По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 21.05.2014 "Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области в 2013 году"



Утверждено
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
(протокол № 8(123)
от 21 мая 2014 года)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ

Общие положения

Заключение на отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области за 2013 год (далее - Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области" и "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", законодательством в сфере обязательного медицинского страхования и иными законодательными актами Российской Федерации и Воронежской области.
При подготовке Заключения использованы результаты внешней проверки отчетности Территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд, ТФОМС) об исполнении бюджета за 2013 год.
Представленная в Контрольно-счетную палату Воронежской области отчетность об исполнении бюджета за 2013 год отвечает единым требованиям порядка ее составления, установленным Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.
Законом Воронежской области от 17.12.2012 № 162-ОЗ "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон) бюджет Фонда на 2013 год утвержден по доходам и расходам в сумме 14681,3 млн. рублей.
В ходе исполнения бюджета в Закон трижды вносились изменения (Законы Воронежской области от 17.04.2013 № 26-ОЗ, от 08.07.2013 № 103-ОЗ, от 25.12.2013 № 193-ОЗ). В результате уточненный план по доходам составил 15331,0 млн. рублей, на 4,4% превысив первоначальные назначения, по расходам - 15516,7 млн. рублей (105,7%).
Фактически по итогам отчетного года доходная часть бюджета составила 15370,0 млн. рублей (100,3% плана) с ростом к уровню 2012 года в 1,2 раза. Исполнение бюджета по расходам сложилось в сумме 14977,6 млн. рублей (96,5% плана), что на 2532,4 млн. рублей выше показателя 2012 года.



Профицит бюджета Фонда составил 392,4 млн. рублей, который образовался в результате увеличения остатков средств с 404,7 млн. рублей на начало отчетного периода до 797,1 млн. рублей - на конец 2013 года. Остаток средств, сложившийся по итогам отчетного года, в полном объеме в январе 2014 года направлен на завершение расчетов по оплате медицинской помощи за декабрь 2013 года, а также на авансирование медицинских организаций за январь 2014 года. Принятые от медицинских организаций счета за медицинскую помощь, оказанную в 2013 году, оплачены полностью.
Существенным отличием исполнения бюджета в отчетном периоде явилось то, что с января 2013 года осуществлен переход на преимущественно одноканальное финансирование медицинских организаций области через систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Это означает, что в период до 2013 года структура тарифов за оказанные медицинские услуги включала пять статей расходов медицинских организаций: заработная плата, начисления на нее, медикаменты, питание и мягкий инвентарь, а остальные статьи расходов оплачивал областной бюджет.
С внедрением одноканального принципа финансирования здравоохранения произошло расширение тарифа на оплату медицинской помощи. В результате сверх пяти "защищенных" статей за счет средств ОМС в отчетном периоде оплачивались: транспортные расходы, коммунальные услуги и услуги связи, работы и услуги по содержанию имущества, аренда за пользование имуществом, прочие расходы, а также расходы на приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. рублей за единицу. Изменение тарифа на оплату медицинской помощи за счет ОМС выглядит следующим образом:



Кроме того, с 2013 года коренным образом изменен порядок предоставления субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС (ФФОМС) бюджетам территориальных фондов, объем которой на отчетный период определен исходя из численности застрахованных лиц, единого для всех категорий населения норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС и коэффициента дифференциации. В результате размер поступившей субвенции в отчетном году в 1,7 раза (на 5974,2 млн. рублей) выше уровня 2012 года.
Еще одна особенность исполнения бюджета - в 2013 году из областного бюджета в бюджет Фонда направлены межбюджетные трансферты на оплату скорой медицинской помощи.

Исполнение доходной части бюджета ТФОМС

Бюджет Фонда за 2013 год по доходам исполнен в сумме 15370,0 млн. рублей, что на 39,0 млн. рублей больше утвержденных Законом назначений (100,3%). Темп роста к уровню 2012 года составил 122,6%.
Структура формирования доходной части бюджета ТФОМС представлена в таблице (млн. рублей).

