По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Воронежского областного суда от 28.03.2014 по делу N 3-27/2014 <О признании недействующим подпункта 1.15 приложения к приказу департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 16.05.2011 N 703 "Об установлении арендных ставок за пользование земельными участками..." в части установления арендных ставок по поселениям за пользование земельными участками под газопроводами, ШРП, ГРП>



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2014 г. по делу № 3-27/2014

(извлечение)

Открытое акционерное общество "Г" (далее - ОАО "Г") обратилось в Воронежский областной суд с заявлением, в котором просило признать недействующим со дня вступления в силу подпункт 1.15 приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) от 16 мая 2011 года № 703 "Об установлении арендных ставок за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Бобровского муниципального района Воронежской области" (далее - приказ № 703) в части установления арендных ставок по поселениям за пользование земельными участками под газопроводами, ШРП, ГРП.
В обоснование требований заявителем указано, что в нарушение положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ) в подпункте 1.15 приложения к приказу № 703 Департаментом установлены арендные ставки по поселениям за пользование земельными участками под ШРП (шкафной газорегуляторный пункт), ГРП (газорегуляторный пункт), являющимися линейными объектами, в размерах, превышающих два процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
ОАО "Г" ссылается на нарушение оспариваемым пунктом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, поскольку оно, являясь собственником газораспределительных сетей, будет вынуждено заключать договоры аренды земельных участков, занятых ШРП и ГРП, и уплачивать арендную плату, рассчитанную исходя из установленных приказом арендных ставок, а также за фактическое использование земельных участков, и, следовательно, - нести дополнительные необоснованные расходы (л.д. 4 - 7).
В судебном заседании представитель заявителя Л. заявленные требования уточнила, просит признать недействующим с момента его принятия подпункт 1.15 приложения к приказу № 703 в части установления арендных ставок по поселениям за пользование земельными участками под газопроводами, ШРП, ГРП по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заявителя С. поддержала требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Департамента О. заявление посчитала необоснованным, полагая, что нормативный правовой акт исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации принят в пределах компетенции и в соответствии с положениями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, поддержав письменные возражения (л.д. 66 - 68).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Савельевой С.А., полагавшей необходимым удовлетворить заявление и признать оспариваемый в части нормативный правовой акт недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Основанием для признания нормативного правового акта недействующим является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Применительно к требованиям части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт.
Исходя из толкования абзаца 1 пункта 3.1 Федерального закона № 184-ФЗ, пункта 2 статьи 3 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", пункта 1.2 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 18 мая 2009 года, в их системной взаимосвязи следует, что Департамент в своей деятельности по принятию нормативных правовых актов в области земельных отношений основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, законах Воронежской области, указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, правовых актах Воронежской областной Думы, губернатора области и правительства области, а также Положением.
Судом установлено, что Департаментом 16 мая 2011 года издан приказ № 703 "Об установлении арендных ставок за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Бобровского муниципального района Воронежской области".
В приложении к приказу № 703, в подпункте 1.15, установлены арендные ставки по поселениям за пользование земельными участками, в том числе, под газопроводами, ШРП, ГРП в следующих размерах: городское поселение город Бобров - 5%; Анновское, Верхнеикорецкое, Коршевское, Липовское, Мечетское, Никольское, Октябрьское, Пчелиновское, Семено-Александровское, Слободское, Сухо-Березовское, Тройнянское, Хреновское, Чесменское, Шестаковское, Шишовское, Юдановское и Ясенковское сельские поселения - 15% от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков (л.д. 9 - 15).
Данный документ опубликован 24 мая 2011 года в газете "Воронежский курьер", № 54.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, статье 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Оценивая компетенцию Департамента по принятию названного приказа, суд учитывает, что он принят в соответствии со статьей 2, частью 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ, пунктом 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 7 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", постановлением правительства Воронежской области от 8 мая 2009 года № 365 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области" и устанавливает арендные ставки за пользование земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Бобровского муниципального района Воронежской области.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый заявителем в части приказ № 703 принят в пределах полномочий Департамента, являющегося уполномоченным органом в сфере земельных отношений, определенным правительством Воронежской области.
Оспариваемый документ опубликован в соответствии со статьей 6 Закона Воронежской области от 7 июля 2006 года № 86-ОЗ (в редакции от 5 апреля 2011 года) "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации" в официальном органе печати - газете "Воронежский курьер" (государственный контракт № 17/ГК от 20 мая 2011 года), вступил в силу со дня его официального опубликования (статья 5 названного Закона) и является действующим (л.д. 70 - 71, 143 - 144).
На настоящее время он не отменен и не признан утратившим силу.
