По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 03.04.2014 "По результатам комплексной проверки исполнения бюджета и оценки социально-экономического развития Бутурлиновского муниципального района за 2012 - 2013 годы"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 3 апреля 2014 года № 6(121)

ОТЧЕТ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА И
ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БУТУРЛИНОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЗА 2012 - 2013 ГОДЫ

Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон Воронежской области от 5 января 1996 года № 39-з "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.16 плана работы на 2014 год, распоряжение от 07.02.2014 № 11.

Цель проверки: оценка социально-экономической ситуации в муниципальном районе; анализ организации и исполнения бюджетного процесса, эффективность использования муниципальной собственности и земельных ресурсов; проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств на образование, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство и другие расходы.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Отдел финансов администрации Бутурлиновского муниципального района - акт от 21.03.2014 № 2.16/1-2014.
2. Отдел экономического развития администрации Бутурлиновского муниципального района - справка от 19.03.2014 № 2.16/2-2014.
3. Администрация Бутурлиновского муниципального района - акт от 19.03.2014 № 2.16/3-2014.
4. Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Бутурлиновского муниципального района - акт от 19.03.2014 № 2.16/4-2014.
5. Отдел по образованию и молодежной политике администрации Бутурлиновского муниципального района - акт от 19.03.2014 № 2.16/5-2014.
6. Отдел по культуре, спорту и работе с молодежью администрации Бутурлиновского муниципального района - акт от 19.03.2014 № 2.16/6-2014.
7. Администрация Бутурлиновского городского поселения Бутурлиновского муниципального района - акт от 12.03.2014 № 2.16/7-2014.
8. Администрация Нижнекисляйского городского поселения Бутурлиновского муниципального района - акт от 21.03.2014 № 2.16/8-2014.
9. Сводный акт по результатам проверки исполнения бюджета и оценки социально-экономического развития Бутурлиновского муниципального района за 2012 - 2013 годы - акт от 27.03.2014 № 2.16/9-2014.

Срок проведения мероприятия: с 17.02.2014 по 28.03.2014.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Оценка социально-экономического положения муниципального района, его инвестиционной деятельности, эффективности развития территории.
2. Анализ и оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления, в том числе проведения мероприятий по снижению дотационности района.
3. Организация и исполнение бюджетного процесса в муниципальном районе, его соответствие действующему законодательству.
4. Анализ исполнения доходной части районного бюджета.
5. Оценка размера дефицита местного бюджета, его соответствия нормам БК РФ. Анализ источников финансирования дефицита бюджета. Оценка долговой политики, проводимой в районе.
6. Анализ и оценка эффективности исполнения расходной части бюджета.
7. Изучение структуры консолидированного бюджета муниципального района (доля районного бюджета, городских и сельских поселений).
8. Анализ эффективности управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами.
9. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства.

1. Социально-экономическое положение муниципального района, инвестиционная деятельность и перспективы развития территории

Территория Бутурлиновского муниципального района составляет 1802 кв. км (12 место из 32 районов). В состав района входят 16 поселений (2 городских - Бутурлиновское, Нижнекисляйское и 14 сельских).
Численность населения на 01.01.2014 составила 49,2 тыс. чел. (8 место из 34 районов и городских округов) и имеет устойчивую тенденцию к снижению (за последние 3 года примерно по 1,0 тыс. чел. в год).
Численность работников района на 01.01.2014 составляет 11,5 тыс. чел. (23,4% от численности населения), и по данному показателю район занимает 10-е место из 34.
По показателю "занятость населения на 1000 человек" за 2012 год район со значением 693 чел. занимал 28-е место. По итогам работы за 2013 год произошло незначительное увеличение занятости работников, и значение данного показателя составило 699 чел.
Среднемесячная заработная плата работников Бутурлиновского района за 2013 год по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 30% и составила 16531 рубль (20-е место из 31 района).
Бутурлиновский район является агропромышленным районом. Объем производства сельскохозяйственной продукции за 2013 год в сопоставимых ценах сохранен на уровне предыдущего года и составил 3089,0 млн. рублей. Отрасль растениеводства занимает ведущее место в общем объеме произведенной сельхозпродукции - 76,5%, или 2363,0 млн. рублей. На долю продукции животноводства приходится соответственно 23,5%, или 726,0 млн. рублей. Следует отметить, что в 2013 году по сравнению с предыдущим годом наблюдается прирост производства продукции растениеводства на 15,2% при сокращении производства животноводческой продукции на 30% (причина - уменьшение поголовья скота).
В 2011 году поголовье составляло 7997 голов, в 2012 году - 10320 голов, в 2013 году произошло сокращение на 1602 единицы (15,5%), и на конец года поголовье составило 8718 голов. Снижение поголовья КРС связано в основном с ликвидацией животноводства в ООО "Инвестагропромкомплекс" и снижением поголовья молодняка в ООО "Бутурлиновка-Агро". ООО "Инвестагропромкомплекс" не удалось выйти на проектную мощность (30000 голов) и достичь уровня доходности, по итогам 2013 года предприятие находится в сложном финансово-экономическом положении: до ноября хозяйство полностью ликвидировало свиноводство, а в декабре и отрасль КРС. Следует отметить, что по данным департамента аграрной политики, по состоянию на 01.03.2014 полностью ликвидировано поголовье КРС и в ООО "Бутурлиновка-Агро" (975 голов).
По показателям эффективности деятельности в сельском хозяйстве по итогам 2013 года район занимает 8 место по производству молока, 12 - мяса, 11 - подсолнечника и сахарной свеклы и 22 - зерна <1>. Следует отметить, что по производству мяса в 2012 году район занимал 7 место.
--------------------------------
<1> Здесь и далее значение и рейтинг по региональным показателям эффективности развития муниципальных образований произведен по результатам оценки за 2012 - 2013 годы в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 29.06.2011 № 547 "О мониторинге и оценке эффективности развития муниципальных районов и городских округов Воронежской области".

Промышленность района представлена в основном предприятиями перерабатывающей и пищевой промышленности, которые занимаются производством традиционной продукции, имеющей устойчивый и перспективный спрос. К таким предприятиям относятся ОАО "Бутурлиновский мелькомбинат", ОАО "Бутурлиновкахлеб", ОАО завод растительных масел "Бутурлиновский", ООО мясокомбинат "Бутурлиновский", ЗАО "Нижнекисляйская молочная компания", ОАО "Бутурлиновский ликероводочный завод" и другие.
За ряд лет наблюдается положительная динамика увеличения объема отгруженных товаров промышленными предприятиями района. В 2012 году отгружено товаров собственного производства на 2371,0 млн. рублей, что в 1,4 раза выше уровня 2011 года, за 2013 год показатель составил 2703,0 млн. рублей, что на 14% выше уровня 2012 года (15 место из 34).
Следует отметить, что в 2013 году при поддержке правительства Воронежской области возобновлено производство ликеро-водочной продукции. На предприятии создано 130 новых рабочих мест, в бюджеты всех уровней перечислено налогов на сумму 177,8 млн. рублей.
Общий объем средств, направленных на социально-экономическое развитие района в 2013 году из всех источников финансирования, составил 1543,3 млн. рублей, в т.ч. средства федерального бюджета - 107,2 млн. рублей (7%), областного бюджета - 1013,8 млн. рублей (65,7%), местного бюджета - 16,8 млн. рублей (1,0%), внебюджетные источники - 405,5 млн. рублей (26,3%). В 2013 году общий объем инвестиций возрос в 2,8 раза к уровню предыдущего года.
В целях обеспечения реализации мероприятий по поддержке развития экономики района распоряжением правительства Воронежской области Бутурлиновский муниципальный район на 2012 - 2014 годы включен в состав муниципальных районов с низким уровнем экономического развития. При этом администрация района провела работу по привлечению средств из вышестоящих бюджетов, которые в 2013 году в сумме 1013,8 млн. рублей направлены на социально-экономическое развитие района.
Объем капитальных вложений в социальную сферу и развитие инфраструктуры района в 2013 году составил 1327,0 млн. рублей (86,0% всех инвестиций), что в пять раз больше, чем в 2012 году (4 место из 34).
В 2013 году в районе начато строительство крупных социально значимых объектов: школы на 792 учащихся, поликлиники на 500 посещений в смену, автономной блочной котельной для нового городского микрорайона, спортивного комплекса с плавательным бассейном и универсальным игровым залом (финансируется за счет средств Газпрома) и других социально значимых объектов.
В рамках коммерческой части на развитие производственной сферы района направлено 216,1 млн. рублей (14,0% от общей суммы инвестиций), что позволило занять лишь 21 место из 34. Это капвложения предприятия ООО "Бутурлиновский Агрокомплекс" на продолжение строительства и оборудования МТФ на 1800 дойных коров.
По количеству субъектов малого предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей, крестьянско-фермерских хозяйств и малых предприятий) в 2013 году по сравнению с предыдущим годом произошло увеличение на 16 единиц и составило 1277 субъектов (15 место из 34). Средняя численность работников субъектов малого и среднего бизнеса составила более 3000 человек.

