По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 19.09.2014 N 2.40-2014 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2013 году и текущем периоде 2014 года ГБУК ВО "Государственный археологический музей-заповедник "Костенки"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 19 сентября 2014 года № 16(131)

ОТЧЕТ № 2.40-2014
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ В 2013 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2014 ГОДА
ГБУК ВО "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК "КОСТЕНКИ"

Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.40 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2014 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 14.08.2014 № 56.

Цель контрольного мероприятия: оценка законности и результативности использования учреждением средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2013 году и текущем периоде 2014 года.

Проверенный объект и оформленный акт: государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области "Государственный археологический музей-заповедник "Костенки" - акт № 2.40-2014 от 29.08.2014.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 18 августа 2014 года по 29 августа 2014 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с учредительными и иными документами, характеризующими организационно-правовую форму и структуру учреждения.
2. Проверка соответствия деятельности учреждения целям и видам, определенным его учредительными документами, в том числе:
- обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан;
- проведение археологических исследований;
- создание условий для туристической деятельности и осуществление экскурсионного обслуживания;
- предоставление информационных услуг и др.
3. Проверка обоснованности и эффективности расходования субсидии на выполнение государственного задания, в том числе: на оплату труда, на приобретение основных средств и материальных запасов, на оплату прочих работ и услуг и на другие цели.
4. Анализ выполнения учреждением государственного задания.
5. Проверка достоверности учета, наличия и эффективности использования областного имущества.
6. Проверка формирования штатной численности учреждения.
7. Проверка порядка поступления и расходования средств от приносящей доход деятельности.
8. Проверка соответствия порядка закупок товаров, работ и услуг действующему законодательству.
9. Проверка порядка учета и хранения музейных предметов и музейных ценностей.

Результаты контрольного мероприятия:
Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области "Государственный археологический музей-заповедник "Костенки" (далее - учреждение, музей-заповедник "Костенки") создано на основании решения исполкома Воронежского областного Совета народных депутатов от 9 июля 1991 года № 354.
Учреждение подведомственно департаменту культуры и архивного дела Воронежской области, который является его учредителем.
Музей-заповедник "Костенки" создан с целью обеспечения сохранности переданных ему объектов культурного наследия, археологических памятников и доступа к ним граждан; осуществления популяризации указанных объектов; хранения музейных предметов и музейных коллекций; выявления и собирания музейных предметов и музейных коллекций, создания условий для туристской деятельности и др.

Выполнение государственного задания

В соответствии со ст. 69.2 БК РФ и п. 2.7 устава учредителем музея-заповедника "Костенки" на 2013 и на 2014 годы доведены государственные задания на оказание двух государственных услуг:
1. "Работа по формированию, учету, хранению, изучению и обеспечению сохранности предметов Музейного фонда Российской Федерации" (далее - Услуга № 1). Перечень потребителей данной услуги не определен. Услуга оказывается в интересах общества в целом.
2. "Предоставление услуг областных музеев" (далее - Услуга № 2). Потребителями услуги являются физические и юридические лица.
На выполнение государственного задания в 2013 году израсходовано 5366,9 тыс. рублей (98,5% плана) средств субсидии, за I полугодие 2014 года - 3384,5 тыс. рублей (37,4% годового плана).
Государственные услуги характеризуются объемными и качественными показателями.
Согласно отчетным данным учреждения, все доведенные учредителем в 2013 году объемные и качественные показатели по Услуге № 1 выполнены. По Услуге № 2 не выполнен план по количеству проведенных выставок из собственных фондов - не проведена 1 выставка. В то же время на 1 выставку перевыполнен план по количеству проведенных выставок с привлечением других фондов. Так, в рамках реализации программы межрегиональной выставочной деятельности для создания целостного экспозиционно-выставочного пояса использовались материалы музея археологии Воронежского государственного университета. В целом же данный показатель выполнен.
Анализ выполнения государственного задания за I полугодие 2014 года показал, что основной фонд музея за указанный период пополнился всего лишь на 5 ед., что составляет 4,2% от запланированных 120 предметов (Услуга № 1). Выполнение этого показателя зависит от результатов археологических исследований. Обнаруженные во время раскопок предметы являются преимущественным источником пополнения фонда. В настоящее время на территории музея-заповедника проводятся археологические изыскания, по завершении которых в сентябре - октябре 2014 года весь обнаруженный материал будет передан в фонды музея-заповедника "Костенки".
Низкий процент выполнения в I полугодии 2014 года показателя по проведению экскурсий: проведено 280 экскурсий, или 27% доведенного плана на 2014 год (Услуга № 2). По объяснению директора учреждения, наибольшее количество экскурсий в течение года проводится в мае, сентябре - ноябре. В это время основными посетителями музея являются школьники.
Таким образом, учреждению необходимо активизировать работу по выполнению доведенного государственного задания на 2014 год.
Выборочной проверкой достоверности отчетных данных учреждения по выполнению государственного задания за 2013 год и I полугодие 2014 года расхождений не установлено. Так, согласно проданным билетам, музей-заповедник "Костенки" в 2013 году посетили 16200 человек, в том числе 5017 детей, в I полугодии 2014 года - 6000 человек (в т.ч. 1 638 детей), что соответствует отчетным данным по объемному показателю Услуги № 2 "Потребители государственной услуги". Фактическое значение объемного показателя по Услуге № 2 "Число экскурсий" за указанный период также подтверждено количеством проданных билетов на экскурсионное обслуживание.

