По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 26.06.2014 "О результатах комплексной проверки исполнения бюджета и оценки социально-экономического развития Подгоренского муниципального района за 2012 - 2013 годы и текущий период 2014 года"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 26 июня 2014 года № 10(125)

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
И ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДГОРЕНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЗА 2012 - 2013 ГОДЫ
И ТЕКУЩИЙ ПЕРИОД 2014 ГОДА

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.18 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2014 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 28.04.2014 № 30.

Цель(и) контрольного мероприятия: оценка социально-экономической ситуации в муниципальном районе, полноты и эффективности исполнения местными органами власти закрепленных полномочий; изучение организации бюджетного процесса; анализ деятельности по укреплению финансовой основы местного самоуправления на уровне района и отдельных поселений, целевого использования и эффективности использования бюджетных средств, муниципальной собственности и земельных ресурсов.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Администрация Подгоренского муниципального района - справка по результатам анализа социально-экономического развития муниципального района № 2.18/1-2014 от 23.05.2014; акт № 2.18/3-2014 от 03.06.2014.
2. Финансовый отдел администрации Подгоренского муниципального района - акт № 2.18/2-2014 от 23.05.2014.
3. Отдел образования Подгоренского муниципального района - акт № 2.18/4-2014 от 03.06.2014.
4. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Подгоренский детский сад № 1" - акт № 2.18/4-1-2014 от 22.05.2014.
5. Муниципальное казенное образовательное учреждение Первомайская ООШ - акт № 2.18/4-2-2014 от 22.05.2014.
6. Отдел культуры администрации Подгоренского муниципального района. Акт № 2.18/5-2014 от 16.05.2014.
7. Администрация Подгоренского городского поселения - акт № 2.18/6-2014 от 29.05.2014.
8. Администрация Гришевского сельского поселения - акт № 2.18/7-2014 от 23.05.2014.
9. Сводный акт комплексной проверки исполнения бюджета и оценки социально-экономического развития Подгоренского муниципального района за 2012 - 2013 годы и текущий период 2014 года № 2.18-2014 от 05.06.2014.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 12 мая 2014 года по 20 июня 2014 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Оценка социально-экономического положения муниципального района, его инвестиционной деятельности, перспектив развития территории. Анализ реализации комплексной программы социально-экономического развития района.
2. Достижение значений показателей эффективности развития муниципального района в соответствии с соглашением между правительством Воронежской области и администрацией муниципального района.
3. Организация бюджетного процесса в муниципальном районе, его соответствие действующему законодательству, выполнение полномочий участников процесса (Совета народных депутатов, администрации, финансового отдела, контрольно-счетного органа).
4. Изучение структуры консолидированного бюджета муниципального района (доля районного бюджета, городского и сельских поселений). Анализ формирования и исполнения районного бюджета и бюджетов поселений.
5. Анализ исполнения доходной части районного бюджета и мер, принимаемых органами местного самоуправления по увеличению налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, снижению недоимки по налоговым платежам.
6. Оценка размера дефицита местного бюджета, его соответствия нормам Бюджетного кодекса РФ. Анализ источников финансирования дефицита бюджета. Объем, структура и динамика муниципального долга.
7. Анализ эффективности управления муниципальной собственностью.
8. Анализ эффективности управления земельными ресурсами района.
9. Анализ и оценка эффективности исполнения расходной части бюджета.
10. Исполнение бюджетных ассигнований по расходам на общегосударственные вопросы, национальную оборону, национальную безопасность. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных из местного бюджета на содержание и деятельность органов местного самоуправления. Анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления, полноты исполнения ими закрепленных законодательством полномочий, организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Соблюдение нормативов расходов на оплату труда с начислениями муниципальных служащих по органам власти района, доведенных департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области в соответствии со ст. 136 Бюджетного кодекса РФ и постановлением администрации Воронежской области № 235 от 28.03.2008.
11. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств в сферах национальной экономики, жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды.
12. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных из местного бюджета на образование, физическую культуру и спорт. Оценка проводимых мероприятий по оптимизации расходов с целью достижения максимальной эффективности расходования бюджетных средств с сохранением качества предоставляемых услуг.
13. Проверка целевого использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета, в том числе субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования, субвенций и субсидий на модернизацию системы образования. Итоги работы по реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 и 599 в сфере образования.
14. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных из местного бюджета на реализацию мероприятий в сферах культуры и социальной политики.
15. Организация работы в районе по формированию, обеспечению размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Контроль за исполнением муниципальных контрактов.
16. Проверка организации бюджетного процесса, эффективности исполнения полномочий, законности и эффективности использования межбюджетных трансфертов органами власти поселений (выборочно по решению руководителя проверки).

Результаты контрольного мероприятия:

1. Социально-экономическое положение муниципального района, инвестиционная деятельность и перспективы развития территории