2. Основные параметры и структура консолидированного бюджета муниципального района

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета района в 2012 - 2013 годах отражены в таблице.

тыс. рублей
Показатель
2012 год
2013 год
исполнено
изменение к 2011 году (%)
исполнено
изменение к 2012 году (%)
1
2
3
4
5
Доходы всего, в т.ч.
729859,1
101,4
1458823,1
199,9
- налоговые/ неналоговые
274974,1
99,6
332010,8
120,7
- безвозмездные перечисления
454885,0
102,5
1126812,3
247,7
Расходы
785013,1
116,1
1342382,5
171,0
Дефицит (-) / Профицит (+)
- 55154,0
-
116440,6
-

В 2012 году доходы бюджета района по сравнению с предыдущим годом увеличились на 10077,5 тыс. рублей (1,4%) за счет увеличения безвозмездных перечислений на 2,5% при одновременном снижении налоговых и неналоговых доходов на 0,4%. Расходы возросли на 109080,7 тыс. рублей (16,1%) за счет сложившегося дефицита в размере 55154,0 тыс. рублей, источниками покрытия которого послужили кредиты из областного бюджета и остатки средств на счетах.
В 2013 году доходы бюджета района по сравнению с предыдущим годом увеличились в 2 раза. Рост связан в основном с увеличением безвозмездных перечислений (почти в 2,5 раза) и увеличением налоговых и неналоговых доходов на 20,7%, что в основном связано с изменением межбюджетных отношений. Расходы соответственно возросли на 71,0%. По результатам исполнения консолидированного бюджета сложился профицит в размере 116440,6 тыс. рублей (за счет сложившихся на конец года остатков средств на счетах бюджетов).
В расчете на душу населения налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета района в 2012 году составили 5388,6 рубля <2> (17-е из 31 места среди муниципальных районов). В 2013 году - 6638,8 рубля с ростом к уровню 2012 года на 23,2% (12-е из 31 места). Следует отметить, что средний рост по 31 муниципальному району составил 9,6%, то есть темпы роста по району выше средних на 13,6%.
--------------------------------
<2> Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета района за 2012 год составили 274974,1 тыс. рублей, численность населения по состоянию на 01.01.2012 - 51029 человек.

В структуру консолидированного бюджета района входят: районный бюджет (62,5% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета 2012 года), бюджет Бутурлиновского городского поселения (21,2%), бюджеты остальных 15 поселений (1 городское и 14 сельских - 21,2%). В 2013 году структура не претерпела значительных изменений.

3. Исполнение районного бюджета

3.1. Организация и исполнение бюджетного процесса в муниципальном районе. Основные параметры районного бюджета

Бюджет на 2012 год утвержден решением Совета народных депутатов Бутурлиновского муниципального района, внесение изменений в данное решение производилось 8 раз.
Всего за 2012 год план по доходам районного бюджета уточнен в сторону увеличения на 198297,9 тыс. рублей (49,0%), в том числе: по налоговым и неналоговым доходам - на 18,4%, что свидетельствует о низком качестве планирования, безвозмездным перечислениям - на 173103,1 тыс. рублей (64,7%). Увеличение бюджетных ассигнований по расходам соответственно произведено на 240942,7 тыс. рублей (58,6%).
Фактически доходы районного бюджета составили 610390,7 тыс. рублей (101,2% плана), расходы - 638989,1 тыс. рублей (98,0%). Бюджет исполнен с дефицитом в сумме 28598,4 тыс. рублей, или 16,7% годового объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений (размер дефицита с учетом привлеченных кредитов из областного бюджета удовлетворяет требованиям ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ).
На 2013 год районный бюджет утвержден решением Совета народных депутатов Бутурлиновского муниципального района, внесение изменений в данное решение производилось 10 раз (что отрицательно сказывается на качестве управления финансами).
Информация об утверждении, уточнении и исполнении районного бюджета в 2013 году приведена в таблице.

тыс. рублей
Показатель
Утвержденный план
Уточненный план
Исполнено
Исполнение уточнен. плана (%)
Изменение факта 2013 года к 2012 году (%)
1
2
3
4
5
6
Доходы всего, в т.ч.
435452,4
1130799,1
1134501,0
100,3
185,9
- налоговые и неналоговые
151591,5
188860,9
203439,0
107,7
118,5
- безвозмездные перечисления
283860,9
941938,2
931062,0
98,8
212,3
Расходы
446063,8
1176507,2
1158912,7
98,5
181,4
Дефицит (-) / профицит (+)
-10611,4
-45708,1
-24411,7


Отношение дефицита к доходам без учета безвозм. перечислений (ст. 92.1 БК РФ)
7,0
24,2
12,0



За 2013 год план по доходам увеличен в 2,6 раза, в том числе по налоговым и неналоговым доходам - на 24,6%, что подтверждает низкое качество планирования налоговых и неналоговых доходов, безвозмездным перечислениям - в 3,3 раза. План по расходам уточнен с увеличением на 730443,4 тыс. рублей (в 2,6 раза).
Фактически доходы районного бюджета за 2013 год составили 1134501,0 тыс. рублей (100,3% уточненного плана), расходы - 1158912,7 тыс. рублей (98,5%). Бюджет исполнен с дефицитом в сумме 24411,7 тыс. рублей, или 12,0% годового объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ.