Финансирование и расходы учреждения

В 2013 году и I полугодии 2014 года финансирование учреждения осуществлялось за счет средств субсидии из областного бюджета на выполнение государственного задания - 77%, субсидии из областного бюджета на иные цели - 8% и средств, полученных от приносящей доход деятельности, - 15%.

Проверка расходования субсидии из областного бюджета на выполнение государственного задания.
На выполнение государственного задания в проверяемом периоде учреждением израсходовано 8751,4 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 5366,9 тыс. рублей, в I полугодии 2014 года - 3384,5 тыс. рублей.
Основная часть субсидий направлена учреждением на оплату труда с начислениями - 3591,2 тыс. рублей, или 66,9% всех расходов, в 2013 году и 2667,2 тыс. рублей (78,8%) - в I полугодии 2014 года. Остальные средства расходовались на оплату прочих работ и услуг - 26,1% и 18,6%, на приобретение материальных запасов - 4,5% и 2,1%, уплату налогов и прочие расходы - 2,5% и 0,5% соответственно по годам.
Выборочной проверкой расходования средств субсидии нарушений не установлено.

Проверка расходования субсидии на иные цели.
В проверяемом периоде объем выделенных субсидий на иные цели составил 3077,8 тыс. рублей.
В 2013 году средства субсидии поступали в рамках региональной программы "Доступная среда на 2013 - 2015 годы" в объеме 877,4 тыс. рублей.
В соответствии с соглашениями, средства субсидии израсходованы на следующие цели:
- на внедрение комплексной автоматизированной музейной информационной системы (КАМИС) и приобретение неисключительных (лицензионных) прав на ее использование - 263,0 тыс. рублей;
- на установку дорожных знаков около здания музея-заповедника "Костенки" - 15,9 тыс. рублей;
- на приобретение 2 напольных компьютеров с сенсорным экраном общей стоимостью 399,0 тыс. рублей;
- на приобретение 10 шт. аудиогидов на сумму 99,6 тыс. рублей и 25 шт. усилителей голоса для слабослышащего населения на сумму 99,9 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что все оборудование имеется в наличии и используется по назначению.
В истекшем периоде 2014 года поступило 2200,4 тыс. рублей средств субсидии на иные цели. Субсидия в сумме 2000,4 тыс. рублей выделена в рамках мероприятия "Сохранение и развитие культуры" подпрограммы "Развитие культуры Воронежской области". Средства направлены на проведение археологических работ на памятнике археологии Костенки 11 в селе Костенки Хохольского района Воронежской области, который находится рядом со зданием музея-заповедника "Костенки". Исполнителем работ является ООО "Терра" (г. Воронеж), с которым заключен контракт на сумму 1999,9 тыс. рублей.
Стоит отметить, что на земельном участке, где расположен названный выше памятник археологии Костенки 11, в июне - июле 2014 года обнаружено жилище костно-земляного типа. На указанной территории учреждением планировалось возведение пристройки и оборудования в нем помещения фондохранилища. Помимо этого, планировалась реконструкция музея. В связи с этим ООО "СтройПроектСервис" осуществил разработку проектно-сметной документации на реконструкцию здания музея-заповедника "Костенки" (с. Костенки, ул. Кирова, д. 6а) стоимостью 3480,9 тыс. рублей. Оплата за разработку проекта осуществлена за счет средств субсидии на иные цели 29.12.2012. В настоящее время проект находится на согласовании в ГАУ ВО "Центр госэкспертизы по Воронежской области".
По объяснению директора учреждения, обнаруженное жилище костно-земляного типа является уникальным объектом археологии и, по мнению экспертов, должно быть законсервировано и музеефицировано. Проведение строительства на этом участке в данный момент не представляется возможным. Это, в свою очередь, предполагает внесение изменений в разработанную проектно-сметную документацию.
Субсидия в сумме 200,0 тыс. рублей выделена в рамках региональной программы "Доступная среда на 2013 - 2015 годы".
С целью освоения этих средств учреждением проведены торги на приобретение противоскользящего покрытия и тактильных систем для здания музея. Согласно протоколу малой закупки от 26.08.2014 победителем определено ООО "Технощит". На момент проведения проверки договор на поставку с ним не заключен.
В проверяемом периоде нарушений при расходовании субсидии на иные цели не выявлено.

