По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.10.2014 по делу N А14-9629/2014 <Заявленные требования общества о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за искажение информации и нарушение порядка при декларировании производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей удовлетворены, так как совершенное им правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и является малозначительным>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 октября 2014 г. по делу № А14-9629/2014

(извлечение)

ООО "С" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу от 02.07.2014 № 05-14/896-38.
Определением от 13.08.2014 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Копии определения суда от 13.08.2014 о рассмотрении настоящего дела в порядке упрощенного производства направлены в адрес лиц, участвующих в деле и вручены им, что подтверждается поступившими уведомлениями (от заявителя и от административного органа).
Через канцелярию суда от административного органа, в пределах сроков установленных указанным определением, поступил отзыв административного органа с материалами приложения.
Каких-либо иных дополнений от лиц участвующих в деле не поступало.
Общество с ограниченной ответственностью "С" (сокращенное наименование - ООО "С") зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц № <...>.
Как следует из материалов дела, ООО "С" осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на основании лицензии, выданной в установленном законом порядке.
По результатам анализа деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, представленных ООО "С" за 4 кв. 2013 г. сотрудниками МРУ Росалкогольрегулирования установлен факт искажения информации и нарушения порядка при декларировании производства, оборота и (или) использования производственных мощностей, а именно сведения об объемах поставки алкогольной продукции, отраженные ООО "С" в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащее продукции (Приложение № 6) не соответствуют данным, отраженным контрагентом ООО "С" в декларации об объемах розничной продажи (за исключением пива и пивных напитков) алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение № 7, 11, 12).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения административным органом определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 29.04.2014 № 05-14/414-1.
В ходе проведения административного расследования были истребованы копии надлежаще заверенных первичных учетных документов, подтверждающих поставку (закупку) алкогольной продукции, а также пояснения по факту искажения данных деклараций за 4 кв. 2013 года и иные документы, подтверждающие достоверность данных деклараций.
Анализ представленных документов подтвердил, что в 4 кв. 2013 г. ООО "М" осуществляло поставку алкогольной продукции в адрес ООО "С", однако в декларации об объемах розничной продажи (за исключением пива и пивных напитков) алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение № 11), представленной ООО "С", не отражена закупка алкогольной продукции от ООО "М" в общем объеме 91,32 дал.
Как отмечено административным органом, факт нарушения также подтверждается представлением ООО "С" корректирующей декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 4 кв. 2013 г., пояснениями Общества.
Таким образом, административный орган пришел к выводу о том, что Обществом допущено административное правонарушение, выразившееся в не отражении закупки алкогольной продукции у ООО "М", в частности: не отражена закупка алкогольной продукции по ТТН от 01.10.2013 № 13230 в общем объеме - 6,40 дал; по ТТН от 01.10.2013 № 13326; по ТТН от 03.10.2013 № 13457 - 1,97 дал; по ТТН от 03.10.2013 № 13521 - 23,24 дал; по ТТН от 08.10.2013 № 13727 - 6,58 дал; от 10.10.2013 № 13938 - 34,26 дал; 11.10.2013 № 13997 - 15 дал.
19.06.2014 административным органом в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя ООО "С" составлен протокол об административном правонарушении от 19.06.2014 № 05-14/896-1.
02.07.2014 в присутствии представителя ООО "С" заместителем руководителя Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу было вынесено постановление № 05-14/896-3 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО "С" к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением ООО "С" обратилось в Арбитражный суд за защитой прав и законных интересов, в обоснование доводов ссылается на малозначительность совершенного правонарушения, поскольку оно не содержит угрозы охраняемым общественным отношениям.
Административный орган требования не признал, с учетом доводов изложенных в отзыве на заявление считает, что отсутствуют основания для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ст. 15.13 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 № 365-ФЗ) искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица.
Объектом правонарушения является установленный законодательством порядок при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Объективной стороной правонарушения является искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Субъективная сторона характеризуется виной.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета производства и оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 "О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила).
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 11 (пункт 13 Правил).
В соответствии с пунктом 15 Правил, декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Таким образом, срок подачи декларации за 4 кв. 2014 г. - не позднее 20.01.2014, в связи с чем, к рассматриваемым правоотношениями применяются положения ст. 15.13 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 21.12.2013 № 365-ФЗ, вступившего в силу с 03.01.2014.
Как усматривается из материалов дела, Обществу вменяется нарушение Правил, выразившееся в не отражении ООО "С" закупки алкогольной продукции у ООО "М", в частности: не отражена закупка алкогольной продукции по ТТН от 01.10.2013 № 13230 в общем объеме - 6,40 дал; по ТТН от 01.10.2013 № 13326; по ТТН от 03.10.2013 № 13457 - 1,97 дал; по ТТН от 03.10.2013 № 13521 - 23,24 дал; по ТТН от 08.10.2013 № 13727 - 6,58 дал; от 10.10.2013 № 13938 - 34,26 дал; 11.10.2013 № 13997 - 15 дал.
Факт искажения данных в декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) за 4 кв. 2014 г. не оспаривается заявителем, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 19.06.2014 № 05-14/896-1 и имеющимися в административном деле доказательствами, которые с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ соответствуют критериями относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта нарушения.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательного составляющего объективной стороны правонарушения, и считается законченным правонарушением независимо от наступления вредных последствий. Для оценки действий лица, привлекаемого к административной ответственности, на предмет наличия признаков формального состава эти последствия не имеют правового значения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Законом № 171-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815, однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом установленных обстоятельств и оценки материалов административного дела Арбитражный суд считает доказанным факт наличия в действиях ООО "С" события административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд находит возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В п. 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Следовательно, малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений.
При оценке административного правонарушения в качестве малозначительного необходимо соотнести степень общественной опасности конкретного деяния со строгостью предусмотренной санкции, а также учесть отношение лица, привлекаемого к административной ответственности, к содеянному и возможность достижения целей пресечения и профилактики административных правонарушений применительно к конкретному лицу без применения наказания.
В отзыве на заявление административный орган не приводит доказательств того, что действия Общества причинили существенный вред общественным отношениям.
Как указывает заявитель и отмечено в протоколе об административном правонарушении, Обществом 20.01.2014 представлена корректирующая декларация об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 4 кв. 2013 г., содержащие исправленные данные, следовательно, со стороны Общества отсутствует как пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей, так и существенная угроза охраняемым общественным отношениям.
Имеющаяся в оспариваемом постановлении ссылка на повторное привлечение Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 в течение года, материалами настоящего дела и дела об административном правонарушении, представленными административным органом, не подтверждается.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив отсутствие вредных последствий, незначительность угрозы охраняемым общественным отношениям, суд приходит к выводу о квалификации допущенного ООО "С" административного правонарушения, как малозначительного.
В п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
На основании изложенного заявленные требования следует удовлетворить, оспариваемое постановление - признать незаконным и отменить.
Руководствуясь ст. 2.9 КоАП РФ, ст. ст. 117, 167 - 170, 176, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу от 02.07.2014 № 05-14/896-38 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "С" (ОГРН <...>, ИНН <...>) к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50000 руб., в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.


------------------------------------------------------------------