3.2. Исполнение районного бюджета по доходам

Налоговые и неналоговые доходы районного бюджета составили в 2012 году 171738,4 тыс. рублей. В структуре собственных доходов в 2012 году основная доля приходится на налог на доходы физических лиц 54,7%, доходы от использования имущества - 14,4%, единый налог на вмененный доход - 13,0%, доходы от оказания платных услуг - 5,8%.
Налог на доходы физических лиц составил 93965,2 тыс. рублей, что в 2 раза или на 46743,4 тыс. рублей выше уровня предыдущего года. Основной причиной роста поступлений является увеличение норматива отчислений от налога в районный бюджет с 30 до 49%. Кроме того, на увеличение суммы налога повлиял рост заработной платы по сравнению с 2011 годом на 29,2%. Отмечено перевыполнение плановых значений по данному налогу на 10,1%, или 8612,2 тыс. рублей.
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, увеличились на 11,3%, что объясняется ростом арендной платы за земельные участки на 39,4% (за счет роста кадастровой стоимости и погашения недоимки прошлых лет).
Несмотря на передачу полномочий в сфере здравоохранения в 2012 году на областной уровень, доходы от оказания платных услуг по сравнению с предыдущим годом увеличились на 43%, или 2972,7 тыс. рублей, и составили 9888,6 тыс. рублей, в том числе: доходы от платных услуг, оказываемых учреждениями образования, - 8949,3 тыс. рублей (рост за счет поступлений родительской платы ранее по прочим неналоговым доходам), учреждениями культуры - 939,3 тыс. рублей.
Доходы от продажи активов за счет продажи земельных участков составили 12799,8 тыс. рублей, снижение к уровню 2011 года составило 58,8%.
В 2013 году структура собственных доходов не претерпела значительных изменений по отношению к 2012 году, незначительно снизилась доля единого налога на вмененный доход (на 3,0%), при увеличении доли доходов от продажи активов (на 2,8%).
Налог на доходы физических лиц поступил с ростом к уровню предыдущего года на 18,3%. Увеличение поступлений вызвано ростом заработной платы по сравнению с 2012 годом на 30,0%. Перевыполнение плана в 2012 году на 10,1% и в 2013 году на 9,0% свидетельствует о недостатках в планировании по основному бюджетообразующему налогу.
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, поступили в сумме 31087,6 тыс. рублей, с ростом к уровню 2012 года на 25,8%. Увеличилась арендная плата за земельные участки на 22%, поступления доходов от сдачи в аренду имущества на 6,6%, платежи МУПов на 46,5% (МУП "Бутурлиновский рынок").
Доходы от продажи активов поступили в сумме 20864,6 тыс. рублей. В том числе: от продажи имущества - 2411,0 тыс. рублей и продажи земельных участков - 18453,7 тыс. рублей. Поступления в 2013 году увеличились к уровню 2012 года на 8064,8 тыс. рублей, или 63,0% (продажа объектов незавершенного строительства, выкуп земель сельскохозяйственного назначения ООО "ЦЧ АПК" в количестве 2259,3 га).

3.3. Недоимка по налоговым платежам в консолидированный бюджет района за 2012 год снизилась на 877 тыс. рублей и по состоянию на 01.01.2013 составила 6333 тыс. рублей, или 2,3% налоговых доходов консолидированного бюджета района 2012 года. Из них 3129,0 тыс. рублей - задолженность по предприятиям банкротам: ОАО "Керамзит", ОАО ЛВЗ "Бутурлиновский", МУП "Бутурлиновская городская электросеть", ОАО "Нижнекисляйское". Из оставшейся суммы 3204,0 тыс. рублей большую часть составляла задолженность по земельному налогу (74,9%, или 2398,0 тыс. рублей). Основная сумма задолженности числилась за физическими лицами (2216 тыс. рублей). Причиной послужил перенос сроков уплаты земельного налога физическими лицами на 1 ноября 2012 года.
Плановое значение регионального показателя эффективности развития "Сумма недоимки по налоговым платежам в местный бюджет в расчете на 100,0 тыс. рублей налоговых доходов бюджета муниципального образования" за 2012 год не превышено (план 3,5 тыс. рублей на 100,0 тыс. рублей налоговых доходов, факт - 3,35 тыс. рублей). Среди муниципальных образований области район по данному показателю занимает 18-е из 34 мест.
За 2013 год недоимка снизилась еще на 1046,0 тыс. рублей и составила 5287,0 тыс. рублей (1,6% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета 2013 года). Из нее 1811,0 тыс. рублей - задолженность банкротов по земельному налогу.

3.4. Управление муниципальным имуществом

В сфере управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами полномочия возложены на отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Бутурлиновского муниципального района (далее - отдел), к функциям которого отнесены вопросы начисления, учета и контроля платежей по доходам от использования муниципального имущества и земельных ресурсов. В нарушение требований ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ решениями о бюджете на 2012 и 2013 годы бюджетные полномочия по администрированию данных доходов закреплены за отделом финансов, что не позволяет наиболее эффективно осуществлять бюджетный процесс в части наполняемости районного бюджета по неналоговым доходам. Практически же функции администратора доходов выполняются отделом, а финансовым отделом производится только взаимодействие с отделением федерального казначейства по зачислению платежей.
Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества в бюджете муниципального района в 2012 году составили 2423,7 тыс. рублей, в 2013 году - 2583,3 тыс. рублей. Задолженность по оплате арендных платежей отсутствует.
Основным арендатором муниципального имущества является ОАО "Россельхозбанк", ранее имущество банку передавалось на пять лет в безвозмездное пользование. Следует отметить, что по результатам предыдущей проверки Контрольно-счетной палаты Воронежской области (акт проверки от 20.11.2009) отмечалось, что предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование ОАО "Россельхозбанк" являлось неэффективным управлением муниципальной собственностью и, как следствие, привело к потерям бюджета в части доходов от использования муниципального имущества. Администрацией района в 2010 году заключен договор аренды с банком сроком на 10 лет с годовой арендной платой в сумме 1644,3 тыс. рублей. В нарушение Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ" годовой размер арендной определялся не по результатам проведения оценки, а по методике расчета, исходя из базовой ставки арендной платы, определяемой ежегодно решением Совета народных депутатов района "О бюджете...". На 2014 год арендная плата определена по рыночной оценке, сумма арендной платы составляет 1782,4 тыс. рублей. По остальным договорам аренды муниципального имущества размер арендной платы определялся по результатам проведения рыночной оценки.
В проверяемом периоде действовало три договора безвозмездного пользования общей площадью 228,5 кв. м. Имущество предоставлено в безвозмездное пользование на пять лет ФГБУ ФКП Росреестра, АНО "Бутурлиновский центр поддержки предпринимательства", Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов. Следует отметить, что заключение указанных договоров приводит к упущенным доходам бюджета района.
По информации, представленной в ходе проверки администрацией Бутурлиновского муниципального района, в настоящее время проводится подготовительная работа по заключению договоров аренды на помещения, переданные ФГБУ ФКП Росреестра и АНО "Бутурлиновский центр поддержки предпринимательства".
Следует отметить, что приобретенный в 2012 году автомобиль LADA стоимостью 300,0 тыс. рублей на момент проверки находится в стадии передачи в федеральную собственность - отделение ГИБДД по Бутурлиновскому району. Процедура передачи автомобиля затянулась на два года из-за нерешенных вопросов между Росимуществом по Воронежской области и ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Воронежской области", будущего балансодержателя автомобиля. Таким образом, муниципальное имущество не используется около двух лет.
Из общего количества транспортных средств, числящихся на балансе администрации Бутурлиновского муниципального района, три единицы автобусов марки ПАЗ переданы по договору аренды на семь лет ООО "Бутурлиновкаавтотранс" для перевозки пассажиров. По результатам оценки рыночной стоимости, проведенной в 2009 году, размер годовой арендной платы составил 130,5 тыс. рублей. Пунктом 3.2 договора аренды предусмотрено производить изменение арендной платы не чаще одного раза в год. Следует отметить, что с момента передачи автобусов в аренду, в течение четырех лет изменение арендной платы администрацией района не производилось.
В проверяемом периоде в районе функционировало 5 муниципальных унитарных предприятий: МУП РПП "Фармация"; МУП "Бутурлиновский рынок"; МУП "Бутурлиновская типография", МУП "Архитектура и строительство", МУП "Отдел капитального строительства". Основным плательщиком платежей по прибыли в бюджет района является МУП "Бутурлиновский рынок": в 2012 году сумма платежей составляла 3773,0 тыс. рублей, в 2013 году - 5531,5 тыс. рублей.
В настоящее время три предприятия - МУП "Бутурлиновская типография", МУП "Архитектура и строительство", МУП "Отдел капитального строительства" находятся в стадии приватизации путем преобразования в общества с ограниченной ответственностью. МУП РПП "Фармация" находится в стадии передачи как имущественного комплекса в государственную собственность Воронежской области. МУП "Бутурлиновский рынок" в прогнозный план приватизации до 2016 года не включено, т.к. является социально значимым объектом для района и прибыльным предприятием, осуществляющим перечисление платежей в бюджет.