Приносящая доход деятельность

В соответствии с уставом, учреждение осуществляет приносящую доход деятельность. В рамках этой деятельности учреждение получает доход от реализации билетов на посещение музея и сувениров.
Цены на оказываемые услуги и сувенирную продукцию согласованы с учредителем.
В проверяемом периоде стоимость билетов на экскурсионное обслуживание в музее-заповеднике "Костенки" составляла: полный билет для взрослых - 100 рублей; льготный билет (детский, студенческий, для пенсионеров) - 50 рублей; для экскурсионных групп - от 200 до 500 рублей.
Помимо этого, отдельным категориям граждан при наличии удостоверяющих документов предоставлено право на бесплатное посещение музея (инвалиды, участники ВОВ и боевых действий, воспитанники интернатов и детских домов, многодетные семьи, дети дошкольного возраста и др.).
Цены на сувенирную продукцию (буклеты, блокноты, браслеты, магниты, ручки и тарелки сувенирные и др.) составляют от 30 рублей до 200 рублей.
Сувенирная продукция реализуется населению за наличный расчет. Прием наличных денежных средств от населения осуществляется с применением контрольно-кассовой машины.
Билеты на посещение музея-заповедника распространялись через кассу учреждения и соответствовали форме бланков строгой отчетности, утвержденной Приказом Минкультуры России от 17.12.2008 № 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности при оказании услуг учреждениями культуры".
Проверкой учета, хранения и списания бланков строгой отчетности нарушений не выявлено.
В 2013 году от приносящей доход деятельности получено 1233,9 тыс. рублей, в I полугодии 2014 года - 465,7 тыс. рублей. Доходы от реализации билетов составляют порядка 87%, от реализации сувениров - 13%.
Основную часть полученных средств учреждение направляло на оплату труда с начислениями: в 2013 году - 35,8%, в I полугодии 2014 года - 50%. Остальные средства израсходованы на оплату работ и услуг, приобретение материальных запасов, изготовление печатной и сувенирной продукции и на другие нужды учреждения.
Проверкой расходования средств от приносящей доход деятельности нарушений не выявлено.
В ходе проверки 21.08.2014 проведена инвентаризация наличных денежных средств и бланков строгой отчетности, находящихся в кассе учреждения. По результатам проведения инвентаризации излишков и недостачи не установлено.