Подгоренский муниципальный район расположен в юго-западной части Воронежской области и граничит: с севера - с Каменским, с юга и запада - с Ольховатским и Россошанским муниципальными районами Воронежской области. Территория района составляет 1579,3 кв. км. В состав района входят 1 городское поселение и 15 сельских, объединяющих 26 поселков, сел и слобод, а также 50 хуторов. Численность населения района на 01.01.2014 составила 25730 человек и по сравнению с уровнем на начало 2013 года уменьшилась на 434 человека, а относительно 2012 года - на 972 человек. Причем уменьшение численности населения идет примерно в равных долях как за счет превышения смертности над рождаемостью, так и за счет минусового миграционного баланса.
Трудовые ресурсы оцениваются на начало 2014 года почти в 15000 человек, а численность занятых в экономике - 10623 человек. Для структуры занятого в экономике населения характерен высокий процент занятых в личном подсобном хозяйстве (29,4%), а также рост за последние 3 года доли занятых в сельскохозяйственном производстве (с 7,7 до 8,9%) и доли занятых в организациях государственного и муниципального сектора (с 24,4 до 25,6%); снижение доли занятых в промышленности, строительстве, транспорте и связи (с 19,8 до 18,9%). Денежные доходы населения района, составившие в 2013 году 3238,9 млн. рублей, формируются на 2/3 из бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Причем доля доходов из этих источников выросла с 61,6% в 2010 году до 67,2% в 2013 году (социальные выплаты и пенсии - 53,9%, заработная плата бюджетников - 13,3%) и прогнозируется на 2014 - 2016 годы на том же уровне. Среднемесячная заработная плата работников района за 2013 год составила 16170 рублей.
Промышленность района представлена 12 предприятиями, из которых 5 занимаются производством цемента, мергеля и строительных материалов; 1 - мясопродуктов; 1 - производством плетеной мебели; 1 - производством масла подсолнечного; 4 - тепло-, водоснабжением и коммунальными услугами. Промышленными предприятиями за 2013 год отгружено товаров собственного производства на 1679,0 млн. рублей, что на 78% выше уровня 2012 года. Увеличение объемов производства связано с пуском новой технологической линии по производству цемента Воронежским филиалом ЗАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп". Увеличили объемы производства ЗАО "Подгоренский цементник", ЗАО "Подгоренский ЗСМ", ОАО "Сагуновский мясокомбинат". Численность работающих в промышленности за 2013 год увеличена на 216 человек, средняя зарплата составила 19580 рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 16,0%. Дальнейшее значительное увеличение производства промышленной продукции связано лишь с выходом на проектную мощность в 2014 - 2015 годах филиала ЗАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп".
Сельскохозяйственным производством в районе занимаются 17 крупных, средних и малых сельскохозяйственных предприятий, 19 крестьянско-фермерских хозяйств. За 2013 год ими произведено валовой продукции на сумму 2056,8 млн. рублей, что на 1,2% ниже уровня предыдущего года. Причем впервые за последние 5 лет достигнут существенный прирост продукции животноводства с 471,8 до 618,5 млн. рублей, или на 31,1%, что связано с реализацией проекта ООО "Заречное" по развитию мясного скотоводства. В 2013 году произведено 87,1 тыс. тонн зерна (при урожайности 24,7 ц/га); 20,7 тыс. тонн подсолнечника (при урожайности 22,1 ц/га); 78,8 тыс. тонн сахарной свеклы (при урожайности 230,7 ц/га). Наибольший вклад в развитие производства продукции отрасли растениеводства внесен 3 крупнейшими землепользователями (ЗАО "Агрофирма Апротек-Подгоренская", ООО "ЦЧ АПК филиал "Подгоренский", ООО "Подгорное-АГРО-инвест"), которые обрабатывают 54,2% пашни района. В апреле текущего года последней из указанных организаций земли проданы ООО "Авангард-АГРО-Воронеж". В итоге оформления этой сделки в период массового проведения весенних полевых работ новым землепользователем засеяно 44,9% пашни, сев яровых зерновых и технических культур прекращен, 6469 га пашни остаются незасеянными.
Оборот розничной торговли составил 1523,2 млн. рублей, или 132,5% к соответствующему периоду 2012 года. Это в основном оборот субъектов малого бизнеса (98,8% от всего розничного оборота). Объем реализации платных услуг населению района за 2013 год составил 306,4 млн. рублей, 139% к соответствующему уровню 2012 года.
Программа комплексного социально-экономического развития Подгоренского муниципального района Воронежской области по объему финансирования в 2013 году выполнена на 96,6%, в том числе по объему финансирования некоммерческих мероприятий на 100%, по объему финансирования коммерческих мероприятий на 96,03%. Из запланированных не выполнено мероприятие "Строительство комплекса послеуборочной обработки и хранения зерна в пгт Подгоренский Воронежской области" ООО "ОптТрейд" с объемом финансирования 93,5 млн. рублей.
Всего в рамках программы комплексного социально-экономического развития района за 2013 год привлечено средств - 2656,5 млн. рублей. Из этой общей суммы средства федерального бюджета - 46,3 млн. рублей, областного бюджета - 178,3 млн. рублей, местного бюджета - 20,5 млн. рублей; внебюджетные средства - 2411,4 млн. рублей. На коммерческую часть программы направлено 2268,4 млн. рублей (ввод в действие новой технологической линии по производству цемента - 2137,0 млн. рублей; развитие ООО "Заречное" по выращиванию мясного скота на территории района - 119,9 млн. рублей; разведение оленеводства в ООО "Возрождение" - 10 млн. рублей; развитие К(Ф)Х Грудинина В.В. - 664 тыс. рублей; проект рыбоводства ИП Голенского Е.Н. - 800 тыс. рублей). На некоммерческую часть программы направлено 245,9 млн. рублей (строительство дома-интерната для престарелых и инвалидов в п. Опыт - 124,1 млн. рублей; реконструкция МУК "Подгоренский районный Дом культуры" - 51,7 млн. рублей; разработка ПСД на строительство обхода пгт Подгоренский - 16,5 млн. рублей; строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, пгт Подгоренский - 14,0 млн. рублей; строительство межпоселковых газопроводов высокого давления - 9,4 млн. рублей и другие объекты). Получению этих средств способствовало участие района в 8 областных целевых и ведомственных программах.
Кроме того, район принимал участие в 5 областных целевых программах, за счет которых введен в эксплуатацию филиал автономного учреждения Воронежской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"; предоставлено 6 грантов начинающим предпринимателям в рамках ДОЦП "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Воронежской области на 2011 - 2015 годы"; улучшены жилищные условия 25 молодых семей по ДОЦП "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" и 6 семей по ДОЦП "Социальное развитие села до 2013 года".
Основные задачи, определенные администрацией муниципального района на 2014 год в сфере активизации инвестиционных процессов на территории района, связаны с реализацией разработанного и принятого в 2013 году Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в районе, а также с активизацией информационных мер по предлагаемым перспективным инвестиционно-привлекательным земельным участкам, промышленным площадкам, туристическим объектам.
Учитывая вышеуказанные тенденции в социально-экономическом развитии территории, администрации района следует активизировать работу по привлечению инвестиций, направленную, прежде всего, на создание новых рабочих мест, использование имеющихся трудовых ресурсов, особенно в сельской местности. Необходимо также обратить внимание на создание условий для расширения возможности получения доходов населением из внебюджетных источников, для развития предпринимательской деятельности.
В соответствии с соглашением между правительством Воронежской области и администрацией муниципального района "О достижении значений региональных показателей эффективности развития муниципальных районов (городских округов) Воронежской области" от 17.12.2012 по итогам 2013 года из 26 показателей выполнен 21. По комплексной оценке показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по итогам 2012 года район занимал 15-е рейтинговое место. По итогам 2013 года по выполнению плановых значений региональных показателей и достижению по ним положительной динамики район находится соответственно в числе 14 из 20 лучших территорий. По итогам 2013 года по выполнению плановых значений региональных показателей и достижению по ним положительной динамики район находится на 4-й позиции в 3-й группе среди 11 муниципальных районов.
Не обеспечено выполнение 5 показателей: уровень работы с недоимкой по налоговым платежам в местный бюджет; объем зачисленной в местный бюджет арендной платы за землю в расчете на 1000 рублей начисленной арендной платы за землю; объем производства продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях и крестьянско-фермерских хозяйствах; внесение минеральных удобрений на 1 га пашни; уровень осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель поселения. По обеспечению выполнения данных показателей администрацией разработаны и реализуются соответствующие мероприятия.

2. Основные параметры и структура доходов и расходов консолидированного бюджета муниципального района

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета района, районного бюджета и бюджетов поселений за 2012 - 2013 годы и утвержденных на 2014 год отражены в следующей таблице.

тыс. рублей
Показатели
2011 год
2012 год
2013 год
План 2014 год
факт
% к 2011 году
факт
% к 2012 году
1
2
3
4
5
6
7
Доходы консолидированного бюджета, всего
424715,4
680084,6
160,1
538434,1
79,2
439057,7
консолидированного с учетом сумм, подлежащих исключению
488014,4
798594,5
163,6
595914,9
74,6
482812,8
районного
395131,0
630798,1
159,6
462558,0
73,3
379318,8
поселений
92883,4
167796,4
180,7
133356,9
79,5
103494,0
Налоговые, неналоговые доходы консолидированного бюджета
141187,8
153094,9
108,4
165095,2
107,8
154635,1
консолидированного с учетом сумм, подлежащих исключению
141187,8
153094,9
108,4
165095,2
107,8
154635,1
районного
98137,0
98832,3
100,7
100533,4
101,7
84579,8
поселений
43050,8
54262,6
126,0
64561,8
119,0
70055,3
Безвозмездные поступления консолидированного бюджета
283527,7
527044,7
185,9
373338,9
70,8
284422,6
консолидированного с учетом сумм, подлежащих исключению
346826,6
645499,7
186,1
430819,7
66,7
328177,6
районного
296994,0
531965,9
179,1
362024,6
68,1
294739,0
поселений
49832,6
113533,8
227,8
68795,1
60,6
33438,6

