По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.05.2014 по делу N А14-14401/2013 <Заявленные требования общества о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта удовлетворены, поскольку у заявителя отсутствует обязанность представлять указанные декларации, так как им поставлялись лекарственные средства>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2014 г. по делу № А14-14401/2013

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "В" (ООО "В", заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу по делу об административном правонарушении от 10.12.2013 № 0313/3587-2; о взыскании судебных издержек.
Определением суда от 24.12.2013 заявление ООО "В" принято к рассмотрению в порядке упрощенного судопроизводства.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 18.02.2014 суд перешел к рассмотрению заявления по общим правилам административного судопроизводства, предварительное судебное заседание назначено на 17.03.2014.
Определением Арбитражного суда от 17.03.2014 судебное заседание назначено на 16.04.2014.
Рассмотрение дела откладывалось для представления дополнительных доказательств в подтверждение заявленных требований и возражений на них.
В соответствии со статьями 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) дело слушалось в отсутствие неявившихся при наличии надлежащих доказательств извещения лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного разбирательства и ходатайства административного органа о рассмотрении заявления в их отсутствие.
В судебном заседании 15.05.2014 объявлялся перерыв до 19.05.2014 (17 - 18.05.2014 выходные дни).
ООО "В" уточнило заявленные требования и просило снять с рассмотрения требования о взыскании судебных издержек.
Суд, руководствуясь статьями 41, 49, 159 АПК РФ ходатайство заявителя удовлетворил, принял к рассмотрению уточненные заявленные требования: признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу по делу об административном правонарушении от 10.12.2013 № 0313/3587-2.
ООО "В" поддержало заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу возражает против заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Из материалов дела следует:
При проверке полноты и своевременности представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей было установлено, что ООО "В" допущено административное правонарушение, выразившееся в уклонении от подачи деклараций об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Приложение № 6, об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Приложение № 7, об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Приложения № 8 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (Правила) за 3 квартал 2013 года.
По факту выявленного нарушения 28.11.2013 заместитель начальника отдела контроля за декларированием оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу в пределах полномочий, предоставленных пунктом 64 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отсутствии надлежаще извещенного законного представителя юридического лица составил протокол об административном правонарушении № 03-13/3587-1 в отношении ООО "В".
По материалам административного дела и.о. заместителя руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу 10.12.2013 в отсутствие законного представителя юридического лица вынес постановление по делу об административном правонарушении № 03-13/3587-2 о привлечении ООО "В" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
ООО "В" не согласилось с постановлением от 10.12.2013 № 03-13/3587-2, что и явилось основанием для обращения в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с положениями статьи 23.50 КоАП РФ оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах полномочий.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (Закон № 171-ФЗ) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с пунктом 4 названной статьи порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается (часть 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ).
Во исполнение указанных требований Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815, вступившим в законную силу 28.08.2012, утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (Правила).
Правила устанавливают, кто должен представлять декларации, по какой форме. Этим Постановлением утверждены 12 форм деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (статья 15.13 КоАП РФ в действовавшей на момент спорных правоотношений редакции).
В диспозиции статьи 15.13 КоАП РФ указывается три способа совершения правонарушения: уклонение от подачи декларации; несвоевременная подача декларации; включение в декларацию заведомо искаженных данных. Субъектами указанного правонарушения являются организации, обязанные представлять декларации; должностное лицо организации, ответственное за составление и представление декларации.
Административным органом в вину Общества вменено уклонение от подачи деклараций согласно приложениям N№ 6, 7, 8 утвержденных Правил, за 3 квартал 2013 года.
Субъектный состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьей 15.13 КоАП РФ, как указано выше, определен в пункте 2 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815.
На лиц, указанных в пункте 2 Правил, обязанность по представлению конкретной декларации возлагается только в том случае, если это лицо в силу специфики осуществляемой им деятельности относится к одной из категорий лиц, указанных в пунктах 3 - 14 Правил и для этой категории лиц предусмотрена обязанность представлять конкретную декларацию.
Основной вид экономической деятельности ООО "В" согласно заявленным сведениям в Едином государственном реестре юридических лиц о видах экономической деятельности - 51.46.1 оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами.
ООО "В" осуществляет фармацевтическую деятельность на территории Российской Федерации на основании лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля) от 23.07.2012 № ФС-99-02-002468, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, согласно которой общество имеет право осуществлять оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения; хранение лекарственных средств для медицинского применения; перевозить лекарственные средства для медицинского применения.
Лицензии на осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта у заявителя не имеется.
Доказательств обратного суду не представлено.
Заявитель утверждает, что у него отсутствовала обязанность представлять указанные декларации, так как фактически в адрес ГБУЗ Самарской области "Т" поставлялись лекарственные средства, а не этиловый спирт по фармакопейным статьям в объеме 650,0 дал.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу полагает, что ООО "В" осуществляло оборот этилового спирта по фармакопейным статьям и обязано было представлять указанные декларации в силу Закона № 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона № 171-ФЗ действие настоящего Федерального закона не распространяется, в частности, на обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям.