Штаты и оплата труда

Штатное расписание на 1 января 2013 года утверждено директором учреждения и согласовано с учредителем в количестве 19 шт. ед. В течение проверяемого периода количество штатных единиц не изменялось и составляло 19 шт. ед., которые замещены 20 физическими лицами. На момент проведения проверки в учреждении вакантны 0,5 шт. ед. ведущего бухгалтера.
Выборочной проверкой заключения трудовых договоров с сотрудниками учреждения нарушений трудового законодательства не установлено.
В проверяемом периоде оплата труда работников учреждения осуществлялась на основании положений об оплате труда работников государственного бюджетного учреждения культуры Воронежской области "Государственный археологический музей-заповедник "Костенки", утвержденных приказами учреждения.
Начисление оплаты труда директору, главному бухгалтеру и заместителю директора проверено сплошным методом, нарушений не установлено.
Выборочным методом проверен порядок начисления оплаты труда основному персоналу учреждения (проверено начисление 7 работникам), нарушений не выявлено.
Среднемесячный доход работников учреждения в 2013 году и I полугодии 2014 года составил:
- АУП (директор, заместитель, главный бухгалтер) - 25107 рублей и 36967 рублей соответственно по годам;
- основной персонал (научные сотрудники, главный хранитель, экскурсоводы) - 15633 рубля и 21372 рубля;
- прочие работники (специалист, бухгалтер, водители, уборщики, начальник отдела) - 12122 рубля и 14430 рублей.

Имущество учреждения

В соответствии с уставом, имущество учреждения находится в государственной собственности Воронежской области и закреплено за ним на праве оперативного управления приказами ДИЗО ВО.
На балансе учреждения числится 2 нежилых здания: павильон музея площадью 692,3 кв. м (с. Костенки, ул. Кирова, д. 6а) и фондохранилище площадью 127,8 кв. м (с. Костенки, ул. Набережная, д. 78б).
Помимо этого, учреждению в постоянное (бессрочное) пользование передано 6 земельных участков в с. Костенки по следующим адресам: ул. Кирова, д. 6а площадью 1880 кв. м (для общественно-деловых целей), ул. Набережная, д. 78б - 3380 кв. м (для размещения фондохранилища), ул. Набережная: уч. № 1 - 2561 кв. м, уч. № 2 - 7221 кв. м и уч. № 3 - 1173 кв. м (объекты археологического наследия), ул. Гагарина, уч. № 1 - 5773 кв. м (объект археологического наследия).
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право оперативного управления на здания и право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки зарегистрировано.
Проверкой установлено, что одноэтажное помещение фондохранилища по ул. Набережная, д. 78б (1963 года постройки балансовой стоимостью 106,9 тыс. рублей, износ 100%) учреждением не используется для хранения фондов. По объяснению директора учреждения, это помещение не приспособлено для хранения фондового материала, так как не может обеспечить необходимые условия для хранения археологического материала, предусмотренные нормативными документами Министерства культуры РФ.
Фактически помещение без согласования с собственником имущества (ДИЗО ВО) используется сторонним юридическим лицом - "Институт истории материальной культуры Российской академии наук" (ИИМК РАН, г. Санкт-Петербург) для хранения своего имущества.
В нарушение ст. 161 Гражданского кодекса РФ письменный договор на использование фондохранилища с ним не заключен.
Налог на имущество, исчисленный в отношении здания фондохранилища, и земельный налог, исчисленный на земельный участок, на котором оно расположено, составили в 2013 году 1,8 тыс. рублей и 2,2 тыс. рублей, за I полугодие 2014 года - 0,9 тыс. рублей и 1,7 тыс. рублей соответственно. Налоги уплачиваются за счет средств субсидии на выполнение государственного задания.
Таким образом, учреждение ежегодно осуществляет расходы в отношении здания фондохранилища, которое фактически используется другим юридическим лицом.
По состоянию на 1 января 2013 года стоимость основных средств (ОС), числящихся на балансе учреждения, составляла 6390,8 тыс. рублей: здания, транспортное средство, компьютеры и оргтехника, офисная мебель и др. В 2013 году поступило ОС на сумму 611,2 тыс. рублей (2 шт. напольных компьютера с сенсорным экраном, 10 шт. аудиогидов, 25 шт. усилителей голоса по РП "Доступная среда 2013 - 2015" на общую сумму 598,5 тыс. рублей и контрольно-кассовая машина стоимостью 12,7 тыс. рублей - за счет средств от приносящей доход деятельности), выбытия ОС не было. На 1 января 2014 года стоимость ОС составила 7001,2 тыс. рублей, поступления ОС в I полугодии 2014 года не было.
Все поступившее в учреждение в 2013 году имущество учтено в балансовом учете, инвентарные номера присвоены и нанесены на все объекты ОС. Выборочной инвентаризацией недостач ОС не установлено.
Проверкой выявлено неиспользуемое имущество общей балансовой стоимостью 50,0 тыс. рублей (2 монитора 17 LG F730P, монитор "Samsung", 3 сотовых телефона "Samsung", сотовый телефон Nokia, сумка для ноутбука).

