По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.09.2014 по делу N А14-8115/2014 <Заявленные требования о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением , удовлетворены, так как индивидуальным предпринимателем в аптечном пункте не соблюден температурный режим хранения лекарственных средств>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2014 г. по делу № А14-8115/2014

(извлечение)

Прокуратура Советского района г. Воронежа (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя С.Т. (далее - лицо, привлекаемое к административной ответственности, ИП С.Т.) за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, требования не оспорило, отзыва не представило, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещено.
В соответствии со статьями 123, 136, 205 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие ИП С.Т.
Представитель прокуратуры Советского района г. Воронежа поддержал заявленные требования, ссылаясь на допущенные индивидуальным предпринимателем грубые нарушения требований, предусмотренных лицензией № <...> от 22.07.2013, при осуществлении предпринимательской деятельности по розничной реализации лекарственных средств.
На основании части 4 статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание при отсутствии возражений со стороны лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании 17.09.2014 на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 24.09.2014.
Как следует из материалов дела, С.Т. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющую свою деятельность без образования юридического лица в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <...>.
27.06.2014 в период с 10 час. 40 мин. по 11 час. 20 мин. во исполнение решения коллегии прокуратуры Воронежской области от 28.11.2013 прокуратурой Советского района г. Воронежа проведена проверка исполнения законодательства о лекарственных средствах и соблюдения прав граждан на лекарственное обеспечение в арендуемом ИП С.Т. (договор аренды нежилого от 02.01.2014) аптечном пункте, расположенном по адресу: <...>.
В ходе проверки в указанном аптечном пункте были обнаружены следующие нарушения лицензионных требований:
- в нарушение частей 1, 2 ст. 58 Закона об обращении лекарственных средств, п. 3 "Правил хранения лекарственных средств", утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ № 706н от 23.08.2010 (далее - Правила хранения) в аптеке не соблюдался температурный режим хранения следующих лекарственных средств:
- "Облепиховое масло", температурный режим хранения, которого не выше +10°C, хранилось при температуре +16°C;
- "Мидокалм-рихтер" раствор для внутреннего и внутримышечного введения, температурный режим хранения, которого от +8°C до +15°C, хранилось при температуре +16°C;
- "Комбилипен" раствор для внутримышечного введения, температурный режим хранения, которого от +2°C до +8°C, хранилось при температуре +10°C;
- "КомплигамВ" раствор для внутримышечного введения, температурный режим хранения, которого от +2°C до +8°C, хранилось при температуре +10°C;
- "Генферон лайт" спрей назальный, дозированный, температурный режим хранения, которого от +2°C до +8°C, хранилось при температуре +10°C;
- "Бактериофаг стафилококковый" раствор для приема внутрь, температурный режим хранения, которого от +2°C до +8°C, хранилось при температуре +10°C;
- "Бифидумбактерин" температурный режим хранения, которого от +2°C до +8°C, хранилось при температуре +10°C;
- "Офтагель" глазной гель, температурный режим хранения, которого от +15°C до +25°C, хранилось при температуре +10°C;
- "Видестим" мазь для сухой кожи, температурный режим хранения, которого от +2°C до +8°C, хранилось при температуре +10°C.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 27.06.2014 (л.д. 19 - 21). Копия акта проверки вручена представителю ИП С.Т. С.А., что подтверждено его распиской на акте.
С указанными в акте проверки фактами ИП С.А. согласна, вину признала, что подтверждается объяснениями, данными по существу административного правонарушения ИП С.Т. при вынесении постановления об административном правонарушении от 30.06.2014 (л.д. 16).

Прокурором Советского района Воронежской области 30.06.2014 с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, на основании статей 28.4 КоАП РФ и ст. 25 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202 "О прокуратуре Российской Федерации" было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП С.Т. по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
При этом ИП С.Т. разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и копия постановления вручена нарочно.
Материалы дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя были направлены в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Заявитель полагая, что вышеизложенные обстоятельства являются грубыми нарушениями лицензионных условий и требований, просит привлечь ИП С.Т. к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения заявителя, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 статьи 25.11 КоАП РФ).
Согласно статье 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 20.26 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, отнесенные Федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Федеральным законом об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).
Согласно пункту 47 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями), фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
ИП С.Т. имеет лицензию от 22.07.2013 регистрационный номер <...>, которой ей разрешается предпринимательская деятельность по розничной реализации лекарственных средств.
Лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Субъектами данного правонарушения являются граждане, юридические и должностные лица. Субъективная сторона характеризуется виной.
Примечанием к ст. 14.1 КоАП РФ определено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности перечислены в пунктах 4, 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 (в ред. от 15.04.2013). При этом, в силу пункта 6 указанного Положения, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 Положения.
Согласно подп. "г" п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1081 (далее - Положение) лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соблюдать правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Подпунктом "з" п. 5 Положения к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении фармацевтической деятельности отнесено соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, Правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Пунктом 3 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н (далее - Правила хранения), предусмотрено, что в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной I потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации (п. 32 Правил хранения).
Хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия пониженной температуры (лекарственные средства, физико-химическое состояние которых после замерзания изменяется и при последующем согревании до комнатной температуры не восстанавливается, организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации (п. 33 Правил хранения).
Материалами проверки, в частности, актом проверки 27.06.2014, протоколом осмотра, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27.06.2014 с фототаблицей (л.д. 22 - 47), объяснениями С.Т., представителя С.А. установлено и признано лицом, привлекаемым к административной ответственности, нарушение указанных требований, что также свидетельствует о нарушении подпункта "з" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.
Вина предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана материалами дела и состоит в том, что лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть в силу своего статуса предпринимателя, осуществляющего деятельность на свой риск.
При таких обстоятельствах, следует признать наличие в действиях (бездействии) индивидуального предпринимателя признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности на дату принятия решения не истек.
С учетом изложенного суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление Прокуратуры Советского района г. Воронежа о привлечении индивидуального предпринимателя С.Т. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Статья 2.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц. Совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Учитывая в порядке статьи 4.2 КоАП РФ в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, признание своей вины лицом, привлекаемым к административной ответственности, а также то, что предприниматель впервые привлекается к административной ответственности, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность (статья 4.3 КоАП РФ), суд считает возможным назначить ИП С.Т. административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, 4 000,00 руб.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает. Законодатель придал особый статус предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию, установив повышенные требования к лицам, осуществляющим такую деятельность. Следовательно, осуществление предпринимательской деятельности, требующей получения специального разрешения, без лицензии, характеризуется высокой степенью общественной опасности правонарушения, поэтому не может являться малозначительным.
Руководствуясь частью 4 статьи 14.1, статьей 23.1 КоАП РФ, статьями 167 - 170, 202, 205, 206 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

заявление Прокурора Советского района Воронежской области № 3-2-2014 от 30.06.2014 удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя С.Т. (ОГРНИП <...>, ИНН <...>; <...>, место рождения: <...>, проживающую по адресу: <...>, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя 18.01.1999 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде взыскания административного штрафа в сумме 4000,00 руб.
Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Воронежской области (Прокуратура Воронежской области, л/с 04311291700)
Расчетный счет: 40101810500000010004
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Воронежской области (г. Воронеж)
БИК: 042007001
ИНН: 3664012520
КПП: 366401001
ОКТМО: 20701000
КБК: 415 1 16 90040 04 6000 140 (для суммы штрафа, зачисляемой в бюджет городского округа г. Воронежа).
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет исполнено в принудительном порядке.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: 394006, г. Воронеж, ул. Платонова, д. 8, через Арбитражный суд Воронежской области.


------------------------------------------------------------------