Проверяя соответствие оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона № 184-ФЗ предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 2 Земельного кодекса Российской Федерации, провозглашая отнесение земельного законодательства Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части 3 конкретизирует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут издавать содержащие нормы земельного права акты на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Из смысла приведенных выше норм материального права следует, что компетентный орган субъекта Российской Федерации правомочен определять, в том числе и изменять, размер арендной ставки за пользование землей, находящейся в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Проверяя возражения представителя Департамента, суд приходит к выводу, что порядок установления арендных ставок за пользование земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области и государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципальных районов и городских округов Воронежской области, был соблюден (л.д. 72 - 76, 85 - 110).
Так, экономически обоснованное предложение начальника отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Бобровского муниципального района от 21 марта 2011 года № 515 поступило в Департамент 23 марта 2011 года.
22 апреля 2011 года Комиссия по согласованию арендных ставок по муниципальным районам и городским округам Воронежской области на своем заседании приняла решение, оформленное в виде протокола № 4, и утвердила предложенные арендные ставки, указав Департаменту на необходимость подготовки оспариваемого приказа, издание которого соответствует полномочиям государственного органа, изложенным в пункте 5.51 Положения о Департаменте.
Плата за пользование земельными участками в случаях переоформления права бессрочного пользования на право аренды по смыслу пункта 2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ.
Согласно абзацу 3 пункта 2, пункту 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ годовой размер арендной платы за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. Изменение годового размера арендной платы может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
ШРП (шкафной газорегуляторный пункт) и ГРП (газорегуляторный пункт) в соответствии с Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 18 марта 2003 года № 9, а также пунктами 3.13 и 6.1 СП 62.13330.2011 Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002, утвержденным Приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 780, являются технологическими устройствами, предназначенными для снижения давления газа и поддержания его в заданных уровнях в газораспределительных сетях.
Понятие газораспределительной сети дано в СП 62.13330.2011 Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002: "сеть газораспределения" - технологический комплекс, состоящий из наружных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений, технических и технологических устройств на них (п. 3.1 Свода правил).
Кроме того, в пункте 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870 "Об утверждении технического регламента безопасности сетей газораспределения и газораспределения" указано, что основные понятия, используемые в настоящем техническом регламенте, означают следующее:
"газопровод" - конструкция, состоящая из соединенных между собой труб, предназначенная для транспортирования природного газа;
"сеть газораспределения" - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий);
"технологическое устройство" - комплекс технических устройств, соединенных газопроводами, обеспечивающий получение заданных параметров сети газораспределения и сети газопотребления, определенных проектной документацией и условиями эксплуатации, включающий, в том числе, газорегуляторные пункты, газорегуляторные пункты блочные, газорегуляторные пункты шкафные, газорегуляторные установки и пункты учета газа.
Таким образом, ШРП и ГРП являются неотъемлемой частью газопроводов, являющихся, в свою очередь, линейными объектами, и, следовательно, годовой размер арендной платы за использование земельных участков, занятых ШРП и ГРП, не может превышать двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Одним из видов деятельности ОАО "Г" является транспортировка газа по трубопроводам (пункт 2.2.1 Устава) (л.д. 16 - 29).
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 14 ноября 1997 года № 121/1 заявитель включен в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (транспортировка газа по трубопроводам).
Вследствие изложенного содержание подпункта 1.15 оспариваемого приложения к приказу № 703 в части установления арендных ставок по поселениям за пользование земельными участками под газопроводами, ШРП, ГРП следует признать несоответствующим нормам пункта 2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ и нарушающим права и законные интересы ОАО "Г" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ОАО "Г" (до 30 сентября 2013 года - ОАО "В") является собственником газораспределительных сетей, находящихся в Бобровском муниципальном районе Воронежской области (л.д. 30, 31), и, соответственно, вынуждено будет заключать договоры аренды земельных участков, занятых газопроводом, ШРП и ГРП, и уплачивать арендную плату, рассчитанную исходя из установленных приказом арендных ставок, а, следовательно, - нести дополнительные необоснованные расходы.
Более того, в адрес заявителя из администрации Бобровского муниципального района Воронежской области поступил проект договора аренды земельных участков со ставками арендной платы, указанными в оспариваемом акте (л.д. 32 - 35).
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Принимая во внимание изложенное, а также, что оформление договоров аренды земельных участков заявителем в установленном законом порядке не завершено, нормативный правовой акт в оспариваемой части до вынесения решения суда не применялся и на основании этого акта не были реализованы права граждан и организаций, подпункт 1.15 приложения к приказу № 703 в части установления арендных ставок по поселениям за пользование земельными участками под газопроводами, ШРП, ГРП подлежит признанию недействующим со дня его вступления в силу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщение о данном решении подлежит опубликованию в газете "Воронежский курьер", поскольку оспариваемый нормативный акт был официально опубликован в данном печатном издании.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующим подпункт 1.15 приложения к приказу департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 16 мая 2011 года № 703 "Об установлении арендных ставок за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Бобровского муниципального района Воронежской области" в части установления арендных ставок по поселениям за пользование земельными участками под газопроводами, ШРП, ГРП со дня его вступления в силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 марта 2014 года.


------------------------------------------------------------------