Транспортные средства, расходы на ГСМ
На балансе учреждения числится автомобиль ГАЗ 330232 "Газель" 2006 года выпуска. При проверке порядка заполнения путевых листов и применения норм расхода топлива нарушений не установлено.
В нарушение Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" и ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предрейсовые медицинские осмотры водителя не проводятся.

Порядок учета музейного фонда

По состоянию на 25 августа 2014 года общий состав фонда насчитывает 46005 единиц хранения, из них:
- научно-вспомогательный фонд (фрагменты фауны, изготовление копий орудий, живописные панно) - 4899 ед. хранения;
- основной фонд музея - 41106 ед. хранения, в том числе:
- коллекция - 41077 предметов,
- коллекция "Археологическая кость, малакофауна" - 29 предметов.
Учет музейных предметов и музейных коллекций осуществляется в соответствии с п. 13 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 № 179 <1>, в главной инвентарной книге (книга поступлений) и других инвентарных книгах в форме коллекционных описей.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 № 179 <1> "Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации".

В проверяемом периоде общий состав фонда пополнился на 617 предметов, в том числе: в основной фонд музея поступило 106 предметов (орудия труда из камня и кости), в научно-вспомогательный фонд поступило 511 предметов.
Выборочной проверкой установлено, что поступившие в музей предметы оформляются согласно инструкции (присваивается инвентарный номер по книге поступления и инвентарной книге по видам хранения).
Полная материальная ответственность за обеспечение сохранности музейного фонда возложена на главного хранителя фондов, с которым заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
В ходе настоящей проверки проведена выборочная проверка наличия музейных предметов и музейных коллекций ГБУК ВО "Государственный археологический музей-заповедник "Костенки". Нарушений не выявлено.
На момент проведения проверки экспонируется порядка 1500 ед. музейных предметов и музейных коллекций. Остальные предметы и коллекции размещены в помещении для хранения фондов (по ул. Кольцовская, д. 56а). Общая площадь помещения для хранения фондов составляет 12 кв. м. Помещение оборудовано сейфом, стеклянными и металлическими шкафами. Помимо этого, в помещении находятся 3 рабочих места для сотрудников отдела фондов.
Стоит отметить, что по состоянию на 25.08.2014 из общего состава фонда - 46005 единиц хранения, 31277 музейных предметов входят в состав государственной части Музейного фонда РФ и являются федеральной собственностью. В нарушение п. 5 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1998 № 179 <2>, музейные предметы федеральной собственности не переданы в безвозмездное бессрочное пользование учреждению. В связи с этим 17 февраля 2014 года направлен пакет документов в Министерство культуры РФ для рассмотрения. На момент проверки данный вопрос не решен.
--------------------------------
<2> Постановление Правительства РФ от 12.02.1998 № 179 "Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев Российской Федерации".

Расходы на служебные командировки

Проверкой учета и обоснованности расчетов с подотчетными лицами установлено нарушение п. 10 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749: в отдельных случаях при направлении работников в командировки аванс на оплату расходов не выдавался. Фактическая оплата командировочных расходов производилась по приезду из командировки.

Выводы:
По результатам проведения контрольного мероприятия можно сделать вывод, что музей-заповедник "Костенки" осуществляет деятельность, направленную на достижение целей его создания. Учреждение занимается комплектованием музейных фондов, обеспечивает учет и хранение предметов, находящихся в его музейных фондах, осуществляет экспозиционную деятельность и экскурсионное обслуживание населения. При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности учреждением допущены нарушения при использовании областного имущества.

Предложения:
В целях устранения выявленных недостатков и нарушений направить представление ГБУК ВО "Государственный археологический музей-заповедник "Костенки".

Аудитор
В.В.РОДЮКОВА

Руководитель проверки
И.Н.ШЛЫКОВА


------------------------------------------------------------------