3.5. Порядок управления земельными ресурсами

Земельные ресурсы муниципального образования являются одним из основных источников формирования собственных доходов местного бюджета. Доходы от использования земельных ресурсов района в 2012 году обеспечивали поступление 39,1%, в 2013 году - 41,5% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета района. В 2013 году поступления доходов от использования земельных ресурсов составили 137705,4 тыс. рублей и возросли на 28% к уровню предыдущего года.
Общая площадь земель Бутурлиновского муниципального района составляет 180202,0 га (3,4% земельных ресурсов Воронежской области). По состоянию на 01.01.2014 осуществлен государственный кадастровый учет в отношении 78,4% земель сельхозназначения.
В реестре договоров аренды земельных участков общее количество на 01.01.2012 составляло 726, арендованная площадь - 30755,6 га. В 2013 году площадь земельных участков, переданных в аренду, составила 37346,4 га (746 договоров).
Задолженность перед консолидированным бюджетом муниципального района по арендной плате за землю на 01.01.2014 составляла 11392,1 тыс. рублей, в том числе задолженность прошлых лет 6116,1 тыс. рублей, и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась в 1,5 раза, или на 3844,4 тыс. рублей.
Несмотря на проводимую администрацией района работу по отработке недоимки (17 заседаний комиссии в 2012 году и 18 в 2013 году), ее размер за 2013 год возрос в 1,5 раза. Такую работу нельзя признать эффективной.
Дополнительными источниками доходов в консолидированный бюджет муниципального района могут являться также доходы от аренды земельных участков под гидротехническими сооружениями и зеркалами прудов (потенциальными для сдачи являются 45 водных объектов).
Доходы от продажи земли в 2013 году в бюджете муниципального района составили 18453,7 тыс. рублей, что превышает поступления 2012 года на 144,2%, или 5653,9 тыс. рублей. Основная сумма доходов поступила от продажи земель сельскохозяйственного назначения.
В ходе проверки установлено, что предоставление, распоряжение и использование земельных ресурсов на территории района производится в рамках действующего законодательства.

3.6. Безвозмездные поступления районного бюджета в 2012 году составили 438652,3 тыс. рублей, с ростом к уровню предыдущего года на 16610,8 тыс. рублей (4,9%). При этом сумма дотаций снизилась на 52555,4 тыс. рублей (61,4%) и составила 32987 тыс. рублей, что связано с изменением в 2012 году межбюджетных отношений, в основном, норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц. Субсидии по сравнению с предыдущим годом также сократились на 26811,7 тыс. рублей (15,4%) и составили 147290,2 тыс. рублей. Субвенции поступили в сумме 237639,4 тыс. рублей, что на 90037,3 тыс. рублей, или 61,0%, выше уровня 2011 года, что также связано с изменением межбюджетных отношений. Кроме того, в 2012 году поступили иные межбюджетные трансферты в сумме 16544,4 тыс. рублей.
Безвозмездные поступления в 2013 году составили 931062,0 тыс. рублей, с ростом к уровню предыдущего года на 492409,7 тыс. рублей (в 2,1 раза). При этом сумма дотаций снизилась на 7030,0 тыс. рублей (21,3%) и составила 25957 тыс. рублей (дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности). Субсидии по сравнению с предыдущим годом увеличились в 4,7 раза и составили 688820,6 тыс. рублей. Субвенции поступили в сумме 214668,0 тыс. рублей, что на 22971,4 тыс. рублей, или 9,7%, ниже уровня 2012 года.
Следует отметить, что в 2012 году доля межбюджетных трансфертов из областного бюджета составила 54,0%. Несмотря на положительную динамику увеличения налоговых и неналоговых доходов на 19,0%, данный показатель в 2013 году возрос и составил 78,0%. Основной причиной увеличения межбюджетных трансфертов явился рост почти в 5 раз субсидий на строительство социальных объектов.

3.7. Структура и динамика муниципального долга

Муниципальный долг по состоянию на 01.01.2012 составлял 999,2 тыс. рублей, из них задолженность по централизованным кредитам - 204,5 тыс. рублей и средствам на формирование продовольственных фондов - 794,7 тыс. рублей.
В 2012 - 2013 годах привлечено из областного бюджета кредитов на общую сумму 66889,2 тыс. рублей, в том числе: на погашение временного кассового разрыва - 37189,2 тыс. рублей, на ремонт автодорог - 29700,0 тыс. рублей. За проверяемый период погашено основного долга - 2538,1 тыс. рублей, списано 794,7 тыс. рублей, остаток задолженности по основному долгу на 01.01.2014 составил 64555,6 тыс. рублей (31,7% доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений, задолженность к уровню 2012 года возросла на 39,8%), что удовлетворяет требованиям Бюджетного кодекса РФ в части предельного объема муниципального долга.

3.8. Исполнение расходной части бюджета

Расходы районного бюджета в 2012 году произведены в размере 638989,1 тыс. рублей с ростом к уровню 2011 года на 8,7%. В структуре бюджета Бутурлиновского муниципального района расходы на отрасли социальной сферы составили 79,1% всех расходов, что свидетельствует о его социальной направленности.
Расходы районного бюджета в 2013 году произведены с ростом к уровню 2012 года в 1,8 раза. При этом бюджет Бутурлиновского муниципального района сохранил свою социальную направленность (расходы на отрасли социальной сферы составили 66,2%).
Следует отметить, что в связи с передачей полномочий с 2013 года по здравоохранению на областной уровень и дошкольному образованию на уровень муниципального района структура расходов районного бюджета, как функциональная, так по экономическому содержанию, претерпела изменения. Также существенное влияние на изменение структуры оказало увеличение привлеченных из областного бюджета субсидий на инвестиционное развитие.
Динамика функциональной структуры за 2012 и 2013 годы приведена на следующих диаграммах (диаграммы не приводятся):

Функциональная структура расходов районного бюджета
в 2012 году

Диаграмма не приводится.

Функциональная структура расходов районного бюджета
в 2013 году

Диаграмма не приводится.

