По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.07.2014 по делу N А14-7223/2013 <Заявленные требования о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2014 г. по делу № А14-7223/2013

(извлечение)

Прокуратура Верхнемамонского района Воронежской области (далее по тексту - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Б. (далее по тексту - ИП Б.) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Определением суда от 27.06.2014 заявление принято, возбуждено производство по делу, предварительное судебное заседание, а также судебное разбирательство по делу назначены на 17.07.2014.
Все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в предварительное судебное заседание не явилось.
Предварительное судебное заседание с учетом мнения представителя заявителя окончено 17.07.2013, в порядке ст. 137 АПК РФ суд перешел к судебному разбирательству в данном судебном заседании.
Дело рассмотрено с учетом ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного надлежащим образом.
В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил суд привлечь ИП Б. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании 17.07.2014 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 24.07.2014. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещалась в информационном окне в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Воронежской области.
Рассмотрев представленные по делу материалы, заслушав пояснения представителя заявителя, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Б. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <...>).
Прокуратурой Верхнемамонского района 29.05.2014 в порядке контроля с привлечением специалистов ГУ "В" в присутствии проверяемого лица, а также двух понятых, проведена проверка исполнения ИП Б. требований законодательства о лицензировании при реализации в розницу лекарственных средств для животных.
В ходе проверки установлено, что ИП Б. в магазине "Л", расположенном по адресу: <...>, осуществляет фармацевтическую деятельность - розничную торговлю лекарственными средствами для животных. В момент проверки в витрине магазина с прикрепленными ценниками находились предлагаемые к продаже лекарственные средства для животных.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки исполнения законодательства о лицензировании от 29.05.2014 (л.д. 13).

Согласно статье 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63, 7.24, частью 2 статьи 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, 13.27, 13.28, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 14.35, частью 1 статьи 15.10, частью 5 статьи 15.27, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 статьи 25.11 КоАП РФ).
Полагая, что в действиях ИП Б. имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, 30.05.2014 Прокурором Верхнемамонского района Воронежской области в присутствии ИП Б. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 10 - 12).
ИП Б. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, а также вручена копия указанного выше постановления, что подтверждено росписью предпринимателя (л.д. 12).
С выявленными нарушениями ИП Б. согласен, вину признает, о чем свидетельствуют объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении от 30.05.2014 (л.д. 43).
Материалы об административном правонарушении индивидуального предпринимателя Б. в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, отнесенные Федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Федеральным законом об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 49 и пункту 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Данные требования, предъявляемые к юридическим лицам, распространяются и на индивидуальных предпринимателей, поскольку пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ предусмотрено применение правил Гражданского кодекса, регламентирующих деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляющих без образования юридического лица.
В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
В силу ст. 4 Федерального закона РФ от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов. Под лекарственными средствами понимаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Как следует из раздела 2 "Термины и определения" Национального стандарта Российской Федерации "Средства лекарственные для животных", утвержденного Приказом Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии от 27.12.2006 № 453-ст, лекарственное средство для ветеринарного применения - вещество или смесь веществ природного, растительного, животного или синтетического происхождения, обладающее(ая) фармакологическим действием. К одному из видов лекарственных средств для ветеринарного применения относятся фармакологические лекарственные средства для ветеринарного применения (лекарственные средства для ветеринарного применения, предназначенные для диагностики, профилактики, лечения болезней, изменения иммунного статуса, анестезии, обездвиживания, предотвращения беременности, эвтаназии, восстановления или коррекции физиологических функций, полученные из природного, биологического сырья, веществ синтетического происхождения, методами синтеза или с применением микробиологических технологий).
Частью 1 статьи 55 Федерального закона РФ от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" закреплено, что розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081, лицензирование фармацевтической деятельности в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Таким образом, розничная торговля лекарственными средствами для ветеринарного применения является фармацевтической деятельностью и подлежит лицензированию.
Как следует из материалов дела, на момент проверки на реализации находились лекарственные средства: "Энтроксил 5%", "Энтрофлокс 5%", "Сульфетрисан", "Зинаприм", "Фармазин", а также ряд других лекарственных средств и изделий медицинского назначения для животных. Находившаяся на реализации продукция в ходе проверки не изымалась.
Факт наличия в розничной продаже у ИП Б. лекарственных препаратов, предназначенных для лечения животных, и предложения их к продаже населению подтвержден материалами дела (актом проверки от 29.05.2014 с фототаблицей (л.д. 13 - 25); объяснениями от 30.05.2014 ИП Б. (л.д. 43), от 29.05.2014 Д., С., Т. (л.д. 31 - 33), инструкциями по применению лекарственных препаратов (л.д. 26 - 30) и по существу предпринимателем не оспорен.
Сведения о лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, включающей розничную продажу лекарственных средств для ветеринарного применения, лицом, привлекаемым к административной ответственности, в материалы дела не представлены.
Вина предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана материалами дела и состоит в том, что лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть в силу своего статуса предпринимателя, осуществляющего деятельность на свой риск.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах в действиях ИП Б. имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности на дату принятия решения не истек.
С учетом изложенного, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление Прокурора Верхнемамонского района Воронежской области о привлечении индивидуального предпринимателя Б. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Статья 2.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц. Совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, а также отсутствие в материалах дела сведений о наличии отягчающих ответственность обстоятельств, суд считает возможным назначить предпринимателю наказание в виде административного штрафа в размере 4 000,00 руб. без конфискации товара.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает. Законодатель придал особый статус предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию, установив повышенные требования к лицам, осуществляющим такую деятельность. Следовательно, осуществление предпринимательской деятельности, требующей получения специального разрешения, без лицензии, характеризуется высокой степенью общественной опасности правонарушения, поэтому не может являться малозначительным.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 202, 205 - 206 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

признать индивидуального предпринимателя Б. (<...>; ОГРНИП <...>, ИНН <...>; зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 09.07.2002; место жительства: <...>) виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4000,00 руб.
Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Воронежской области (фин. Отдел администрации Верхнемамонского района),
расчетный счет: 40101810500000010004,
банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Воронежской области (г. Воронеж),
БИК 042007001,
ИНН 3664012520 (Прокуратура Воронежской области),
КПП 366401001,
ОКТМО 20610000,
КБК 41511690050056000140.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет исполнено в принудительном порядке.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Воронежской области.


------------------------------------------------------------------