Этиловый спирт по фармакопейным статьям - этиловый спирт, который произведен путем добавления очищенной воды в закупленный ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья и используемый в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств. Содержание этилового спирта в этиловом спирте по фармакопейным статьям изменяется путем добавления в него очищенной воды (часть 2.1 статьи 2 Закона № 171-ФЗ).
Следовательно, составляющие части этилового спирта по фармакопейным статьям: очищенная вода и закупленный (готовый) ректификованный этиловый спирт.
Из ГОСТ Р 51652-2000 следует, что ректификованный этиловый спирт - это спирт, полученный путем процесса ректификации.
Ректификация - химический процесс, позволяющий выделить химически чистое вещество из сырья. Суть метода ректификации заключается в том, что в специальном устройстве (ректификационной колонне) фракции перегоняемого продукта разделяются по температуре конденсации.
Заявитель ссылается на то, что закупал у ЗАО "Б" лекарственное средство - этиловый спирт раствор для наружного применения, внесенный в государственный реестр лекарственных средств, затем поставил указанное лекарственное средство ГБУЗ Самарской области.
Общество указывает на то, что субстанция, производимая закрытым акционерным обществом "Б", является лекарственным средством, которая не является этиловым спиртом по фармакопейным статьям в значении статьи 2.1 Закона № 171-ФЗ. Согласно информации ЗАО "Б" производство продукции "Этиловый спирт раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 40%, 70%, 90% осуществляется на основании утвержденной нормативной документации на лекарственный препарат ЛП 000269-170211, номер регистрационного удостоверения лекарственного препарата для медицинского применения ЛП-00269, дата внесения в реестр лекарственных средств - 17.02.2011. Производство продукции "Этиловый спирт раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95% осуществляется на основании утвержденной нормативной документации на лекарственный препарат ЛСР-009126/10-310810, номер регистрационного удостоверения лекарственного препарата для медицинского применения ЛСР-009126/10, дата внесения в реестр лекарственных средств - 31.08.2010.
По утверждению производителя, ЗАО "Б", производство субстанции для приготовления лекарственных форм "Спирта этилового, 95%" осуществляется методом биотехнологического синтеза из отходов пищевого производства (мелассы свекловичной). Затем данная субстанция используется для производства "Этилового спирта раствора для наружного применения и приготовления лекарственных форм 40%, 70%, 90%" с 24.07.2012 в соответствии с изменениями № 2 к ЛП-00269, и для производства "Этилового спирта раствора для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95%" с 22.08.2012 в соответствии с изменениями № 3 к ЛСР-009126/10.
Общество указывает на то, что субстанция, производимая ЗАО "Б", является лекарственным средством, которая не является этиловым спиртом по фармакопейным статьям в значении статьи 2.1 Закона № 171-ФЗ. Реализация данного лекарственного средства не подпадает под действие закона об обороте этилового спирта, а регулируется специальными правовыми нормами, установленными Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
В подтверждение указанных обстоятельств заявителем представлены доказательства фактического исполнения договоров поставки лекарственных средств; регистрационные удостоверения на лекарственные средства "Этиловый спирт, раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 70%", "Этиловый спирт, раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95%"; документы завода-изготовителя - ЗАО "Б"; декларации о соответствии лекарственного средства требованиям нормативной документации, паспорта на поставляемое лекарственное средство; протоколы согласования цен поставки лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, предусмотренные Распоряжением Правительства РФ от 07.12.2011 № 2199-р.
Исходя из изложенного, указанная продукция в первую очередь является лекарственным средством, а не этиловым спиртом.
Таким образом, материалами дела опровергается довод административного органа об отгрузке заявителем в 3 квартале 2013 года этилового спирта по фармакопейным статьям и обязанности представить указанные декларации.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
В нарушение статей 65, 210 АПК РФ административным органом не представлено достаточных доказательств того, что спорная продукция ООО "В" является этиловым спиртом по фармакопейным статьям - этиловым спиртом, который произведен путем добавления очищенной воды в закупленный ректификованный этиловый спирт; что общество обязано было представить указанные декларации.
Отсутствуют бесспорные доказательства наличия оснований для представления заявителем указанных деклараций (приложения N№ 6, 7, 8), доказательств того, что ООО "В" закупало этиловый спирт для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, закупало этиловый спирт по фармакопейным статьям для производства лекарственных препаратов или в целях использования в качестве лекарственного средства.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии с принципом презумпции невиновности, закрепленным статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, толкуются в пользу этого лица.
С учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 26.1 и пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, административный орган обязан сделать вывод о наличии вины, если она установлена, в постановлении по делу об административном правонарушении.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах следует признать, что административным органом не доказано наличие в действиях ООО "В" состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Управления от 10.12.2013 № 03-13/3587-2 о привлечении ООО "В" к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Постановление от 10.12.2013 по делу об административном правонарушении № 03-13/3587-2 Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (ОГРН 1097746596672 ИНН 7710757158, зарегистрировано по адресу: г. Москва, ул. Большая Декабрьская, д. 7, стр. 3) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "В" (ОГРН <...> ИНН <...>), <...> к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей признать незаконным и отменить.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.


------------------------------------------------------------------