По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.08.2014 по делу N А14-1947/2014 <Заявленные требования общества о признании недействительным предписания об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды удовлетворены, так как проложенные им трубопроводы находятся вне пределов естественных границ водных объектов и заявителем не используется акватория водного пространства>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 августа 2014 г. по делу № А14-1947/2014

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 25.08.2014
Полный текст решения изготовлен 25.08.2014
Общество с ограниченной ответственностью "Г" (ООО "Г", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области (Управление Росприроднадзора по Воронежской области) о признании недействительным предписания от 26.11.2013 № 228-03 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 04.03.2014 заявление принято к производству.
Производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ было приостановлено определением суда от 19.05.2014 до вступления в законную силу судебного акта по делу № А12-32819/2013, находящемуся в производстве Арбитражного суда Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24 апреля 2014 года по делу № А12-32819/2013 заявленные требования ООО "Г" удовлетворены. Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области от 13 декабря 2013 года № 370 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50000 рублей признано незаконным и отменено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.04.2014 по делу № А12-32819/2013 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Определением суда от 24.07.2014 производство по делу возобновлено, судебное заседание назначено на 25.08.2014.
Из материалов дела следует:
На основании приказа от 24.10.2013 № 304-пр сотрудниками Управления Росприроднадзора по Воронежской области в период 05 по 26 ноября 2013 года была проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства об охране и использовании водных объектов в деятельности ООО "Г". Проверкой выявлено, что в нарушении п. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ Общество использует водные объекты: река Тулучеевка, река Козинка, река Дон, река Осередь, река Гнилушка, река Данило, река Манина, пруды Каменск путем прокладки переходов газопровода под дном названных водных объектов без договоров и лицензий на водопользование.
Подробно результаты проверки отражены в справке от 17.11.2010.
По результатам проверки Управлением в отношении ООО "Г" был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.6 КоАП РФ.
Постановлением от 13.12.2013 № 370 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области ООО "Г" привлечено к административной ответственности по статье 7.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
ООО "Г" не согласилось с Постановлением от 13.12.2013 № 370 и обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области от 13 декабря 2013 года № 370.
Данные требования рассматривались в рамках арбитражного дела № А12-32819/2013 с участием ООО "Г", Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области.
В связи с выявлением в ходе проверки фактов нарушения требований п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ (ВК РФ), ст. ст. 34, 39, 46 Закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в части использования акватории водных объектов, расположенных на территории Воронежской области в зоне деятельности филиала Общества - Калачеевского ЛПУМГ, в отсутствие заключенных договоров водопользования, Управлением было выдано предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 26.11.2013 № 228-03.
Согласно ч. 1 ст. 66 Закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об окружающей среде" должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:... выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 17 Закона РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В силу пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона № 294-ФЗ при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.
За неисполнение предписания должностного лица в установленный срок наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из приведенных норм следует, что предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
В связи с этим предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным, как не соответствующим Федеральному закону № 294-ФЗ.
Судебным актом по делу № А12-32819/2013, вступившим в законную силу, сделан вывод, что проложенные трубопроводы находятся вне пределов естественных границ водных объектов, следовательно, ООО "Г" не использует акваторию водного пространства, не является водопользователем в смысле, придаваемом законодательством, регулирующим спорные правоотношения. Таким образом, у заявителя не возникла обязанность для заключения договоров и получения иной разрешительной документации на водопользование как это предусмотрено ст. ст. 9, 11, 12 Водного кодекса РФ.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (ч. 2 ст. 69 АПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо наличие одновременно указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, отсутствием правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания (доказательств обратного суду не представлено), заявленные требования следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании ст. 110 АПК РФ и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 № 7959/08 по делу № А46-6118/2007, расходы по госпошлине по данному делу в полном объеме относятся на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 65, 71, 110, 167 - 170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области от 26.11.2013 № 228-03 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Г" (ОГРН <...> ИНН <...>), <...> предписанием от 26.11.2013 № 228-03 путем его отмены.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области (ОГРН 1043600077762 ИНН 3664060362), 394087, г. Воронеж, ул. Ломоносова, д. 105 в пользу общества с ограниченной ответственностью "Г" (ОГРН <...> ИНН <...>), <...> 2000 рублей расходов по госпошлине.
Выдать исполнительный лист.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Воронежской области.


------------------------------------------------------------------