Доходы консолидированного, районного и поселенческих бюджетов за проверяемый период с 2012 года имеют тенденцию к снижению, обусловленную перераспределением налоговых отчислений с областным бюджетом (снижением процента отчислений в районный бюджет НДФЛ с 49 в 2012 - 2013 годах до 39% в 2014 году), а также снижением объемов межбюджетных трансфертов из областного бюджета на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов муниципальной собственности.
В структуре консолидированного бюджета 2013 года районный аккумулирует 77,6% налоговых и неналоговых доходов, а бюджеты городских и сельских поселений - 22,4%. По объему налоговых и неналоговых доходов наиболее крупными поселениями являются городское поселение пгт Подгоренский (12,9% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета) и Белогорьевское сельское поселение (1,6%). На остальные 14 сельских поселений приходится 7,9% доходов консолидированного бюджета (в среднем на поселение 0,56%; от 1973,0 тыс. рублей в Семейском поселении до 4626,0 тыс. рублей в Березовском сельском поселении).
Район относится к числу муниципальных образований, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов в объеме собственных доходов в течение последних трех финансовых лет составляла от 30 до 70%. Из 16 поселений района - 15 имеют в бюджетах расчетную долю межбюджетных трансфертов в объеме собственных доходов более 30%, включены; из них показатель вышеуказанной доли более 70% имеют 7 поселений. Вместе с тем уровень обеспеченности бюджетов городского и сельских поселений района в целом собственными налоговыми и неналоговыми поступлениями за последние годы начал повышаться за счет факторов, указанных ниже.
В районе прослеживается тенденция роста поступлений в бюджеты поселений собственных налоговых и неналоговых платежей. Эта часть доходов поселенческих бюджетов за проверяемый период возрастает с 54263,0 тыс. рублей в 2012 году до 70055,0 тыс. рублей в 2014 году, или на 29,1%. Налицо также рост доли этого вида поступлений в общем объеме с 32,3 до 67,7%. Рост обеспечивается стабильным увеличением поступлений НДФЛ и основных местных налогов (земельного налога, единого сельскохозяйственного налога), составляющих более 70,0% собственных поступлений, а также за счет нового для поселенческих бюджетов налога - акцизов за реализуемые на территории ГСМ, который становится третьим по значимости местным налогом, занимая 12,3% всех доходов.
Наряду с этим является необоснованным планируемое на 2014 год уменьшение поступлений налога на имущество физических лиц на 18,2% от уровня, достигнутого в 2013 году (с 1658,0 тыс. рублей до 1357,0 тыс. рублей). Согласно отчету Федеральной налоговой службы "О налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2012 год" (форма № 5-МН, годовая) сумма этого налога, подлежащая уплате в бюджет на территории района, составляет 1695,0 тыс. рублей.
Имеются существенные резервы увеличения поступлений земельного налога, по которому согласно последним данным налогового органа (отчет по форме № 5-МН) органами власти поселений района предоставлено физическим лицам льгот на 753,0 тыс. рублей. Не используется также такой реальный источник поступления дополнительных доходов в консолидированный бюджет муниципального района, как передача имеющихся 40 водных объектов в аренду.
В расчете на душу населения налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета района в 2012 году составили 5789,72 рубля, в 2013 году - 6476,09 рубля. Значение регионального показателя эффективности развития района "Обеспеченность бюджета муниципального образования налоговыми и неналоговыми доходами на 10000 рублей доходов местного бюджета" по итогам 2012 года составило 7,32 тыс. рублей, в 2013 году - 5,86 тыс. рублей. Этот показатель соответствует в 2012 году 27-му месту, а в 2013 году - 32-му месту из 34 районов и городских округов области.
Работа по мобилизации дополнительных доходов бюджета и снижению недоимки по платежам в районный и поселенческие бюджеты органами власти района проводится в соответствии с ежегодно утвержденными планами мероприятий. Ежемесячно сектором по мобилизации доходов финансового отдела подводятся итоги мониторинга сложившейся недоимки по налоговым и неналоговым доходам с выявлением недоимщиков и анализом возможности ее взыскания. Плательщики, имеющие задолженность по налоговым и неналоговым доходам, приглашаются на заседания комиссии. В результате работы комиссии за 2013 год погашено недоимки во все уровни бюджета на общую сумму - 1462,0 тыс. рублей, в том числе по налогу на доходы физических лиц - 192,6 тыс. рублей, по единому налогу на вмененный доход - 239,6 тыс. рублей, по земельному налогу - 774,0 тыс. рублей, по налогу на имущество физических лиц - 74,7 тыс. рублей, по аренде имущества и земельных участков - 181,1 тыс. рублей. Недоимка в консолидированный бюджет района на 1 января 2014 года составила 1634,0 тыс. рублей, что на 147,6 тыс. рублей выше, чем на 1 января 2013 года. Район в рейтинге районов области, имеющих меньшую величину недоимки, занимает 3-е место.
Расходы консолидированного бюджета Подгоренского муниципального района в 2012 и 2013 годах приведены в следующей таблице.

тыс. рублей
Наименование раздела
2011 год
2012 год
2013 год
Исполнено
Уточ. план
Исполнено
%
Уд. вес, %
2012 год к 2011 году, %
Уточ. план
Исполнено
%
Уд. вес, %
2013 год к 2012 году, %
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Общегосударственные расходы
64251,5
73452,3
72753,5
99,0
10,3
113,2
87598,7
87432,6
99,8
15,8
120,2
Национальная оборона
1281,9
1411,8
1411,8
100,0
0,2
110,1
1341,8
1341,8
100,0
0,2
95,0
Национальная безопасность
3194,2
330,5
230,5
69,7
0,0
7,2
3692,9
3692,9
100,0
0,7
1602,1
Национальная экономика
14210,0
62141,8
62139,7
100,0
8,8
437,3
36829,3
36829,0
100,0
6,7
59,3
Жилищно-коммунальное хозяйство
24031,6
55400,3
53434,6
96,5
7,6
222,4
42244,0
42230,9
100,0
7,6
79,0
Охрана окружающей среды
464,7
2200,0
2200,0
100,0
0,3
473,4
265,5
265,5
100,0
0,0
12,1
Образование
166632,4
196853,7
195986,7
99,6
27,7
117,6
235578,5
235127,3
99,8
42,6
120,0
Культура, кинематография
30767,9
58671,3
58669,4
100,0
8,3
190,7
89190,6
89040,0
99,8
16,1
151,8
Здравоохранение
45884,8
47763,4
47487,8
99,4
6,7
103,5



0,0
0,0
Социальная политика
11845,8
36694,5
30681,4
83,6
4,3
259,0
29325,5
27102,2
92,4
4,9
88,3
ФК и спорт
2813,3
182139,5
181837,2
99,8
25,7
6463,5
28865,8
28533,7
98,8
5,2
15,7
Обслуживание муниципального долга
858,5
477,7
477,7
100,0
0,1
55,6
900,0
899,4
99,9
0,2
188,3
Всего
366236,6
717536,8
707310,3
98,6
100,0

555832,6
552495,3
99,4
100,0
78,1

Для расходной части консолидированного бюджета 2012 и 2013 годов характерен последовательный значительный рост ассигнований в сравнении с 2011 годом на общегосударственные вопросы, образование, культуру. По разделам "Национальная экономика", "Жилищно-коммунальное хозяйство", "Социальная политика" суммы расходов значительно увеличились в 2012 году вследствие участия района в областных и федеральных целевых программах. Рост расходов на общегосударственные вопросы обусловлен увеличением расходов на содержание органов местного самоуправления районного уровня.

3. Организация бюджетного процесса в районе. Основные параметры, динамика и структура доходов районного бюджета

Организация и исполнение бюджетного процесса в районе в проверяемом периоде осуществлялись на основании федеральных и областных нормативно-правовых актов, а также положения о бюджетном процессе в Подгоренском муниципальном районе, утвержденном решением районного Совета народных депутатов.
Информация об утверждении, уточнении и исполнении районного бюджета в 2012, 2013 годах приведена в следующей таблице.

тыс. рублей
Показатель
2012 год
2013 год
Утвержденный план
Уточненный план
Исполнено
Утвержденный план
Уточненный план
Исполнено
1
2
3
4
5
6
7
Доходы всего, в т.ч.
296281,30
634428,50
630798,10
317185,60
463392,80
462558,00
- налоговые и неналоговые
72001,00
98794,90
98832,30
82510,6
100635,1
100533,4
- безвозмездные перечисления
224280,30
535633,60
531965,80
234675,0
362757,7
362024,6
Расходы
294081,30
669776,90
661398,90
314585,6
477907,8
474703,6
Дефицит(-)/ профицит(+)
2200,00
-35348,40
-30600,80
2600,0
-14515,0
-12145,6
Отношение дефицита к доходам бюджета (ст. 92.1 БК РФ)
-3,06
35,78
30,96
-3,2
14,4
12,1

Для районного бюджета характерны 5 - 6-кратные изменения в течение финансового года.
Проверкой установлены расхождения между показателями, отраженными в приложении № 3 ("Ведомственная структура расходов районного бюджета") отчета об исполнении районного бюджета за 2012 год, утвержденного решением Совета народных депутатов, и отчета об исполнении бюджета администрации Подгоренского района (ф. 127) на 2200,0 тыс. рублей.
В 2012 - 2014 годах в нарушение ст. 161 Бюджетного кодекса РФ муниципальное казенное учреждение "Информационно-консультативный центр" являлось главным распорядителем бюджетных средств. С нарушением законодательства центру выделено лимитов бюджетных ассигнований в 2012 году 5285,8 тыс. рублей, в 2013 году - 5682,6 тыс. рублей, в 2014 году - 2131,1 тыс. рублей.
Динамика и структура доходной части районного бюджета за проверяемый период, а также анализ исполнения плановых назначений по доходам отражены в следующей таблице.