По разделу "Общегосударственные вопросы" исполнение за 2012 год составило 49009,0 тыс. рублей, что по сравнению с 2011 годом составляет 145,8%. Увеличение расходов связано с проведением в 2012 году капитального ремонта здания администрации Бутурлиновского муниципального района.
В 2012 году на капитальный ремонт здания администрации направлено 12210,4 тыс. рублей, в 2013 году - 1662,4 тыс. рублей. Работы выполнены в полном объеме и без нарушения сроков проведения работ.
По разделу "Национальная экономика" исполнение за 2012 год составило 25268,6 тыс. рублей с ростом к 2011 году в 3,4 раза. Увеличение расходов связано с финансированием строительства котельных в рамках ОЦП "Газификация" - 7000,0 тыс. рублей, ремонта дорог местного значения в рамках ВЦП "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования" - 13888,0 тыс. рублей, предоставлением субсидии на поддержку малого предпринимательства за счет средств федерального бюджета - 2400,0 тыс. рублей.
Исполнение за 2013 год составило 112239,2 тыс. рублей, с ростом к 2012 году в 4,5 раза. Расходы направлены на финансирование строительства котельных - 89298,3 тыс. рублей и ремонт дорог общего пользования - 15981,1 тыс. рублей.
По разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" из консолидированного бюджета района в 2012 году направлено 125545,3 тыс. рублей, за 2013 год - 303434,1 тыс. рублей с ростом к предыдущему году в 2,4 раза. Основная сумма расходов произведена Бутурлиновским городским поселением в 2012 году - 97070,7 тыс. рублей, или 77% всех расходов по разделу, в 2013 году - 146443,1 тыс. рублей, или 48%.
Кроме того, в 2013 году значительные расходы по разделу произведены администрацией района в сумме 86182,6 тыс. рублей, которые направлены на финансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры нового городского микрорайона. Расходы по данному разделу на реконструкцию систем водоснабжения также произведены Нижнекисляйским городским поселением в сумме 28117,4 тыс. рублей и Васильевским сельским поселением - 23378,0 тыс. рублей.
В Бутурлиновском городском поселении основная доля расходов в сумме 7838,8 тыс. рублей (2012 год) и 49674,5 тыс. рублей (2013 год) приходится на финансирование переселения граждан из аварийного жилья. В 2012 году завершено строительство многоквартирного жилого дома, переселено 15 семей.
В 2013 году администрацией городского поселения с подрядной организацией ООО "Фирма СМУ-5" заключено два муниципальных контракта на строительство жилья для переселения 376 граждан из 21 многоквартирного дома (191 квартира) стоимостью 183567,7 тыс. рублей и 44697,1 тыс. рублей, сроками исполнения до октября 2014 года. Согласно условиям муниципальных контрактов, объектом строительства являются жилые помещения (квартиры), характеристика которых должна быть отражена в приложении. Однако, в данном приложении характеристика объектов строительства отсутствует. Данный факт свидетельствует о нарушении п. 10 ст. 41.12 закона № 94-ФЗ - контракт заключен не на условиях, указанных в документации об открытом аукционе; ст. 432 ГК РФ - в контракте отсутствует объем выполняемых работ (не указана площадь и количество квартир в жилом доме). В ходе проверки данное приложение составлено и соответствует предъявляемым требованиям.
Кроме того, согласно условиям контрактов неотъемлемой его частью является график производства работ по строительству дома. В контракте данный график отсутствовал, таким образом, муниципальный заказчик не мог осуществлять контроль за ходом реализации контракта и соблюдением сроков производства работ. Данный факт создавал риски потери бюджетных средств в случае невыполнения подрядчиком условий контракта. В ходе проверки график производства работ представлен.
Переселение граждан из аварийного жилья производится в рамках реализации региональной и муниципальной адресных программ. Проверкой установлено, что количество переселяемых граждан и освобождаемых помещений не соответствует параметрам, отраженным в муниципальной и региональной программах.
Бутурлиновское городское поселение участвует в программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с 2008 года. За пять лет реализации программы (2008 - 2012 годы) расселены 136 человек из пяти аварийных домов. При исполнении двух действующих муниципальных контрактов своевременно и в полном объеме, проблема с аварийным жильем в Бутурлиновском городском поселении на сегодняшний день будет полностью решена. Согласно предоставленным документам, по состоянию на 01.01.2014 другие непригодные для проживания многоквартирные дома отсутствуют.
Кроме того, многоквартирные жилые дома имеются еще в трех поселениях Бутурлиновского муниципального района. В Нижнекисляйском городском поселении расположено 18 домов, степень износа 12 домов поселения более 50%. В Чулокском сельском поселении находится пять многоквартирных домов, построенных в 60-х годах. В Березовском сельском поселении находится 4 многоквартирных дома, три из которых в неудовлетворительном состоянии. В программе по переселению данные поселения участия не принимали.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и в рамках региональных и муниципальных адресных программ в Бутурлиновском городском поселении проведен капитальный ремонт многоквартирных домов. В 2012 году отремонтировано 10 домов на сумму 10487,8 тыс. рублей, в 2013 году - 6 домов на сумму 7741,5 тыс. рублей. Работы на всех объектах выполнены в полном объеме, сроки проведения работ соблюдены.
Согласно реестру муниципальной собственности на территории Бутурлиновского городского поселения расположено 128 многоквартирных домов. За годы реализации программ (2009 - 2013 годы) частичный капитальный ремонт общей стоимостью 63459,9 тыс. рублей проведен в 66 домах, то есть ремонтом охвачено около 50% многоквартирных домов.
Однако, исходя из недостаточного объема денежных ресурсов, ремонт проводился в наиболее проблемных местах, комплексный ремонт жилых домов не было возможности осуществить, поэтому проблема с ремонтом многоквартирных жилых домов по-прежнему остается актуальной.
Несмотря на старый изношенный жилой фонд, 2 поселения из вышеуказанных в программе по капитальному ремонту многоквартирных домов, с привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, участие не принимали. В 2013 году в программе по ремонту многоквартирных домов пожелали участвовать жители только одного дома Березовского сельского поселения, проведен капитальный ремонт кровли и цоколя дома стоимостью 611,3 тыс. рублей.
Значительная часть средств направлена Бутурлиновским городским поселением на выполнение работ по созданию комплекса водопроводных сооружений (два резервуара 700 куб. м, насосная станция II подъема, станция умягчения и обеззараживания воды, трансформаторная подстанция, выгреб 10 куб. м, водопроводная сеть общей протяженностью 7,5 км) общей стоимостью 128055,2 тыс. рублей. Данное мероприятие финансировалось в рамках долгосрочной областной целевой программы "Чистая вода Воронежской области на период 2011 - 2017 годов". Строительство осуществлялось подрядчиком ООО "Энергоучет" по муниципальному контракту от 08.06.2011, заказчиком-застройщиком на данном объекте являлось казенное предприятие Воронежской области "Единая дирекция капитального строительства и газификации" на основании договора от 17.08.2011. Согласно представленным документам работы выполнены в полном объеме, в установленный срок, полностью оплачены. Объект числится в реестре муниципального имущества Бутурлиновского городского поселения по состоянию на 01.01.2014. Визуальный осмотр показал, что комплекс водопроводных сооружений функционирует в рабочем режиме.
В ходе проверки установлено, что сметой предусмотрена реконструкция водонапорной башни, стоимость работ составляет 212,5 тыс. рублей, фактически данный вид работ не выполнялся. Однако, изменения в проектно-сметную документацию не внесены, общая стоимость муниципального контракта не уменьшена, следовательно, средства израсходованы администрацией с нарушением принципа результативности и эффективности, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.
Кроме того, в Бутурлиновском городском поселении в 2013 году произведена реконструкция водопроводных сетей (1 очередь) общей протяженностью 8,7 км стоимостью 6777,6 тыс. рублей подрядчиком ООО ПМК "Таловаяводстрой". Согласно представленным документам работы выполнены в полном объеме и установленный срок.
Администрацией поселения также разработана проектно-сметная документация реконструкции водопроводных сетей (II очередь), согласно которой сметная стоимость II очереди составляет 78747,5 тыс. рублей, общая протяженность водопроводных сетей, подлежащих реконструкции, - 43,4 км.
В реестре собственности Бутурлиновского городского поселения числятся водопроводные сети общей протяженностью 101,5 км, из них:
- построенные в 1969 - 2000 годах - 87,8 км (86% от общей протяженности сетей);
- построенные в 2009 - 2012 годах - 13,7 км.
Следует отметить, что при завершении проекта будет реконструировано 52,1 км, или 59,5% старых водопроводных сетей, то есть их ветхая аварийная часть. Таким образом, можно говорить об эффективном участии городского поселения в данной программе.
Большое внимание в Бутурлиновском городском поселении уделяется благоустройству территории города, финансирование мероприятий по этому подразделу составило в 2012 году - 49250,4 тыс. рублей, в 2013 году - 75287,1 тыс. рублей. За проверяемый период проведено благоустройство центральной части города Бутурлиновка, площади Воли с мемориальным комплексом, дворовых территорий, отремонтированы автомобильные дороги семи улиц поселения и памятник "Погибшим героям".
В ходе проверки установлено, что подрядные работы по благоустройству центральной части города выполнялись ООО "Дорожник" по муниципальному контракту от 13.08.2012 № 27 стоимостью 12425,9 тыс. рублей. Согласно актам работы выполнены своевременно и в полном объеме. Визуальный осмотр объекта показал, что в сквере не установлено 9 светильников (стоимость 10,6 тыс. рублей), 26 урн (71,5 тыс. рублей), 23 скамьи (181,0 тыс. рублей), фонтан не облицован плиткой (27,3 тыс. рублей). Всего по акту оплачено невыполненных работ на общую сумму 290,4 тыс. рублей, следовательно, средства израсходованы администрацией с нарушением принципа результативности и эффективности, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ. Кроме того, в ходе осмотра тротуарных дорожек в сквере установлено, что на многих участках отмечается проседание грунта и, соответственно, тротуарной плитки, что свидетельствует о некачественном выполнении работ. Однако на момент проверки администрацией городского поселения претензии по качеству проведенных работ подрядчику не предъявлялись.
