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере государственного земельного надзора; надзора в области качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов, и продуктов его переработки; семенного контроля и карантина растений на основании плана проведения плановых проверок Управления Россельхознадзора по Воронежской области на 2014 год, утвержденного Приказами от 23.10.2013 № 180 и от 10.12.2013 № 213.
О проведении в отношении него плановой выездной проверки лицо, привлекаемое к административной ответственности, было уведомлено надлежащим образом 11.07.2014, о чем свидетельствует отметка в уведомлении от 08.07.2014.
В ходе указанной проверки, проведенной заявителем по адресу: <...>, были выявлены нарушения юридическим лицом частей 1, 2 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна" (далее - ТР ТС 015/2011), части 2 статьи 28 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее - Закон о техническом регулировании) в части осуществления СХА "М" реализации произведенной им (согласно статистическим данным отчета формы № 2-фермер "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур" за 2013 год) зерновой продукции в количестве 22511 ц зерна пшеницы без документов, подтверждающих ее качество и безопасность (декларации о соответствии, протоколов испытаний).
Так, СХА "М" реализовала следующим покупателям:
- ООО "З" (ИНН <...>) 4986,5 ц зерна пшеницы, что подтверждается товарной накладной № 175 от 28.04.2014 и договором купли-продажи № 33 от 25.04.2014;
- ООО "Т" 290 т зерна пшеницы, что подтверждается товарными накладными № 97 от 08.05.2014 и № 99 от 14.05.2014, договорами купли-продажи № 21 от 08.05.2014 и № 30 от 14.05.2014;
- ООО "Д" 14 624,5 ц зерна пшеницы, что подтверждается товарными накладными № 372 от 11.08.2014, № 373 от 12.08.2014 № 375 от 14.08.2014 № 376 от 15.08.2014 и договором № 11-08-14/Я от 10.08.2014.
Указанные партии зерна перед выпуском в обращение не прошли необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия в виде принятия заявителем декларации о соответствии (протоколов испытаний), подтверждающей безопасность реализованных партий.
Полагая, что в действиях СХА "М" содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.45 КоАП РФ, старший государственный инспектор отдела надзора за качеством зерна и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Воронежской области В.Н.М., в соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, составила протокол от 02.09.2014 № 09/ВН-001 об административном правонарушении в отношении сельскохозяйственной артели, в котором председатель В.Н.Н. признал факт совершения СХА "М" выявленного административным органом правонарушения.
Копия протокола получена В.Н.Н., о чем свидетельствует соответствующая отметка на процессуальном документе.
Материалы дела об административном правонарушении в отношении СХА "М" направлены заявителем в соответствии со ст. 28.3, п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду, в связи с чем, материалы дела об административном правонарушении переданы на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Воронежской области.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные Федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и Федеральном законе об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу ст. 14.45 КоАП РФ реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частями 1, 2 ст. 3 ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна" предусмотрено, что зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно.
Техническим регламентом определено, что партия зерна - количество зерна одного наименования (вида), однородного по качеству, предназначенное к временной приемке, отгрузке и (или) хранению. Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям указанного технического регламента.
Поставляемое зерно, соответствие которого требованиям указанного технического регламента не подтверждено, не может быть маркировано единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Согласно ч. 2 ст. 28 Закона о техническом регулировании заявитель обязан:
- выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
- указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
- предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или копии).
В соответствии с требованиями пункта 2 части 14 статьи 7 ТР ТС 015/2011 документы, подтверждающие соответствие, должны хранится у заявителя в течение не менее 10 лет со дня реализации партии зерна.
В соответствии с ч. 7 ст. 24 Закона о техническом регулировании заявитель обязан представить декларацию о соответствии и доказательственные материалы по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Уполномоченным органом по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна", в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об уполномоченных органах Российской Федерации" от 02.07.2013 № 533, является Управление Россельхознадзора.
Имеющимися в материалах дела документами, подтверждается, что по статистическим данным отчета формы № 2-фермер "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур" (л.д. 22 - 33) в 2013 году сельскохозяйственной артелью было собрано 28 092 ц озимой пшеницы. При этом, СХА "М" произвела реализацию данной зерновой продукции в количестве 22 511 ц без документов, подтверждающих ее качество и безопасность (декларации о соответствии, протоколов испытаний).
Таким образом, судом установлено, что юридическим лицом нарушен порядок реализации произведенной им продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, т.е. допускалась реализация зерновой продукции без документов, подтверждающих ее качество и безопасность (декларации о соответствии, протоколов испытаний).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях СХА "М" признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд полагает, что привлечение сельскохозяйственной артели к административной ответственности является обоснованным, вследствие чего требования заявителя подлежат удовлетворению.
Однако, в силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
При этом, согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает, так как вышеуказанное правонарушение может повлечь негативные последствия для жизни и здоровья потребителей, следовательно, характеризуется высокой степенью общественной опасности.
Вместе с тем, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", закрытых акционерных обществ "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница № 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" от 25.02.2014 № 4-П административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение (часть 1 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации). Исключений из этого правила не предусмотрено, поэтому ни суд, ни иной субъект административной юрисдикции не вправе ни при каких условиях назначить юридическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, наказание, не предусмотренное санкцией соответствующей нормы, или выйти за пределы, в том числе нижний, установленного законом административного наказания. Данное общее правило назначения административного наказания имеет целью предотвращение излишнего административного усмотрения и избежание злоупотреблений при принятии решений о размерах административных санкций в конкретных делах, что в целом согласуется с конституционными требованиями к использованию мер публично-правовой ответственности.
Тем не менее применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, оно может - при определенных обстоятельствах - противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года № 4-П).
На основании изложенного, учитывая то, что правонарушение СХА "М" совершено впервые (доказательств иного представителем административного органа не представлено), признание вины, то, что сельскохозяйственная артель осуществляет социально значимую и рисковую деятельность, суд приходит к выводу о том, что применение к лицу, привлекаемому к административной ответственности, минимально возможного административного штрафа, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ, в размере 100 000 рублей, не будет отвечать целям административной ответственности, поскольку повлечет избыточное ограничение прав юридического лица, которое не будет являться справедливым и соразмерным содеянному.
Таким образом, суд считает возможным привлечь СХА "М" к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.45 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб., то есть со снижением минимального размера административного штрафа, установленного соответствующей административной санкцией, ниже низшего предела.
В соответствии со ст. 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 2.1, 4.1, ст. 14.45, ст. 23.1 КоАП РФ, статьями 167 - 170, 202, 205, 206 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

требования Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области (ОГРН 1093668009973, ИНН 3661046666) удовлетворить.
Привлечь сельскохозяйственную артель (колхоз) "М" (ОГРН <...>, ИНН <...>); зарегистрированную Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Воронежской области 03.10.2002 по адресу: <...>) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.45 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
получатель - УФК по Воронежской области (Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области);
расчетный счет - 40101810500000010004;
банк получателя - Отделение по Воронежской области Главного управления ЦБ РФ по ЦФО (Отделение Воронеж);
ИНН/КПП - 3661046666/ 366101001;
БИК - 042007001;
ОКТМО - 20701000;
КБК 08111690050056000140,
УИН - 081361В8В00000382070.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет исполнено в принудительном порядке.
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области в порядке части 2 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------