(тыс. рублей)
Вид дохода
Факт 2012 год
План 2013 год
Факт 2013 год
Исп. плана (%)
2013 год к 2012 году (%)
План 2014 год
1
2
3
4
5
6
7
Налоговые и неналоговые доходы всего, в т.ч.
98832,1
100634,9
100533,5
99,9
101,7
84579,8
- налог на доходы физических лиц
63461,3
66119,9
66120,0
100,0
104,2
61111,8
- налоги на совокупный доход
6909,1
10840,0
10819,3
99,8
156,6
7528,0
- государственная пошлина
988,3
1214,6
1214,7
100,0
122,9
1225,0
- доходы от использования имущества, в т.ч.
11551,8
10867,9
10871,9
100,0
94,1
7050,0
- доходы от арендной платы за земельные участки
8942,2
9483,8
9487,7
100,0
106,1
6400,0
- доходы от сдачи в аренду имущества
2554,7
1384,1
1384,2
100,0
54,2
650,0
- плата за негат. воздействие на окружающую среду
241,0
280,7
280,8
100,0
116,5
250,0
- доходы от оказания платных услуг
4390,8
5413,9
5445,4
100,6
124,0
5305,0
- доходы от продажи активов
10191,3
4811,5
4812,2
100,0
47,2
810,0
- штрафы, санкции
1012,9
1083,0
1083,0
100,0
106,9
1300,0
- прочие неналоговые
85,6
3,4
-113,8

-132,9

Безвозмездные поступления, в т.ч.:
531965,9
362757,6
362024,6
99,8
68,1
294739,1
- дотации
49556,0
17443,0
17443,0
100,0
35,2
20956,0
- субсидии
280130,2
182561,0
182500,0
100,0
65,1
88635,5
- субвенции
160872,0
138617,0
138352,1
99,8
86,0
173317,5
- иные межбюджетные трансферты
41110,4
21710,4
21560,4
99,3
52,4
11738,3
Прочие безвозмездные поступления
491,7
2426,2
2467,3
101,7
501,8
91,8
Доходы всего
630798,0
463392,5
462558,0
99,8
73,3
379318,9

Основным налогом, формирующим налоговые и неналоговые доходы районного бюджета, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В 2012 и 2013 годах он составил соответственно 64,3 и 65,7% налоговых и неналоговых доходов. Его поступление на 2014 год запланировано в сумме 61111,8 тыс. рублей с уменьшением от уровня 2013 года на 5008,2 тыс. рублей. Снижение поступлений связано с уменьшением с 49 до 39% норматива отчисления в районный бюджет.
Для планирования поступлений НДФЛ исполнительные органы власти района не располагают точными сведениями о численности работающих на предприятиях и в организациях всех форм собственности, у фермеров и предпринимателей, использующих наемный труд, а также о фактических выплатах (фонде оплаты труда). В итоге не соблюдаются установленные статьями 32 и 37 Бюджетного кодекса РФ принципы полноты отражения в бюджете доходов и достоверности, надежности используемого при составлении бюджета прогноза социально-экономического развития территории.
Налоги на совокупный доход (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единый сельскохозяйственный налог) поступили в 2013 году в сумме 10840,0 тыс. рублей с ростом к 2012 году на 56,5%. Снижение планируемого показателя поступления этих налогов на 2014 год объективно оправдано уменьшением количества индивидуальных предпринимателей на 55 человек в связи с изменениями законодательства, регулирующего уплату страховых взносов в Пенсионный фонд плательщиков единого налога на вмененный доход.
Значение доходов от оказания платных услуг (работ), штрафов и санкций в бюджете 2014 года сохраняется на достигнутом за последние годы уровне.
По доходам от использования и реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и продаже активов планируется значительное снижение поступлений при том, что имеются резервы получения дополнительных доходов от перевода на платные отношения по муниципальным помещениям общей площадью 884,6 кв. м, переданным в безвозмездное пользование, а также от передачи в аренду имеющихся в районе 40 прудов, которые можно вовлечь в хозяйственный оборот.

4. Исполнение расходной части районного бюджета

Структура расходов районного бюджета за 2012 и 2013 годы отражена в следующей таблице.

тыс. рублей
Расходы
2012 год
2013 год
Исполнено
Доля (%)
Исполнено
Доля (%)
По функциональной классификации




Общегосударственные вопросы
38026,60
5,70
46886,90
9,9
Национальная оборона
70,00
0,00


Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
51,00
0,00
3448,80
0,70
Национальная экономика
30713,80
4,60
15754,60
3,30
Жилищно-коммунальное хозяйство
15580,70
2,40
1754,90
0,40
Охрана окружающей среды
2200,00
0,30
265,5
0,10
Образование
195986,70
29,60
235127,30
49,50
Культура, кинематография
58669,40
8,90
89040,00
18,80
Здравоохранение
47487,80
7,20

0,0
Социальная политика
29976,30
4,50
25911,90
5,50
Физическая культура и спорт
181837,20
27,50
28533,70
6,0
Обслуживание муниципального долга
477,70
0,10
899,4
0,20
Межбюджетные трансферты общего характера
60321,80
9,10
27080,70
5,70
По экономическому содержанию




Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда
181896,20
27,50
222794,90
46,90
Оплата работ, услуг
51845,20
7,80
57399,00
12,10
Безвозмездные перечисления организациям
49621,20
7,50
11723,00
2,50
Безвозмездные перечисления бюджетам
100967,70
15,30
39463,80
8,30
Увеличение стоимости основных средств и материальных запасов
246269,00
37,20
106574,10
22,50
Иные расходы (на разницу)
30799,60
4,70
36748,80
7,70
Расходы всего
661398,90
100,00
474703,60
100,0