Благоустройство мемориального комплекса, расположенного на пл. Воли, осуществляло ООО "Бытсервис" по муниципальному контракту от 02.10.2013 стоимостью 1334,1 тыс. рублей. Визуальный осмотр мемориального комплекса показал, что работы выполнены некачественно: гранитные плиты, которыми был облицован постамент памятника, отклеились. Контрактом предусмотрено устранение недостатков в течение гарантийного срока, в период проверки администрацией выставлена претензия подрядчику, ООО "Бытсервис" обязалось устранить недостатки до 01.05.2014.
Подрядные работы на объекте "Благоустройство площади Воли" выполнило ООО "ИнжСтройПроект" согласно муниципальному контракту от 24.06.2013 № 21 стоимостью 17689,7 тыс. рублей и сроком завершения работ до 15.08.2013. На основании актов от 24.07.2013, 08.08.2013, 14.08.2013 и 15.11.2013 № 1 - 5 работы выполнены в полном объеме: на площади уложены плитка тротуарная "Брусчатка", асфальт, установлены бордюры, светильники. Однако срок выполнения работ подрядчиком нарушен. Претензии об уплате неустойки на сумму 265,3 тыс. рублей направлены подрядчику, оплачено только 53,1 тыс. рублей. Дальнейшая претензионная работа администрацией не проводилась. Однако согласно условиям контракта неустойка за несвоевременное выполнение работ должна составить 1592,1 тыс. рублей.
В Бутурлиновском городском поселении благоустроено подрядчиком - МУП "Коммунальщик" четыре дворовых территории на общую сумму 4620,4 тыс. рублей. При визуальном осмотре установлено отсутствие карусели, качалки балансир и игровой установки на детских площадках, 11 скамеек и 17 урн. Кроме того, на территории двух дворов бордюрный камень установлен с нарушением строительной технологии (отсутствует бетонное основание), в результате бордюрные камни "упали". Претензии подрядчику по качеству проведенных работ администрацией городского поселения не предъявлялись. Игровое оборудование передано администрацией по договору хранения от 24.10.2013 МУП "Коммунальщик" до весеннее-летнего периода 2014 года. Стоимость оплаченных администрацией, но не установленных подрядчиком скамеек и урн составляет 75,0 тыс. рублей, следовательно, средства израсходованы администрацией с нарушением принципа результативности и эффективности, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.
Основная часть расходов в сумме 23159,5 тыс. рублей, или 63,2% всех затрат по разделу "ЖКХ" Нижнекисляйского городского поселения, приходится на реконструкцию водопроводной сети в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Чистая вода Воронежской области на период 2011 - 2017 годы". Администрацией с подрядной организацией ООО "Полимет Монтаж" заключен муниципальный контракт от 09.09.2013 на реконструкцию системы водоснабжения поселения стоимостью 78645,6 тыс. рублей и сроком исполнения до 01.10.2014.
Введение в эксплуатацию системы позволит обеспечить водоснабжением все население поселка, довести качество подаваемой воды до нормативов СанПин.
Согласно представленным документам, подрядчиком выполнены работы на общую сумму 22419,6 тыс. рублей, в том числе стоимость основных видов работ (разработка и перемещение грунта, устройство фундаментов, прокладка трубопровода протяженностью 6,1 км) - 6341,4 тыс. рублей и общая стоимость оборудования - 16078,2 тыс. рублей. Администрацией поселения оплата произведена в полном объеме согласно актам выполненных работ. Оборудование передано администрацией подрядчику - ООО "Полимет Монтаж" на ответственное хранение по договору.
Визуальный осмотр объекта строительства показал, что на строительной площадке подготовлен котлован для резервуаров, установлен блочный контейнер для установки очистки воды, по части улиц поселения проложены водопроводные сети, смонтированы колодцы, на некоторых улицах прорыты траншеи под водопроводные трубы, а также завезены полиэтиленовые водопроводные трубы и железобетонные кольца.
В ходе проверки осмотрен склад подрядчика на наличие оборудования, переданного администрацией на ответственное хранение. На складе имеется только трансформаторная подстанция стоимостью 341,2 тыс. рублей. Блочная установка очистки воды стоимостью 8320,0 тыс. рублей находится в контейнере на строительной площадке. Согласно пояснению главы администрации поселения часть оборудования (насосная станция с тремя насосами, четыре емкости и комплект обвязочных материалов) общей стоимостью 7417,0 тыс. рублей находится у поставщика - ООО "ВОДЭКО" (г. Москва).
Согласно муниципальному контракту оплата производится за фактически выполненные объемы работ по мере выполнения подрядчиком отдельных этапов работ. В нарушение данного условия контракта администрацией оплачены акты в части недопоставленного оборудования на сумму 7417,0 тыс. рублей, следовательно, средства израсходованы администрацией с нарушением принципа результативности и эффективности, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.
По разделу "Образование" исполнение за 2012 год составило 358277,7 тыс. рублей, с ростом на - 34,7%. Увеличение расходов связано с финансированием изготовления проектно-сметной документации на строительство школы на 792 места в г. Бутурлиновка - 8783,2 тыс. рублей, ремонтом Нижнекисляйской СОШ - 20839,0 тыс. рублей и Нижнекисляйского детского сада - 12011,8 тыс. рублей. За 2013 год исполнение составило 673601,5 тыс. рублей, с ростом к уровню 2012 года в 1,9 раза. Увеличение расходов связано с финансированием строительства школы в г. Бутурлиновка - 205150,6 тыс. рублей, модернизацией систем дошкольного - 48394,3 тыс. рублей и общего образования - 29098,1 тыс. рублей, а также повышением заработной платы педагогических работников.
В 2012 году заключен муниципальный контракт с ООО "Строительная компания "Майя" от 24.12.2012 на выполнение подрядных работ по строительству школы стоимостью 692508,9 тыс. рублей, срок выполнения работ - до 01.09.2014.
Следует отметить, что на момент проверки установлено отставание от графика производства работ более чем два месяца по следующим видам работ: устройство кровли, установки оконных проемов третьего этажа учебного корпуса, отделочные работы, монтаж отопления, вентиляции и сетей электроснабжения. По состоянию на 19.03.2014 расчетный размер штрафных санкций в соответствии с п. 12.7 контракта составляет 1592,7 тыс. рублей, претензионная работа администрацией не ведется, неустойка к оплате подрядчику не предъявлена.
Следует отметить, что с вводом новой школы в г. Бутурлиновка планируется ликвидация 5 школ, здания которых находятся в аварийном состоянии.
Субвенция из областного бюджета на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования в 2012 году поступила в сумме 158204,3 тыс. рублей, в 2013 году - 190907,5 тыс. рублей.
В нарушение приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 16.11.2012 № 1056 "Об утверждении методики расчета субвенции и порядка расчета норматива финансирования общеобразовательных учреждений..." в 2013 году на учебные расходы направлено субвенции меньше установленного на 5774,8 тыс. рублей, или 3 процентных пункта.
В нарушение примерного положения об оплате труда работников общеобразовательных учреждений в 2012 году базовая часть ФОТ сложилась выше норматива на 9 процентных пунктов, в 2013 году - на 12,4 процентных пункта.
Также не соблюдено рекомендованное примерным положением соотношение ФОТ педагогических и прочих работников, в 2012 году доля ФОТ педагогических работников была ниже установленного норматива на 5,2%, в 2013 году соотношение перевыполнено на 2,8 процентных пункта.
В результате проведенного расчета доля неэффективных расходов в общем объеме расходов на образование в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 02.09.2010 № 736 составила 31,4%, или 78016,8 тыс. рублей в 2012 году, 26,8%, или 80459,6 тыс. рублей, в 2013 году, из них:
- неэффективные расходы в связи с низкой наполняемостью классов в общеобразовательных учреждениях увеличились с 15480,8 тыс. рублей в 2012 году до 17193,9 тыс. рублей в 2013 году;
- неэффективные расходы на управление кадровыми ресурсами составили в 2012 году 62536,0 тыс. рублей и в 2013 году 63265,7 тыс. рублей.
Эффективность обеспечения населения услугами в области образования подтверждается выполнением федеральных показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Так, доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений в 2012 году составила 13,8%, в 2013 году - 95%.
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений с 37,9% в 2012 году сократилась и в 2013 году составила 14,8%.
Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений сократилась с 66,7% в 2012 году до 20,0% в 2013 году.
Следует отметить, что все доведенные показатели результативности по итогам реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Бутурлиновского муниципального района в 2012 - 2013 годах достигнуты.
По подразделу "Молодежная политика" расходы проведены в 2012 году в сумме 949,9 тыс. рублей, в 2013 году - 558,5 тыс. рублей. Необходимо отметить, что порядок расходования средств по мероприятиям, финансируемым в рамках подраздела администрацией района, не утвержден, что не соответствует нормам ст. 74, 217 Бюджетного кодекса РФ.
По разделу "Культура, кинематография" исполнение за 2012 год составило 37140,8 тыс. рублей, с ростом в 2,7 раза к уровню предыдущего года. Увеличение расходов произошло за счет финансирования строительства ДК в с. Гвазда - 18855,5 тыс. рублей, ремонта районного ДК "Октябрь" - 2000,0 тыс. рублей и приобретения оборудования - 2350,0 тыс. рублей.
Исполнение за 2013 год составило 48464,0 тыс. рублей, с ростом к уровню 2012 года на 30,5%. Увеличение расходов связано с повышением заработной платы работников культуры в соответствии с "Дорожной картой", а также с финансированием строительства ДК в с. Гвазда в рамках ДОЦП "Развитие сельской культуры Воронежской области 2011 - 2015 годы" - 25501,4 тыс. рублей.

Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры осуществляет централизованная бухгалтерия отдела по культуре, спорту и работе с молодежью администрации района. Бухгалтерская отчетность в проверяемом периоде составлялась на основании первичных документов, а не регистров синтетического учета и главной книги, что противоречит требованиям Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Приказа Министерства финансов РФ от 12.10.2010 № 157н.
Кроме того, что в нарушение принципов эффективности, установленных ст. 34 БК РФ, программный продукт "1С-Бухгалтерия 8", приобретенный в 2011 году, используется не в полном объеме, учет ведется частично на бумажных носителях.
Следует отметить, что на балансе отдела числится 54 ед. неиспользуемого имущества балансовой стоимостью 700,1 тыс. рублей, износ по которым составил 100%, имеются заключения о непригодности его использования, однако имущество не списано (звукоусилительные системы, цветомузыкальные установки, акустический звуковой барьер и др.).
В нарушение п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ предоставлены субсидии в сумме 799,6 тыс. рублей (2012 год - 361,0 тыс. рублей, 2013 год - 438,6 тыс. рублей) без утвержденных порядков предоставления трем общественным организациям.
В ходе проверки порядок предоставления субсидий на обеспечение деятельности общественных организаций утвержден постановлением администрации Бутурлиновского муниципального района от 05.03.2014 № 234.
Эффективность обеспечения населения услугами в области культуры подтверждается выполнением федеральных показателей оценки эффективности. Так, уровень фактической обеспеченности клубами и учреждениями клубного типа от нормативной потребности составил: в 2012 году - 121,5%, в 2013 году - 125%; библиотеками - 100%, парками культуры и отдыха - 100%.
Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в 2012 году составил 22,5% (при среднем показателе по области 24,6%), в 2013 году увеличился до 26%.
По разделу "Здравоохранение" в 2012 году производилось финансирование Бутурлиновской ЦРБ за счет субсидий областного бюджета в сумме 81220,6 тыс. рублей. В 2013 году финансирование не производилось в связи с передачей полномочий на областной уровень.
По разделу "Социальная политика" исполнение за 2012 год составило 24070,9 тыс. рублей, с ростом на - 43,4%, за 2013 год - 38436,3 тыс. рублей с ростом к 2012 году в 1,6 раза. Увеличение расходов связано с привлечением средств областного бюджета по подразделу "Охрана семьи и детства".
По разделу "Обслуживание муниципального долга" исполнение за 2012 год составило 564,4 тыс. рублей, с ростом в 8,4 раза, за 2013 год - 1484,4 тыс. рублей, что в 2,6 раза превышает расходы 2012 года. Увеличение расходов связано с обслуживанием долга по кредитам, привлеченным из областного бюджета.
Расходы по разделу "Межбюджетные трансферты общего характера" в 2012 году составили 46291,0 тыс. рублей, в 2013 году - 97244 тыс. рублей. Увеличение в 2,1 раза вызвано ростом объема дотаций на выравнивание в 5,5 раза и ростом прочих межбюджетных трансфертов в 2,7 раза.
Проверка расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов поселений показала, что первоначальный расчет распределения дотации за счет средств местного бюджета в 2012 и 2013 годах производился на основании методики, утвержденной Законом Воронежской области от 17.11.2005 № 68-ОЗ "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Воронежской области". Однако, в ходе исполнения бюджета в распределение дотаций вносились изменения по обращениям администраций поселений. Так, в 2012 году распределено по установленной методике 6409,0 тыс. рублей. В течение года в решение о бюджете вносились изменения, и фактически за год распределение составило 8967,1 тыс. рублей.
Таким образом, в нарушение ст. 142.1 Бюджетного кодекса РФ и методики, утвержденной Законом Воронежской области от 17.11.2005 № 68-ОЗ, в 2012 году распределено 2558,1 тыс. рублей 11 поселениям, в 2013 году - 41830,5 тыс. рублей 12 бюджетам поселений.
Аналогично в 2012 году в нарушение ст. 142.4 Бюджетного кодекса РФ и методики, утвержденной решением Совета народных депутатов Бутурлиновского муниципального района от 28.12.2011 № 320, распределены дотации на сбалансированность в сумме 9842,5 тыс. рублей 9 поселениям.
Кроме того, в нарушение ст. 142.4 БК РФ, муниципальными правовыми актами представительного органа местного самоуправления не определен порядок предоставления субсидии на софинансирование приоритетных социально значимых расходов поселений, предоставленных в 2013 году в сумме 18551,9 тыс. рублей.