N
Наименование расходов
2012 год факт
2013 год
% 2013 год к 2012 году
утвержд. Законом
факт. исполн.
% исполн. от плана

Доходы всего:
12537,9
15331,0
15370,0
100,3
122,6
1
Межбюджетные трансферты ФФОМС
12156,8
14308,5
14305,5
100,0
117,7
-
субвенции на финансовое обеспечение организации ОМС
8274,3
14248,5
14248,5
100,0
172,2
-
РП "Модернизация здравоохранения Воронежской области на 2011 - 2013 годы"
3634,3
-
-


-
единовременные компенсационные выплаты мед. работникам, переехавшим в сельскую местность
138,0
60,0
57,0
95,0
41,3
-
субсидии на проведение доп. диспансеризации работающих граждан
10,9
-
-


-
субсидии на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот
99,3
-
-


2
Межбюджетные трансферты областного бюджета
289,8
911,7
911,7
100,0
314,6
-
скорая медицинская помощь
-
911,7
911,7
100,0

-
финансовое обеспечение оказания доп. мед. помощи, оказываемой мед. работниками первичного медико-санитарного звена
289,8
-
-


3
Налоговые и прочие неналоговые доходы
119,1
111,5
157,3
141,1
132,1
4
Возврат департаментом здравоохранения Воронежской области остатков по единым компенсационным выплатам
-
-
2,0


5
Возврат в ФФОМС остатков субсидий
-27,8
-0,7
-6,5

23,4

Из сведений, приведенных в таблице, следует, что основным доходным источником являются межбюджетные трансферты Федерального фонда ОМС, которые в отчетном году составили 14305,5 млн. рублей (93% поступлений), что в 1,2 раза выше уровня 2012 года (12156,8 млн. рублей, 97% поступлений).
В составе указанных доходов наибольший удельный вес (99,6%) занимают субвенции на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования, объем которых почти вдвое увеличился по сравнению с 2012 годом (8 274,3 млн. рублей) и составил 14248,5 млн. рублей (100% плана).
Контрольно-счетная палата Воронежской области отмечает, что субвенции в 2013 году поступили в объеме, определенном в соответствии с действующим законодательством и утвержденном Законом от 03.12.2012 № 217-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год..." - 13692,6 млн. рублей. Кроме того, в 2013 году дополнительно на увеличение субвенции получены средства в размере 555,9 млн. рублей из нормированного страхового запаса ФФОМС.
Следует отметить, что субвенции Фонду предоставляются при условии перечисления в бюджет ФФОМС межбюджетных трансфертов (страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения), утвержденных Законом о бюджете субъекта Российской Федерации. В 2013 году областной бюджет в полном объеме исполнил свои полномочия по финансированию обязательного медицинского страхования неработающего населения - страховые взносы зачислены в бюджет ФФОМС с ростом в 1,5 раза к прошлому отчетному году и составили 5728,6 млн. рублей (100% плана).
Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения в расчете на одного неработающего жителя Воронежской области в 2013 году также сложился выше аналогичного показателя 2012 года и составил 3674 рубля. Динамика роста страховых взносов и страховых платежей представлена на диаграмме.



Проверкой расчета страховых взносов на ОМС неработающего населения отклонений от требований Федеральных законов № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и № 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" не установлено.
Также в составе межбюджетных трансфертов Федерального фонда ОМС учтены поступления в сумме 57,0 млн. рублей на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, в размере одного миллиона рублей на одного медицинского работника.
Следует отметить, что указанная доходная статья исполнена с уменьшением как к утвержденному плану (95% от плана), так и к уровню 2012 года (41% от уровня 2012 года). Фактические показатели сложились ниже плановых по причине того, что предоставление межбюджетного трансферта на данные цели носит заявительный характер (ч. 12.4 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"). При утвержденных выплатах медицинским работникам в количестве 60 человек заявки на их получение подали 57 человек.
Уменьшение поступлений по сравнению с предыдущим отчетным периодом объясняется тем, что в 2012 году финансирование единовременных компенсационных выплат полностью осуществлялось из бюджета ФФОМС. Начиная с 2013 года, финансовое обеспечение указанных выплат осуществляется в равных долях за счет межбюджетных трансфертов из бюджета федерального фонда и средств бюджета субъекта РФ (ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326).
Кроме того, во исполнение требований постановления правительства Воронежской области от 13 мая 2013 года № 392 "О единовременных компенсационных выплатах медицинским работникам в 2013 году" департаментом здравоохранения Воронежской области в бюджет Фонда осуществлен возврат за трех медицинских работников части выплат в общей сумме 2,0 млн. рублей в связи с прекращением трудовых договоров, заключенных с районными больницами (Поворинская, Рамонская, Хохольская).
Как уже отмечено ранее, начиная с 2013 года, в бюджет Фонда из областного бюджета направляются межбюджетные трансферты на оплату скорой медицинской помощи. В структуре доходов отчетного периода на долю указанных поступлений приходится 6%, или 911,7 млн. рублей. По итогам года обязательства области по финансовому обеспечению скорой медицинской помощи выполнены полностью.
Помимо перечисленного, доходная часть бюджета Фонда сформирована за счет налоговых и прочих неналоговых поступлений (1% всех доходов) в сумме 157,3 млн. рублей при плане 111,5 млн. рублей.
Значительную долю (94%) в составе указанных доходов занимают поступления от других территориальных фондов обязательного медицинского страхования в возмещение сумм, оплаченных Фондом за медицинскую помощь, оказанную на территории Воронежской области лицам, застрахованным по ОМС на территориях других регионов, - 147,6 млн. рублей, или 139,2% утвержденной суммы.
Кроме того, по данной статье доходов учтены поступления налога на совокупный доход за расчетный период до 1 января 2011 года, штрафов, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за расчетный период до 1 января 2012 года.