Бюджет района в 2012 и 2013 годах имел социальную направленность. В структуре расходов районного бюджета по экономическому содержанию оплата труда и начисления занимают наибольшую долю - 46,9% в 2013 году, приобретение услуг (связи, транспортных, коммунальных и др.) - 12,1%, увеличение стоимости основных средств и материальных запасов - 22,5%.
По разделу "Общегосударственные вопросы" (01 00) наибольшую долю средств районного бюджета (77,0 - 79,1%) составляют расходы администрации района.
Среднесписочная численность сотрудников администрации Подгоренского муниципального района в первом квартале 2014 года составила 55 человек, из которых 22 - муниципальные служащие, 33 - работники, не отнесенные к должностям муниципальной службы. Норматив формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления района на 2012 год и 2013 год, доведенный департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области в соответствии со ст. 136 БК РФ и постановлением администрации Воронежской области от 28.03.2008 № 235, не превышался.
В деятельности администрации имеют место существенные недостатки. Не придается должного внимания организации исполнения закрепленных за ней законодательством вопросов местного значения. Анализ положений об отделах показал, что треть данных вопросов не закреплена за конкретными подразделениями администрации. Для отделов не доводятся показатели эффективности деятельности, системные отчеты о работе структурных подразделений и отделов перед главой администрации не составляются и не проводятся. Деятельность отделов не планируется.
Администрация не в полной мере выполняет определенные законодательством полномочия учредителя подведомственного муниципального казенного учреждения "Подгоренский информационно-консультативный центр". Действующим уставом учреждения в нарушение ст. 6 БК РФ не определено, для исполнения каких функций (полномочий) или услуг учредителя оно создано. В нарушение статьи 161 БК РФ администрацией не обеспечивается результативность использования выделяемых на содержание учреждения средств, так как ему муниципального задания не доводилось, планов финансово-хозяйственной деятельности не утверждалось. В нарушение Федерального закона "О некоммерческих организациях" (№ 7-ФЗ от 12.01.1996) администрацией не обеспечивалось получение информации о деятельности учреждения (отчетов о результатах деятельности и об использовании закрепленного муниципального имущества). Само казенное учреждение в нарушение ч. 3.3 ст. 32 вышеуказанного Федерального закона не обеспечивает открытость и доступность информации о своей деятельности и размещение ее на официальном сайте в сети Интернет.
Постановка работы по организации предоставления государственных и муниципальных услуг не соответствует требованиям законодательства. Из утвержденных постановлением администрации 39 услуг 24 - распределены между отделами, 15 видов государственных услуг, относящихся к осуществлению переданных отдельных государственных полномочий Воронежской области по опеке и попечительству, не закреплены за структурными подразделениями администрации. Итоги предоставления муниципальных и государственных услуг администрацией не подводятся, отчеты о количестве оказанных услуг в проверяемом периоде к проверке не представлены. Отсутствует контроль за качеством предоставляемых отделами администрации и муниципальными учреждениями услуг.
Установлены многочисленные нарушения в ведении бухгалтерского учета в администрации района. В нарушение Федерального закона "О бухгалтерском учете" и Инструкции по применению плана счетов, утвержденной Приказом Минфина от 1 декабря 2010 года № 157н учетная политика не была утверждена, первичные учетные документы за апрель месяц 2014 года не внесены в регистры бухгалтерского учета, последняя инвентаризация имущества проведена в администрации района 24 декабря 2012 года формально. По ее результатам излишки и недостачи не выявлены. Однако на объектах основных средств инвентарные номера отсутствуют, в представленной к проверке инвентарной книге имеются одинаковые номера.
Ведение кассовых операций бухгалтерией администрации осуществляется с нарушением Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Центральным банком Российской Федерации 12 октября 2011 года № 373-П (далее по тексту - Положение). Денежные средства из кассы под отчет выдавались без заявления подотчетного лица, допускалась выдача наличных денежных средств под отчет при неполном расходовании денежных средств по ранее выданному авансу, кассовая книга за 2013 год не прошнурована и не пронумерована, книги за 2012 - 2013 годы не заверены печатью и подписью главного бухгалтера и руководителя.
Выборочной проверкой начисления и выплаты заработной платы работников администрации установлены случаи излишне начисленной и перечисленной заработной платы. Удержание переплат проводилось в последующие месяцы. Однако это привело к отвлечению денежных средств в дебиторскую задолженность в сумме 64,7 тыс. рублей. Неправомерно по младшей муниципальной должности (специалист 1 категории отдела по опеке и попечительству) была установлена надбавка в размере 2 должностных окладов (согласно решению совета следовало до 1,5).
Установлены случаи, когда денежные средства расходовались на приобретение букетов цветов, а списывались одним актом вместе с хозяйственными и канцелярскими товарами. Документы о проведении торжественных мероприятий к проверке не представлены. Общая сумма произведенных расходов на приобретение цветов составила 85,7 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году - 52,3 тыс. рублей, в 2013 году - 29,8 тыс. рублей, в 2014 году - 3,6 тыс. рублей. Данные расходы произведены в нарушение п. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, средства использованы на цели, не связанные с полномочиями администрации района, что является нецелевым использованием бюджетных средств (ст. 38 БК РФ).
Свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления нежилыми помещениями администрацией района не оформлены, что является нарушением ст. 131 Гражданского кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На балансе администрации не был своевременно учтен по правилам бухгалтерского учета автомобиль "Шевроле Экспресс GI-500" 2003 года выпуска, который поступил в администрацию района в апреле 2013 года по акту приема-передачи автомобиля и договору пожертвования. В ходе проверки на основании договора с организацией - независимым оценщиком проведена оценка рыночной стоимости автомобиля, которая составила 1277,0 тыс. рублей, для постановки на балансовый учет. Расход топлива на неучтенный автомобиль с апреля 2013 года по январь 2014 года составил 2724,2 литра, стоимостью 82,5 тыс. рублей. Данные расходы являются неэффективным использованием бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).
При проверке документального оформления расходов на содержание автотранспорта администрации района выявлено, что допускаются нарушения при заполнении путевых листов, показатели "место отправления, место назначения" конкретно не прописаны и заполнены в виде записей "пгт Подгорное - г. Воронеж - по району" (Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов"). Отсутствие данных о точном маршруте следования не позволяет судить о том, что автомобили использовались именно в служебных целях. Путевые листы оформляются не ежедневно, а на несколько дней или рабочую неделю (3 - 5 дней), допускаются исправления.
При заключении муниципального контракта на ремонт зданий (пгт Подгоренский, ул. Первомайская, д. 60, д. 58) допущено необоснованное завышение стоимости выполненных ремонтных работ на 185,8 тыс. рублей, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств.
В проверяемом периоде администрацией района ежеквартально заключались договоры с районным потребительским обществом "Общепит Подгоренский" на оказание услуг по питанию, согласно которым заказчик - администрация района дает заявку исполнителю в любом виде на обслуживание питанием не позднее, чем за два дня, согласовав при этом место проведения мероприятий, дату, время, количество человек и необходимое меню. Заявки к проверке не представлены. Расходы осуществлялись на основании актов выполненных работ, которые не содержали количественные характеристики (список меню и количество лиц, которым оказывались услуги общепита, к документам на оплату не прилагался). В наименовании услуг значилось "обеденная продукция" и сумма, подлежащая к оплате. В результате администрацией произведены расходы на услуги общепита неопределенному кругу лиц в общей сумме 668,6 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 375,7 тыс. рублей, 2013 год - 292,9 тыс. рублей. Данные расходы не связаны с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям органов местного самоуправления, Подгоренский муниципальный район, имея в 2012 - 2013 годах долю межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы более 30%, в соответствии с требованием законодательства не имел права принимать расходные обязательства, не связанные с исполнением установленных для него полномочий. Расходы произведены в нарушение п. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ. Бюджетные средства использованы на цели, не связанные с полномочиями администрации района, что является нецелевым использованием бюджетных средств (ст. 38 БК РФ).
Проверкой использования средств подраздела "Резервные фонды" бюджета района установлено, что в нарушение Бюджетного кодекса РФ постановлениями администрации определены цели расходования резервных фондов, не соответствующие понятию непредвиденных расходов, такие как: "выплата премий", "проведение социально-культурных мероприятий" и т.д. Установлены факты использования средств на цели, не соответствующие установленному администрацией порядку. В 2013 году не по целевому назначению использовано 105,0 тыс. рублей на укрепление материально-технической базы поселений, а в 2012 году 147,7 тыс. рублей - на закупку мебели и оборудования для МОУ Подгоренская СОШ № 1. Неправомерно выделено 75,1 тыс. рублей за счет средств резервного фонда администрации на закупку мебели, переданной отделу военного комиссариата Воронежской области по г. Россошь, Россошанскому, Ольховатскому и Подгоренскому району в пользование для текущей деятельности.
По разделу "Национальная оборона" (02 00) проверены расходы Подгоренского городского поселения, которые составили в 2012 году 419,4 тыс. рублей, в 2013 году - 419,4 тыс. рублей, за I квартал 2014 года - 63,6 тыс. рублей. Установленная численность военно-учетных работников составляет 3 ед., из них 1 должность вакантна с 2006 года. На основании распоряжений главы администрации 2 сотрудникам ВУС начислялись надбавки от оклада вакантной должности без распределения трудовых обязанностей, что является нарушением ст. 60.2, ст. 72 Трудового кодекса РФ. Наряду с этим в период с 2006 года до 13.11.2013, в нарушение ст. 135, 144 Трудового кодекса РФ отсутствовал распорядительный документ, регулирующий порядок и условия оплаты труда военно-учетных работников. Таким образом, за проверяемый период необоснованно выплачены надбавки в общей сумме 240,6 тыс. рублей.
По разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" (03 00) проверены расходы администрации района, которые за 2012 год составили 51,0 тыс. рублей, в 2013 году 3448,8 тыс. рублей (соответственно 22,2% и 93,4% расходов районного бюджета по данной статье).
В 2013 году бюджетные ассигнования в сумме 534,1 тыс. рублей (в том числе субсидии областного бюджета в сумме 528,9 тыс. рублей, полученные на реализацию мероприятий ДОЦП "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций... на 2011 - 2015 годы" - государственный заказчик департамент связи и массовых коммуникаций Воронежской области) направлены на приобретение имущества для укомплектования Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС). Осмотром подтверждено наличие приобретенного имущества, однако установлено, что система АРМ 112 стоимостью 45,0 тыс. рублей хранится в коробке и не используется в течение 4 месяцев. Подключение района к системе экстренного вызова "112" планируется в 2015 году. Данный факт свидетельствуют о неэффективном использовании имущества на сумму 45,0 тыс. рублей, так как закупленное оборудование не используется по назначению.
В нарушение п. 3 ст. 219 БК РФ и ст. 72 БК РФ без утверждения лимитов бюджетных обязательств администрацией района заключен муниципальный контракт на выполнение подрядных работ по реконструкции здания пожарной части в пос. Опыт на сумму 3040,2 тыс. рублей. Наряду с этим в ходе контрольного обмера по этому объекту установлено, что в здании пожарной части отдельные фактически выполненные объемы работ не соответствуют объемам, принятым заказчиком-застройщиком и оплаченным по актам КС-2. В результате перерасчета стоимость оплаченных работ на 237,6 тыс. рублей превышает фактически выполненные работы.
По разделу "Национальная экономика" (04 00) основной объем средств направлялся на расходы бюджета Подгоренского городского поселения, которые в 2012 году составили 25033,4 тыс. рублей, в 2013 году - 28492,7 тыс. рублей, за I квартал 2014 года - 37,0 тыс. рублей. В основном средства израсходованы на строительство 2 автоматизированных блочных котельных, благоустройство парка, ремонт автомобильных дорог и дворовых территорий, а также на подготовку ПСД для строительства объездной дороги.