4. Анализ структуры доходов бюджетов поселений за 2012 год показал, что в общей сумме доходов налоговые и неналоговые доходы составили 50,5% (103235,7 тыс. рублей), безвозмездные перечисления на общее покрытие расходов - 15,1% (30741,6 тыс. рублей), безвозмездные перечисления, имеющие целевое назначение - 32,9% (67 209,1 тыс. рублей). При этом в разрезе поселений доля налоговых и неналоговых доходов в общей сумме поступлений составляет от 10,6% (Гвазденское поселение) до 85,8% (Кучеряевское поселение), следовательно, разрыв по уровню бюджетной обеспеченности поселений составляет до 8,5 раз.
В 2013 году структура бюджетов поселений претерпела изменения. В абсолютных величинах произошел рост по всем трем видам доходов, при сокращении удельного веса налоговых и неналоговых доходов и опережающем росте безвозмездных перечислений поселениям. В общей сумме доходов налоговые и неналоговые доходы составили 24,8%, безвозмездные перечисления на общее покрытие расходов - 10,9%, безвозмездные перечисления, имеющие целевое назначение, - 64,0%.

Выводы:
Анализ организации бюджетного процесса и оценки состояния экономики Бутурлиновского района показал, что за 2012 - 2013 годы благодаря предпринятым администрацией района совместно с региональными властями усилиям, произошли значительные изменения в социально-экономическом развитии района. Бюджетный процесс в районе организован в рамках действующего бюджетного законодательства. В районе наблюдается стабильная динамика увеличения инвестиций за последние годы, по объему привлеченных инвестиций район занял 4-е место в области. В 2013 году общий объем инвестиций составил 1,5 млрд. рублей и возрос в 2,8 раза к уровню предыдущего года, а к уровню 2010 года - в 4,5 раза. В социальную сферу направлено 86% от общего объема средств. В районе ведется строительство новых социальных объектов (школы, поликлиники, спортивного комплекса с бассейном, котельной для объектов соцсферы), развивается инфраструктура городского поселения г. Бутурлиновка, в том числе нового микрорайона "Мичуринец". Введен в эксплуатацию клуб в с. Гвазда, проведен капитальный ремонт детских садов и школ района на общую сумму 78,8 млн. рублей, завершилась газификация всех поселений с достижением общего уровня газификации района - 79%.
Отмечено активное участие района и его поселений в реализации целевых программ, в том числе по газификации, переселению граждан из аварийного жилого фонда, проведению капитального ремонта многоквартирных домов, реконструкции и строительству водопроводных систем по программе "Чистая вода...", развитию сельской культуры и образования.
Объем отгруженных товаров промышленными предприятиями по переработке сельхозпродукции имеет положительную динамику (ежегодный рост около 40%). В 2013 году начато производство на ОАО "Бутурлиновский ликеро-водочный завод", создано 130 новых рабочих мест, что позволило увеличить платежи в бюджеты всех уровней на 177,8 млн. рублей.
В Бутурлиновском районе отмечается также стабильный прирост производства продукции растениеводства, по производству основных видов продукции район занимает средние позиции в области.
Кроме того, среднемесячная заработная плата в районе за два года увеличилась в 1,6 раза.
Следует отметить, что при позитивных тенденциях существуют и проблемные вопросы, требующие особого внимания. В первую очередь, это относится к сфере сельского хозяйства - животноводству. В 2013 году произошло сокращение производства животноводческой продукции на 30%, основной причиной которого стало уменьшение поголовья скота.
Отмечен невысокий уровень инвестиций, направленных на развитие производственной сферы района (216,1 млн. рублей). По данному показателю район занял только 21-е место. Следует отметить, что это инвестиции всего лишь одного предприятия ООО "Бутурлиновский Агрокомплекс".
Кроме того, в районе сложился низкий уровень занятости трудоспособного населения. Данный показатель составил 693 человека на одну тысячу работоспособного населения, что в рейтинге соответствует только 28-му месту.
Также проверкой установлены отдельные нарушения и недостатки в исполнении бюджетного процесса. В нарушение Бюджетного кодекса РФ и утвержденных методик за проверяемый период распределено дотаций на общую сумму 54,2 млн. рублей. Отмечена неэффективная работа администрации по отработке недоимки арендной платы за землю, которая за 2013 год возросла в 1,5 раза и на начало текущего года составила 11,4 млн. рублей. Дана удовлетворительная оценка по работе с одним из резервов пополнения доходной части бюджета - недоимкой по налоговым платежам. Несмотря на снижение в проверяемый период, ее размер на начало 2014 года еще достаточно высок - 5,3 млн. рублей.
Отмечены отдельные нарушения и недостатки в части расходования бюджетных средств. При строительстве объектов муниципальной собственности и благоустройстве территорий поселениями района допущено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 8,0 млн. рублей. Кроме того, проверкой установлено некачественное выполнение работ подрядчиками при проведении благоустройства территории города. Вместе с тем отмечено нарушение сроков выполнения работ при строительстве ряда объектов. Особо внимание обращено на двухмесячное отставание от графика производства работ при строительстве школы на 792 в г. Бутурлиновка. Претензионная работа администрацией не проводилась, размер штрафных санкций мог составить около 3,0 млн. рублей.
Исходя из проведенной комплексной проверки исполнения бюджета и оценки социально-экономического развития Бутурлиновского муниципального района за 2012 - 2013 годы, работу администрации района и поселений, за исключением отдельных нарушений и недостатков, можно признать эффективной.

Предложения:
В целях улучшения социально-экономического развития района, повышения качества организации бюджетного процесса, а также устранения выявленных нарушений и недостатков направить представления главе администрации Бутурлиновского муниципального района, заместителю главы администрации района, главе Бутурлиновского городского поселения, главе администрации Нижнекисляйского городского поселения, руководителю отдела финансов администрации района, руководителю отдела по образованию и молодежной политики администрации района.
Кроме того, главе администрации муниципального района направить письмо с приложением копий актов и представлений, направленных в структурные подразделения администрации района и главам Бутурлиновского и Нижнекисляйского городских поселений, с целью контроля за устранением выявленных нарушений и соблюдением сроков направления в Контрольно-счетную палату информации об их устранении.

Аудитор
С.И.МАКУШИН


------------------------------------------------------------------