По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.03.2014 по делу N А14-89/2014 <Заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении заявителя к административной ответственности за включение в декларацию заведомо искаженных данных об объеме розничной продажи алкогольной продукции удовлетворены, так как совершенное им правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и является малозначительным>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2014 г. по делу № А14-89/2014

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена "28" марта 2014 года.
Решение изготовлено в полном объеме "28" марта 2014 года.
Закрытое акционерное общество "В", г. Воронеж (далее - заявитель, ООО "В") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу, г. Москва о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 05-13/3096-2 от 05.12.2013.
Определением суда от 10.01.2014 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 05.03.2014 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного органа в порядке ст. ст. 156, 159, 210 АПК РФ.
Заявитель поддержал заявленные требования, не оспаривая факт нарушения, указал на допущение обществом бухгалтерской ошибки, которая была незамедлительно исправлена, в связи с чем, просит суд применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и признать правонарушение малозначительным.
Административный орган не признал требования заявителя, по основаниям, изложенным в отзыве, указывает на правомерность привлечения общества к административной ответственности.
В судебном заседании, в порядке ст. 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 28.03.2014 г. до 14 час. 30 мин. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещалась в информационном окне в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Воронежской области.
Как следует из материалов дела, при проверке полноты и своевременности представления деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Управлением было установлено нарушение ЗАО "В" ст. 14, ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а также п. 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
Определением от 25.10.2013 в отношение ЗАО "В" возбуждено дело об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что ЗАО "В" допущено административное правонарушение, выразившееся во включении заведомо искаженных данных в декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и спиртосодержащей продукции за III квартал 2013 г. (Приложение № 11 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815) по лицензии регистрационный номер <...> сроком действия с 24.06.2013 по 23.06.2015 на осуществление розничной продажи алкоголя, а именно:
В декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции (Приложение № 11) за III квартал 2013 г. организацией ЗАО "В" не отражена закупка алкогольной продукции у организации ООО ТД "В" по ТТН № 441111 от 31.07.2013 в общем объеме 3,4245 дал.
По факту выявленного нарушения 14.11.2013 консультантом отдела контроля за декларированием оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу, составлен протокол об административном правонарушении № 05-13/3096-1 в отношении ЗАО "В" по основаниям ст. 15.13 КоАП РФ.
По материалам административного дела заместитель руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу 05.12.2013 вынес постановление по делу об административном правонарушении № 05-13/3096-2 о привлечении ЗАО "В" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Указывая на незамедлительное устранение технической ошибки (до вынесения оспариваемого постановления), полагая, что совершенное обществом правонарушение является малозначительным, при этом данное обстоятельство административным органом не устанавливалось, ЗАО "В" обратилось в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 28.07.2012) (далее - Закон № 171-ФЗ) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с п. 4 статьи 14 ФЗ № 171-ФЗ порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается (п. 10 ч. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ).
Во исполнение указанных требований Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815, вступившим в законную силу 28.08.2012, утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
В силу п. 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях. Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 16 Правил).
Декларации (за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями № 11 и 12 к настоящим Правилам) представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме (п. 18 Правил).
Декларации на бумажных носителях представляются организациями и индивидуальными предпринимателями в территориальные органы и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации через своего представителя или направляются почтовым отправлением с описью вложения (п. 21 Правил)
Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231 и действует с 24 сентября 2012 г.
Формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 28.08.2012 № 237 "О формате представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо за несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО "В" имеет лицензию регистрационный номер <...> сроком действия с 09.03.2011 по 08.03.2016 на осуществление розничной продажи алкоголя, в соответствии с которой осуществляет свою деятельность. Следовательно, общество обязано подавать декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
В декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции (Приложение № 11) за III квартал 2013 г. организацией ЗАО "В" не отражена закупка алкогольной продукции у организации ООО ТД "В" в общем объеме 3,4245 дал.
Данный факт заявитель не оспаривает.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
Однако, в силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам в силу пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 10) необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным этим Кодексом. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 10).
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Как поясняет представитель заявителя, при подаче декларации за III квартал 2013 допущена техническая ошибка, которая устранена до вынесения оспариваемого постановления, путем подачи корректирующей декларации.
Поскольку факт нарушения не повлек за собой каких-либо последствий, заявитель просит применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Оценив совершенное правонарушение, суд считает, что действия Общества, хотя формально и содержат признаки состава вмененного ему административного правонарушения, однако само нарушение не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, нарушение заявителем исправлено.
Документальных доказательств того, в чем выразилась высокая степень общественной опасности деяния, посягающего на интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также на интересы граждан в области торговли и оказания услуг, Управлением не представлено.
Учитывая конкретные обстоятельства данного дела, суд пришел к выводу о том, что производством по делу об административном правонарушении достигнуты цели административного наказания, негативных последствий не наступило.
Таким образом, на основании оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения, исходя из степени общественной опасности правонарушения и характера вины правонарушителя, отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, отсутствия причинения ущерба обществу и государству, а также учитывая, что административное правонарушение совершено заявителем впервые, ЗАО "В" подлежит освобождению от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах требования Общества о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Управления от 05.12.2013 № 05-13/3096-2 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьей 2.9 КоАП РФ, 167 - 170, 207 - 211 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу № 05-13/3096-2 от 05.12.2013 о привлечении ЗАО "В" к административной ответственности на основании статьи 15.13 КоАП РФ ввиду малозначительности правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через суд принявший решение.


------------------------------------------------------------------