На ремонт автомобильных дорог и дворовых территорий к многоквартирным домам за проверяемый период направлено 9246,5 тыс. рублей, из них 8969,7 тыс. рублей получено в виде субсидий из дорожного фонда области. Средства областного бюджета выделялись в рамках реализации ВЦП "Развитие автомобильных дорог...". При освоении этих средств в нарушение ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ администрацией поселения (заказчиком) приняты работы не в соответствии с установленными требованиями в контракте, заключенным и исполненным подрядчиком ООО "Дорожно-строительная передвижная механизированная колонна Подгоренская" в 2012 году. Приняты работы по ремонту автомобильных дорог на меньшей протяженности, выполнено 0,996 км вместо 1,6 км. Осмотром дорог, отремонтированных по вышеуказанному и другим контрактам, установлено появление поперечных трещин шириной до 1 см и длиной от 3 м до 5 м. По части дорог (по ул. Первомайская, Есенина, Вокзальная, Калинина) в период проверки администрацией выставлены претензии, и дефекты устранены подрядной организацией.
На строительство двух автоматизированных блочных котельных для теплоснабжения объектов социальной сферы и жилищного фонда выделено 23027,7 тыс. рублей, из них средства областного бюджета составляют 22978,4 тыс. рублей. В расчет начальной цены контракта для строительства АБК-2,5 (ул. Первомайская, 103а) в нарушение р. 1, п. 3 ГСН 81-05-02-2007 включены и оплачены средства на возмещение дополнительных затрат при производстве строительных работ в зимнее время, хотя работы проводились в осенний период, в результате чего неэффективно израсходованы бюджетные средства в сумме 125,0 тыс. рублей. Наряду с этим при благоустройстве территории объекта не выполнены работы по посеву газона на площади 180 кв. м стоимостью 99,3 тыс. рублей. В период проверки работы по озеленению выполнены.
В 2012 году администрацией городского поселения осуществлен перевод на газовое обеспечение котельной бани в период пользования данным помещением ИП Сидорова Е.Н. по договору аренды. Выполнение данных работ не предусмотрено договором аренды и, следовательно, средства на общую сумму 480,7 тыс. рублей использованы неэффективно, в нарушение принципа, установленного ст. 34 БК РФ.
В нарушение контрактных обязательств по состоянию на 19.05.2014 не выполнены работы по благоустройству парка, срок исполнения работ истек 01.05.2014. В адрес подрядной организации направлено письмо и претензия с требованиями о завершении подрядных работ и выплате неустойки в размере 78,5 тыс. рублей. По данному контракту в конце 2013 года произведена оплата за малые архитектурные формы в размере 1677,1 тыс. рублей, которые в нарушение ст. 161 Гражданского кодекса РФ хранятся на складе ООО "Жилищно-коммунальный сервис" по устной договоренности.
По разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" (05 00) проверены расходы администрации района, которые за 2012 год составили 1782,7 тыс. рублей, за 2013 год - 321,7 тыс. рублей. В 2012 году оплачены работы по строительству сетей наружного освещения с оснащением энергосберегающими источниками света на основе ламп натриевого типа в Подгоренском муниципальном районе Воронежской области (9 поселений) согласно МК 12 от 26.11.2012, заключенного по результатам размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на сумму 2083,3 тыс. рублей с ОАО "Энергосервисная компания". Работы выполнены в 9 поселениях, однако оформлены одним актом выполненных работ от 18.12.2012 № 1 на сумму 2083,3 тыс. рублей без указания конкретного населенного пункта и улиц установки уличного освещения, без адресного распределения средств на организацию уличного освещения в населенных пунктах. В целях передачи объектов наружного освещения поселениям необходимо провести их инвентаризацию.
Проверены также расходы бюджета Подгоренского городского поселения, которые сформировались в 2012 году в сумме 26428,9 тыс. рублей, в 2013 году - 32620,2 тыс. рублей, за I квартал 2014 года - 1678,2 тыс. рублей. Из них средства в сумме 15479,8 тыс. рублей направлены на проведение мероприятий по капитальному ремонту 11 многоквартирных домов. В нарушение ч. 9 ст. 20 Федерального закона № 185-ФЗ управляющей компанией ООО "Жилкомсервис" (заказчиком) произведена оплата работ по капитальному ремонту всех домов по актам приемки работ на общую сумму 17004,8 тыс. рублей, не согласованным с администрацией Подгоренского городского поселения. При выполнении капитального ремонта дома, расположенного по адресу: ул. Калинина, д. 8, завышены объемы работ на 32 кв. м по устройству бетонной отмостки, сумма невыполненных работ составила 30,8 тыс. рублей.
Установлены случаи обслуживания и содержания объектов, не состоящих на балансовом учете и не относящихся к муниципальной собственности, на общую сумму 152,1 тыс. рублей. Так, на сумму 100,1 тыс. рублей осуществлен ремонт отопления бесхозного здания, расположенного вблизи стадиона; выполнен ремонт бесхозного туалета на сумму 52,0 тыс. рублей.
Расходы по разделу "Охрана окружающей среды" (06 00), осуществляемые администрацией района, за 2012 год составили 2200,0 тыс. рублей, в 2013 году - 265,5 тыс. рублей. В 2012 году все средства были направлены на разработку проектной документации для строительства полигона ТБО. Согласно акту сдачи-приемки работ от 24.12.2012 услуги по изготовлению ПД выполнены подрядчиком "ООО Институт Рязаньпроект" в полном объеме, в установленный срок, заказчик претензий по качеству и срокам оказания работ не имеет. Однако до настоящего времени (май 2014 года) проектная документация не имеет положительного заключения госэкспертизы. По контракту получение данного заключения - обязанность подрядчика. Вложенные в данную проектную документацию бюджетные средства в сумме 2200,0 тыс. рублей ожидаемого эффекта не принесли, так как ее использование на сегодняшний день невозможно и в дальнейшем проблематично, поэтому указанные бюджетные расходы классифицируются как неэффективные (ст. 34 БК РФ). На дату проверки претензионная работа администрацией не ведется, неустойка к оплате подрядчику не предъявлена. По состоянию на 27.05.2014 расчетный размер неустойки за период со 2 декабря 2012 года по 27 мая 2014 года составляет 327,3 тыс. рублей.
По разделу "Образование" (07 00) в 2012 году использовано 195986,7 тыс. рублей, в 2013 году - 235127,3 тыс. рублей, за I квартал 2014 года - 54866,4 тыс. рублей. Главным распорядителем бюджетных средств является отдел образования администрации района. Сеть муниципальных образовательных учреждений района состоит из 22 общеобразовательных учреждений, 5 дошкольных учреждений, 2 учреждений дополнительного образования.
Проверкой использования областной субвенции установлено, что не соблюдался норматив расходования средств на учебные и др. расходы, установленный приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области (далее по тексту - ДОНиМП), - не менее 6% общих расходов. В 2012 году в среднем расходы на учебные цели составили 3,5%, в 2013 году - 1,7%, за I кв. 2014 года - 1,1%. Средняя заработная плата педагогических работников общего образования в 2012 году составляла 16876,5 рубля, 2013 году - 20892 рубля, что не обеспечивает выполнение требований Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 по доведению данного показателя до средней заработной платы в соответствующем регионе (в 2012 год - 19200 рублей, в 2013 году - 22100 рублей).
В 5 школах допускаются нарушения трудового законодательства и законодательства о бухгалтерском учете при начислении и выплате заработной платы отдельных внутренних совместителей. Табели учета рабочего времени, которые являются основным первичным документом для начисления заработной платы, не подтверждали отработанные часы. В результате 1320,9 тыс. рублей израсходовано с нарушением нормативных актов, регулирующих трудовое и финансовое законодательство.
В нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право оперативного управления на большинство объектов недвижимости, общей стоимостью 478654,9 тыс. рублей, муниципальными учреждениями образования не зарегистрировано. Свидетельства оформлены лишь на здания трех общеобразовательных школ.
При недостаточной наполняемости детских учреждений в целом по району в отдельных населенных пунктах имеется потребность в детских учреждениях, которая составляет 112 чел. Данную проблему частично можно было решить своевременной реализацией проекта на строительство детского сада в п. Красный Восход на 75 мест. В 2012 - 2013 годах выполнены и оплачены работы по составлению проектно-сметной документации, кадастровые работы, а также услуги по обследованию и выбору земельного участка и др. на общую сумму 269,7 тыс. рублей. Кроме того, имеется рабочий проект на капитальный ремонт здания МК ДОУ "Подгоренский детский сад № 2" в пгт Подгоренский, оплаченный в 2013 году на сумму 25 тыс. рублей. Но строительство и капремонт на указанных объектах не начаты, и они не включены на ближайшие годы (2014 - 2015 годы) ни на муниципальном и ни на региональном уровне в план капитального строительства и капитальных ремонтов.
На модернизацию системы общего и дошкольного образования направлено 11628,4 тыс. рублей в 2012 году и 4244 тыс. рублей в 2013 году. Средства израсходованы на реализацию мероприятий, предусмотренных соглашениями, заключенными между ДОНиМП и администрацией района. Выборочной проверкой расходования средств на проведение модернизации в части ремонтных работ установлены следующие нарушения.
При капитальном ремонте МКДОУ "Подгоренский детский сад № 1" подрядчик (ООО "ЮЖРЕГИОНСТРОЙ") не выполнил отдельные работы по установке системы отопления, а также по электротехнике, отделке, установке манометров и др. на общую сумму 84,2 тыс. рублей. Оплата этих работ является неправомерным использованием бюджетных средств.
Работы по реконструкции теплых туалетов в МКОУ "Первомайская ООШ" проведены некачественно. В результате визуального осмотра стен и потолка в помещении туалетных комнат установлено отслоение окраски водоэмульсионными составами по всей окрашенной поверхности. Стоимость некачественно выполненных работ составила 12 тыс. рублей.
При решении вопросов оптимизации системы образования района не обеспечено выполнение критериев, установленных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 № 1238 "О порядке распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного вознаграждения..." и распоряжением правительства Воронежской области от 28.02.2013 № 119-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") Воронежской области "Изменения в отраслях социальной сферы". За период 2012 - 2013 годов в целом по системе образования района ФОТ прочего персонала составлял 50%, что не соответствует нормативу - ФОТ прочего персонала должен составлять 30%, педагогического персонала - 70%. В 2014 году этот показатель в районе доведен до соотношения - 32,3% к 67,7%. Нормативная численность учащихся в сельских образовательных учреждениях должна составлять 14 человек в классе. Фактически этот показатель в среднем по сельским школам в 2013 году составил 7,2 чел./класс. В 2014 году этот показатель снизился до 6,7 чел./класс.
По разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" (08 00) главным распорядителем бюджетных средств является отдел культуры администрации района. Ему подведомственны 5 учреждений.
В проверяемом периоде средства областного бюджета в сумме 81733 тыс. рублей израсходованы на реконструкцию здания МКУК "РДК". Контрольно-счетной палатой Воронежской области 13 февраля 2014 года проведена проверка законности и результативности использования средств, выделенных их областного бюджета и иных источников в 2012 - 2013 годах на реконструкцию здания МКУК "РДК" (акт проверки № 2.6/4-2014 от 13.02.2014). Представление по ее результатам исполнено, выявленные нарушения устранены - бухгалтерская документация откорректирована, расходы на содержание службы заказчика-застройщика включены в инвентарную стоимость введенного объекта.
Отделом культуры не обеспечено выполнение в полном объеме целевых показателей. В связи с отсутствием технической возможности не выполнены плановые назначения по показателю "Увеличение доли публичных библиотек, подключенных к сети Интернет...". Кроме того, не представлена информация по исполнению показателя "Повышение уровня удовлетворенности жителей качеством предоставления услуг...".
Расходы по разделу "Здравоохранение" (09 00) за 2012 год, осуществляемые администрацией района, составили 24011,8 тыс. рублей (субвенции из областного бюджета). В 2013 году и I квартале 2014 года расходы по разделу не осуществлялись в связи с передачей соответствующих полномочий ОМСУ на областной уровень. Выборочной проверкой использования данных средств нарушений не установлено.
По разделу "Социальная политика" (10 00) проверены расходы администрации района. По данному разделу в нарушение Бюджетного кодекса РФ решением Совета народных депутатов района "Об утверждении Положения о присвоении звания "Почетный житель Подгоренского муниципального района Воронежской области" установлена выплата денежной компенсации в размере 5 величин прожиточного минимума (один раз в год) ко дню присвоения звания за счет средств бюджета муниципального района. Район, имея в 2012 - 2013 годах долю межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы более 30%, не имел права принимать расходные обязательства, связанные с исполнением не установленных для него полномочий. В итоге в нарушение требований законодательства по данному основанию произведены выплаты в сумме 401,8 тыс. рублей, в том числе: за 2012 год 188,2 тыс. рублей, за 2013 год - 171,1 тыс. рублей, за I квартал 2014 года - 42,5 тыс. рублей. Более того, в нарушение данного положения бывшему главе администрации Воробьеву И.Е. на основании им же подписанного распоряжения в 2012 году проведены выплаты ежегодной материальной помощи как "Почетному жителю Подгоренского муниципального района" в 2012 году за 2008 - 2012 годы в сумме 116,8 тыс. рублей (выплата проведена за 5 лет вместо одного года); в 2013 году - 31,0 тыс. рублей (выплачена материальная помощь вместо компенсации); в 2014 году (на основании распоряжения) - 32,7 тыс. рублей (выплачена материальная помощь вместо компенсации и ранее дня присвоения).