Исполнение расходной части бюджета ТФОМС

Фактическое исполнение расходной части бюджета Фонда за 2013 год составило 14977,6 млн. рублей (96,5% плана), что на 2532,4 млн. рублей выше уровня расходов бюджета 2012 года в связи с переходом на преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения.
Неполное выполнение расходных обязательств Фонда обусловлено, прежде всего, невыполнением (на 5,9%) медицинскими организациями объемов по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи - при плане 18956,6 тыс. посещений фактические объемы составили 17842,3 тыс. посещений. В стоимостном выражении недовыполнение по всем медицинским организациям составило порядка 500,0 млн. рублей (3,3% расходной части бюджета Фонда), в том числе:
- 450,0 млн. рублей - по посещениям с профилактической целью, основная доля из которых (более 330,0 млн. рублей) приходится на диспансеризацию отдельных категорий населения;
- 44,8 млн. рублей - по оказанию неотложной медицинской помощи.
Структура исполнения расходов по годам приведена в таблице (млн. рублей).

N
Наименование расходов
2012 год факт
2013 год
% 2013 год к 2012 году
утвержд. сводной бюдж. росписью
факт. исполн.
% исполн. от утвержд. назнач.

Расходы всего
12445,2
15516,7
14977,6
96,5
120,3
1
Аппарат органа управления государственного внебюджетного фонда
144,2
158,9
148,6
93,5
103,1
2
Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования
8101,3
15285,4
14759,6
96,6
182,2
3
Национальный проект "Здоровье", всего:
397,4
2,2
2,2
100,0
0,6
-
проведение диспансеризации пребывающих в стац. учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
10,9
-
-


-
проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан
96,7
2,2
2,2
100,0
2,3
-
финансовое обеспечение оказания дополнительной мед. помощи, оказываемой мед. работниками первичного медико-санитарного звена
289,8
-
-


4
РП "Модернизация здравоохранения Воронежской области на 2011 - 2013 годы"
3664,3
10,2
10,2
100,0
0,3
-
укрепление материально-технической базы мед. учреждений
2067,7
-
-


-
внедрение современных информ. систем
134,3
-
-


-
внедрение стандартов мед. помощи, повышение доступности амбулаторной мед. помощи
1462,3
10,2
10,2
100,0
0,7
5
Единовременные компенсационные выплаты мед. работникам, переехавшим в сельскую местность
138,0
60,0
57,0
95,0
41,3

Анализ данных таблицы показывает, что основную долю в расходах (99,5%), как и в 2012 году, занимает финансирование территориальной программы ОМС в сумме 14908,2 млн. рублей, что покрывает расчетную стоимость программы (14744,5 млн. рублей) на 101,1% и почти в два раза превышает показатель 2012 года.
Таким образом, на фоне значительного увеличения расходов на выполнение территориальной программы ОМС, обусловленного увеличением объема субвенции (в 1,7 раза к уровню 2012 года) в связи с изменением порядка ее расчета и предоставления из Федерального фонда ОМС, получением дополнительных средств из нормированного страхового запаса ФФОМС в размере 555,9 млн. рублей, а также ростом в 1,5 раза суммы перечисляемых из областного бюджета страховых взносов на ОМС неработающего населения, впервые за много лет существования системы ОМС территориальная программа обязательного медицинского страхования в 2013 году бездефицитна.
На диаграмме представлена динамика финансирования территориальной программы ОМС за три года.