5. Структура и динамика муниципального долга. Дебиторская и кредиторская задолженность

Остаток муниципального долга на 01.01.2014 составил 169905,1 тыс. рублей (169% доходов местного бюджета), что значительно превышает критерий предельного объема муниципального долга, установленный ст. 107 Бюджетного кодекса РФ.
Основную часть муниципального долга составляют средства, полученные в 2003 - 2004 годах по соглашениям с Главным финансовым управлением Воронежской области в виде бюджетных ссуд на покрытие временного кассового разрыва. Фактически полученные средства использованы администрацией района на выдачу бюджетных кредитов для выкупа долей и уплаты процентов банку МП "Подгоренская Нива" и ООО "Подгорноеинвест" (на реализацию проекта ГУП ВО "Воронежинвест").
На основании распоряжения администрации района финансовым отделом списаны долговые обязательства МП "Подгоренская Нива" на сумму 228290,0 тыс. рублей по причине признания Арбитражным судом Воронежской области от 12.11.2010 его банкротом. На основании решения Арбитражного суда Воронежской области от 27.12.2006 о признании ООО "Подгорноеинвест" банкротом и решения того же суда от 05.08.2009 об окончании конкурсного производства списана дебиторская задолженность ООО "Подгорноеинвест" в сумме 5889,0 тыс. рублей. Всего списано задолженности по долговым обязательствам вышеуказанных организаций на сумму 234179,0 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2014 погашено основного долга по данному кредиту 67173,1 тыс. рублей, погашенные проценты за пользование кредитом составили 15163,4 тыс. рублей, остаток задолженности - 131377,4 тыс. рублей. Погашение задолженности администрации района перед областным бюджетом реструктуризировано до 2029 года.
В 2012 - 2013 годах неэффективные расходы бюджета муниципального района по погашению и обслуживанию данного кредита составили почти 5000,0 тыс. рублей, в том числе по оплате основного долга 4800,0 тыс. рублей, процентов за пользование кредитом - 167,7 тыс. рублей. И далее ежегодно до полного погашения кредита они будут составлять около 9000,0 тыс. рублей.

6. Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами муниципального района

В соответствии с реестром имущества, находящегося в муниципальной собственности района, по состоянию на 01.01.2014 в собственности Подгоренского муниципального района находилось 184 объекта недвижимого имущества, из них: 168 нежилых и 16 жилых помещений. Право собственности зарегистрировано только на 63 объекта недвижимости, остальные объекты являются ранее учтенными в реестре муниципальной собственности района, на многие из которых отсутствует необходимая техническая документация, на изготовление которой средства из районного бюджета выделяются в недостаточном объеме.
В проверяемом периоде в нарушение требований ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" годовой размер арендной платы рассчитывался в основном по методике определения размера арендной платы исходя из базовой ставки, ежегодно устанавливаемой решением Совета народных депутатов района "О бюджете...", а не по результатам проведения оценки объекта аренды. Из 11 действующих на момент проведения проверки договоров аренды только в 3 договорах годовой размер арендной платы определен на основании отчета независимого оценщика.
Недвижимое имущество общей площадью 884,6 кв. м предоставлено в безвозмездное пользование областным, федеральным и общественным организациям. Сумма выпадающих доходов, рассчитанная при применении минимальной ставки арендной платы (350 рублей в год за 1 кв. м), превышает 300 тыс. рублей в год.
Дополнительными источниками доходов в консолидированный бюджет муниципального района могут являться поступления арендных платежей от использования земельных участков под гидротехническими сооружениями. Администрацией района и администрациями поселений, на территории которых имеются бесхозяйные ГТС, не используется такой реальный источник поступления дополнительных доходов в консолидированный бюджет муниципального района, как передача водных объектов в аренду.

7. Организация работы по формированию, обеспечению размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд

Осуществление закупок для нужд муниципального района в 2012 - 2013 годах осуществлялось на основании Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (№ 94-ФЗ) и Порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Подгоренского муниципального района, утвержденного решением Совета народных депутатов. С 1 января 2014 года осуществление закупок проводится в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (№ 44-ФЗ). Решением Совета народных депутатов муниципального района уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказа для нужд муниципальных заказчиков района определен финансовый отдел администрации района. Ведение реестра муниципальных контрактов осуществляют муниципальные заказчики самостоятельно. Органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения муниципальных заказов, определена администрация муниципального района. Однако, в нарушение п. 3 ч. 1 ст. 99 № 44-ФЗ не определен орган финансового контроля в сфере закупок.
Сводный прогноз по району формируется и направляется в электронном виде в управление государственного заказа и организации торгов Воронежской области с использованием программного продукта АИС ПОЗ версии 2.1.0.8. Заказчики самостоятельно составляли, утверждали и размещали на официальном сайте РФ по размещению заказов планы-графики проведения торгов. На дату проверки из 55 муниципальных заказчиков на официальном сайте РФ разместили планы графики на 2013 год все заказчики.
Общая экономия от использования процедур, предусмотренных Законом № 94-ФЗ, составила в 2012 году 24367 тыс. рублей (17,2% от сумм начальных максимальных цен осуществленных закупок), или 3,4% расходов консолидированного бюджета района, предусмотренного для муниципального заказа. В 2013 году экономия при размещении муниципального заказа составила 28802 тыс. рублей, или 25,8% от сумм начальных максимальных цен.
Вместе с тем в нарушение ст. 73 Бюджетного кодекса РФ в администрации района не ведется реестр закупок, осуществленных без муниципальных контрактов. Без доведения соответствующих объемов лимитов бюджетных обязательств администрацией района заключено в 2012 году 7 контрактов на закупку товаров, работ и услуг на сумму 7980,9 тыс. рублей и в 2013 году 7 контрактов на сумму 16402,3 тыс. рублей. Следствием этого является образование и рост кредиторской задолженности.
Администрацией Подгоренского городского поселения заключены в 2013 году без утвержденных лимитов бюджетных обязательств контракты на строительство АБК-2,0 (пос. Цемзавода, 14б) на сумму 14955,6 тыс. рублей и реконструкцию парка на сумму 7851,8 тыс. рублей.

Выводы:
В социально-экономическом развитии района наблюдаются положительные тенденции в наращивании производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем для района характерен в структуре занятого в экономике населения высокий процент занятых в личном подсобном хозяйстве (29,4%), а также рост за последние 3 года доли занятых в сельскохозяйственном производстве (с 7,7 до 8,9%) и доли занятых в организациях государственного и муниципального сектора (с 24,4 до 25,6%); снижение доли занятых в промышленности, строительстве, транспорте и связи (с 19,8 до 18,9%). Денежные доходы населения района формируются на 2/3 из бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Причем доля доходов из этих источников выросла с 61,6% в 2010 году до 67,2% в 2013 году (в том числе социальные выплаты и пенсии - 53,9%, заработная плата бюджетников - 13,3%) и прогнозируется на 2014 - 2016 годы на том же уровне. Недостаточно активно ведется работа по привлечению инвесторов к осуществлению на территории района новых инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест, использование имеющихся трудовых ресурсов, особенно в сельской местности. Необходимо также обратить внимание на создание условий для расширения возможности получения доходов населением из внебюджетных источников, для развития предпринимательской деятельности.
В организации бюджетного процесса недооценивается качество бюджетного планирования, стабильность, публичность, расширение возможностей пополнения доходной части бюджетов района и поселений, особенно за счет имеющихся резервов увеличения поступлений НДФЛ, налога на имущество физических лиц, земельного налога, повышения эффективности использования муниципального имущества и земельных ресурсов. При расходовании бюджетных средств допускается большое количество нарушений законодательства, особенно при осуществлении закупок для муниципальных нужд, в сфере ЖКХ в Подгоренском городском поселении.
Всего по проверенным объектам установлено:
- нецелевое использование бюджетных средств на сумму 1,094 млн. рублей;
- неэффективное использование средств на сумму 4,430 млн. рублей;
- использование средств с иными нарушениями законодательства на сумму 68,937 млн. рублей.

Предложения:
В целях устранения выявленных нарушений законодательства и недостатков в работе направить представления главе администрации Подгоренского муниципального района; руководителям отделов администрации муниципального района: финансового, по образованию, по культуре; главам администраций Подгоренского городского поселения и Гришевского сельского поселения.

Аудитор
И.Н.ДАНИЛОВ


------------------------------------------------------------------