В результате существенного увеличения объема федеральных поступлений в 2013 году подушевой норматив финансового обеспечения территориальной программы практически вдвое (в 1,8 раза) превысил показатель 2012 года и составил 6396,2 рубля. Также необходимо отметить, что норматив финансирования на одно застрахованное лицо в 2013 году впервые сложился выше рекомендованного федерального значения (5942,5 рубля) на 7,6% (в 2012 году подушевой норматив составил 85,4% от федерального).
Общая численность застрахованных по ОМС лиц в 2013 году составила 2330,8 тыс. человек. В сравнении с 2012 годом численность застрахованных увеличилась на 26,6 тыс. человек, что и отражено на диаграмме (тыс. человек).



Для поддержания устойчивого финансирования территориальной программы ОМС в составе расходов бюджета Фонда сформирован нормированный страховой запас в размере 1050,0 млн. рублей, предусмотренный Законом Воронежской области от 17.12.2012 № 162-ОЗ "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования...". Данные средства направлены на финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС в виде дополнительного финансирования страховых медицинских организаций, на расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором выдан полис ОМС, а также на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Фонда.
Помимо перечисленного, в расходной части бюджета Фонда учтена оплата счетов медицинских организаций за декабрь 2012 года в рамках завершения расчетов по дополнительной диспансеризации работающих граждан в сумме 2,2 млн. рублей (100% плана).
Также на завершение расчетов в соответствии с Письмом ФФОМС от 29.01.2013 № 317/26 в страховые медицинские организации направлено 10,2 млн. рублей (100% плана) для реализации региональной программы модернизации здравоохранения в части внедрения стандартов медицинской помощи и повышения доступности амбулаторной медицинской помощи.
Расходы на выполнение управленческих функций ТФОМС не превысили сумму средств, утвержденную Законом, и включают расходы на оплату труда, аренду занимаемых площадей, а также закупку товаров, работ и услуг. Фактически израсходовано 148,6 млн. рублей, что на 3,1% выше уровня 2012 года и ниже плановых назначений на 6,5%.
Неисполнение в 2013 году утвержденных назначений обусловлено экономией средств на оплату командировочных расходов, т.к. часть расходов на обучение работников оплачивалась за счет средств Федерального фонда ОМС, экономией, сложившейся в результате проведения конкурсных процедур, уменьшения фактической потребности в ремонте оргтехники, автотранспорта, приобретении горюче-смазочных материалов и запасных частей для автомобилей.

Заключительные положения

Анализ отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области за 2013 год показал, что запланированный объем доходов достигнут с ростом к уровню 2012 года в 1,2 раза.
Основной причиной увеличения доходов явилось изменение порядка предоставления субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС. Кроме того, с 2013 года в бюджет Фонда из областного бюджета направляются межбюджетные трансферты на оплату скорой медицинской помощи.
Существенным отличием исполнения бюджета в отчетном периоде явилось то, что с января 2013 года осуществлен переход на преимущественно одноканальное финансирование медицинских организаций области через систему обязательного медицинского страхования, при котором основная часть финансовых средств, перечисляемых в учреждения здравоохранения, поступает за счет средств системы обязательного медицинского страхования. Произошло расширение структуры тарифа ОМС - сверх пяти "защищенных" в структуру тарифа включена оплата услуг связи, транспортных расходов, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, аренды за пользование имуществом, программного обеспечения, прочие расходы, а также расходы на приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. рублей за единицу.
Основным направлением расходов бюджета Фонда по-прежнему остается финансирование территориальной программы ОМС, финансовое обеспечение которой составило 14908,2 млн. рублей, что покрывает расчетную стоимость программы (14744,5 млн. рублей) на 101,1% и почти в два раза превышает показатель 2012 года. Таким образом, на фоне значительного увеличения расходов на выполнение территориальной программы ОМС впервые за много лет существования системы ОМС территориальная программа обязательного медицинского страхования в 2013 году бездефицитна.
В результате существенного увеличения объема федеральных поступлений в 2013 году подушевой норматив финансового обеспечения территориальной программы практически вдвое (в 1,8 раза) превысил показатель 2012 года и составил 6396,2 рубля. Также необходимо отметить, что норматив финансирования на одно застрахованное лицо в 2013 году впервые сложился выше рекомендованного федерального значения (5942,5 рубля) на 7,6%.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при исполнении бюджета Фонда нормы бюджетного законодательства в целом соблюдены. Причин для отклонения отчета правительства Воронежской области об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области в 2013 году Контрольно-счетная палата не усматривает.

Председатель Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
В.Н.ОЛЕМСКОЙ


------------------------------------------------------------------